Сочинение «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Испытуемым предлагается в течение десяти минут написать сочинение на тему «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе». Оно направлено на выявление в работах доминирующих жизненных стратегий испытуемых. При обработке сочинений использовался метод контент-анализа.

Метод контент-анализа представляет собой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержания различных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. В социологических исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера. Метод применяется при изучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, произведений живописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом, объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применение техники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относится выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Единицами анализа в сочинении явились ключевые фразы, описывающие признаки, значимые для той или иной жизненной стратегии, например «любыми способами попыталась обратить на себя внимание», «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт».

Исследование проводилось в октябре 2008 года. В нем приняли участие студенты 2, 3, 5 курсов ИПОиИТ БГПУ им.М.Акмуллы, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в психологии» (60 человек).

Результаты и их обсуждение

 

При обработке и структурировании полученных результатов и их последующем анализе с проведением сравнительной характеристики методом контент-анализа были проведены следующие действия.

Сначала выделили сочинениях испытуемых 2 типа доминирующих жизненных стратегий в соответствии с классификацией жизненных стратегий по Ю.М. Резнику, Е.А. Смирнову путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Например, «иметь» - «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт»; «достигать» - «чтобы стать лучше, нужно чего-то добиться», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «все в твоих руках, не опускай же их». Оказалось, что в выборке отсутствуют испытуемые со стратегией «быть». Это объясняется небольшим объемом выборки, с одной стороны. Возможно, бытийность – характеристика, удельный вес которой увеличивается со зрелостью личности. Наши испытуемые – студенты – еще только находятся на пороге зрелости.

Затем мы разделили ранние воспоминания испытуемых на 4 группы в соответствии с классификацией типов личности по Адлеру путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Это выглядело следующим образом: «берущий» - «бери от жизни все»; «избегающий» - «чувство неуверенности в своих родителях, поступках», «недоверие к людям», «сделать не смог, так как был уставший»; «управляющий» - «любыми способами обратить на себя внимание»; «социально полезный» - «нужно быть ответственнее», «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам». «Управляющий» тип в рассмотрение не вошел, так как представлен слабо.

Посредством тестирования, анализа полученных результатов и проведения сравнительной характеристики методом контент-анализа нам удалось выявить существование связи целей-ценностей, конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями, представленные в Таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты исследования

 

Жизненные стратегии

Иметь (n=9) Достигать (n=11)
Типы личности, по Адлеру «социально-полезный» (), «избегающий», «берущий» «социально-полезный», «избегающий»
Фиктивные цели «Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «поставленной цели я добиваюсь», «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель». «Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому». «Берущий» тип. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Например, «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей». «Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее». «Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча».  
Ценности (must-test) автономность личностный рост привязанность и любовь личностный рост автономность привязанность и любовь

 

У испытуемых со стратегией «иметь» прослеживаются общие черты в выборе жизненных целей и ценностей. Большинство из них ориентируются на автономность принятия решений, они стремятся не зависеть от мнения окружающих, сами хотят определять ход своей жизни, стремятся к личностному росту, также немаловажное значение для них имеет любовь близких. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди трех типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий», «берущий». Принадлежность к этим типам может свидетельствовать о:

· проявлении заботы о других и заинтересованности в общении с ними, восприятии основных жизненных задач как социальных проблем;

· избегании проблем в жизни, и уходе от всего, что предполагает возможность неудачи;

· удовлетворении большей части своих потребностей за счет других.

Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель», «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому», «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей». Данная стратегия характеризуется тем, что человек стремится как можно больше иметь (в том числе материальных благ).

У испытуемых со стратегией «достигать» прослеживаются как доминирующие те же ценности. Но личностный рост и развитие собственных умений и способностей находится для них все же на первом месте. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди двух типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий». Для данных типов характерны:

· соединение в себе высокой степени социального интереса и высокого уровня активности;

· стремление уклониться от фрустрирующей ситуации;

Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее», «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча». Данная стратегия характеризуется повышенным стремлением достичь поставленных целей, самосовершенствованием, высокой общительностью.

Испытуемых со стратегией «быть» в выборке не оказалось. Это можно объяснить доминированием в обществе патриархальных ценностей: конкуренция, агрессия, выгода, целеустремленность, решительность, рациональность, автономность и независимость, игнорирование чувств, взаимозависимости, нуждаемости в других (Э. Фромм). Также данный факт может быть связан с небольшим объемом выборки.

Отсутствие других групп ценностей по результатам «must-теста» можно объяснить возрастными особенностями, единством ценностей испытуемых в связи с высокой сплоченностью в группах (один факультет, одна специальность).

Выводы

1. Жизненные стратегии личности связаны с доминирующими ценностями:

1.1 При стратегии «иметь» преобладающими ценностями являются автономность (у 30% испытуемых), личностный рост (у 25% испытуемых), привязанность и любовь (у 20% испытуемых).

1.2 При стратегии «достигать» доминируют ценности личностного роста (у 30% испытуемых), автономности (у 30% испытуемых), привязанности и любви (у 25% испытуемых).

У всех испытуемых наблюдаются схожие жизненные ценности. Это объясняется возрастными особенностями, а также однородностью выборки (студенты одного факультета, одной специальности).

2. Жизненные стратегии связаны с конструктами ранних воспоминаний:

2.1 При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий» (у 15% испытуемых по каждому типу).

2.2 При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий» (у 25% испытуемых по каждому типу).



Заключение

 

Понятие «стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени, а с другой – способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

Формирование жизненных стратегий может рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в ранних воспоминаниях.

Ранние воспоминания (early recollections) представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые индивидуум может визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранние воспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.

Предположение, заключавшееся в том, что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных стратегий личности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования.

В результате проведенного исследования выявлено - конструкты ранних воспоминаний связаны с доминирующими жизненными стратегиями. При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий». При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий».

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.