ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Объект исследования – учебно – воспитательный процесс.
Субъект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – прогнозирование и совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [1, 31].
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Задачи исследования
Задачи исследования:
- ознакомиться с литературой по теме: «Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах»;
- проанализировать данную тему;
- выделить анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста;
- выделить основные задачи физического воспитания учащихся начальных классов;
- выделить основные средства физического воспитания учащихся начальных классов;
- выделить особенности развития двигательных качеств учащихся начальных классов на уроках физического воспитания;
- выделить особенности врачебного контроля над физическим воспитанием;
- провести исследование и определить показатели здоровья в исследуемом классе;
- выделить результаты исследования;
- сделать определенные выводы.
Методы исследования
Метод научно-педагогического исследования – путь изучения и овладения сложными психолого–педагогическими процессами формирования личности, определение объективной закономерности воспитания и обучения.
В данном исследовании были использованы такие методы: анализ; анкетирование; метод системного наблюдения.
Анализ – это теоретический метод педагогического исследования.
Метод анкетирования. Этот метод используется для получения информации про типичность тех или иных явлений научно-воспитательного процесса. Анкеты могут быть: открытыми, закрытыми, полуоткрытыми, полярными. При анкетировании придерживаются таких требований:
а) подбор вопросов, которые точнее характеризуют явление и дают надежную информацию;
б) использование как прямых, так и непрямых вопросов;
в) исключение подсказок в формулировании вопроса;
г) предупреждение двоичного понимания содержания вопроса;
Организация исследования: исследование проводилось в ЗОШ № 24 г.Запорожья в первом классе, в исследованном классе 26 учеников. В начале учебного года были определены в исследованном классе показатели здоровья и в середине учебного года были определены показатели здоровья в этом же классе, результаты были проанализированы и изображены в таблице.
РЕЗУЛЬТАТЫ исследованиЯ
Исследование проводилось в ЗОШ № 24 в г. Запорожье в первом классе, в исследованном классе 26 учеников. В начале исследования, т.е. в начале учебного года, учеников этого класса можно было распределить по состоянию здоровья на такие группы:
- 16 учеников к основной группе – 61,5%;
- 6 учеников к подготовительной группе– 23,07%;
- 4 ученика к специальной группе– 15,3 %.
Учитель по физической культуре на родительском собрании провел анкетирование среди родителей, чтобы определить роль родителей в физическом воспитании детей (анкетирование проводилось в начале учебного года).
Таблица 3.1.
Результаты исследования
Проверка показателей здоровья | Спортивная группа | |||||
основная | подготовительная | специальная | ||||
кол-во учащихся | % | кол-во учащихся | % | кол-во учащихся | % | |
начало уч. года | 16 | 61,53 % | 6 | 23,07 % | 4 | 15,3 % |
середина уч. года | 19 | 73,07 % | 3 | 11,5 % | 4 | 15,3 % |
В результате исследования было выявлено, что семья играет важную роль в физическом воспитании детей. От того, как родители будут относиться к физической культуре будет зависеть отношение их детей к урокам физического воспитания.
выводы
Итак, можно сделать такие выводы:
· Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, поэтому уроки по физическому воспитанию необходимо планировать с учетом этой очень важной особенности.
· Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности.
· Содержание уроков физической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
· На уроках физической культуры в младших классах рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения различной направленности с использованием музыкального сопровождения. Особое внимание должно уделяться специальным упражнениям для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия.
· С учащимися младших классов целесообразно проводить на уроках игры с выполнением разнообразных упражнений. Т.е. игры с бегом, с прыжками, с лазанием, игры с метанием и ловлей и др. Ежедневное проведение таких игр позволяет успешно решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудового воспитания, активного повседневного отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей.
· Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.
· Родители играют очень важное значение в физическом воспитании детей. Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна быть созданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимый менторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
· Большинство родителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическими упражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот вид деятельности.
список использованной литературы
1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.
2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 1993. – 240 с.
3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М., 1980. – 304 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. – 443с.
5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990. – 287 с.
6. Шиян Б.М. Методика физичного виховання школярів. – Л., 1993. – 183с.
7. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Вайнбаума. – М., 1979. – 209 с.
8. Волков Л.В. Методика виховання фізичних здібностей учнів. – К., 1980. – 234 с.
9. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. Руховий режим учнів. – К., 1989. – 320 с.
10. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. – К., 1988. – 310 с.
11. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д., 2003. – 255 с.
12. Ахмеров Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе. – Минск., 1968. – 270 с.
13. Гугин А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. – М., 1977. – 320с.
14. Соколов В.А. Мотивация занятий физической и спортивной культурой школьников. – Минск, 1973. – 227 с.
15. Козленко Н.О. Школьникам – привычку заниматься физкультурой. – К., 1985. – 120 с.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Объект исследования – учебно – воспитательный процесс.
Субъект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – прогнозирование и совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [1, 31].
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 449.