Эффективность практической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важной частью нашей дипломной работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Нам хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития коммуникативных навыков), изучая его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их использования.

Для успешного проведения педагогического исследования были отобраны 4 «А» и 4 «Б» классы базовой школы №4 города Азова. Дадим краткую психолого-педагогическую характеристику данных групп учеников.

4 «А» класс.

1. МОУ СОШ №4

2. Всего в классе 12 человек, из них трое одаренных детей, пятеро человек с ограниченными возможностями, остальные четверо – обычные дети.

3. Из них семь девочек и пять мальчиков.

4. Средний возраст учеников 10 лет.

5. В данном коллективе организованна группа детей, составляющая актив класса. В него входят пятеро человек: ответственный за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же староста, который отвечает за деятельность класса.

6. Класс следует отнести к среднедисциплинированному. Уровень воспитанности соответствует нормам поведения, допустимого в школе. Не все ученики класса принимают участие в общественной работе.

7. В коллективе сложились благоприятные межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается.

8. В классе существует система традиций. Дети всегда поздравляют одноклассников с днем рождения, каждый год девочки дарят подарки мальчикам на двадцать третье февраля, а те в свою очередь готовят сюрпризы девочкам к восьмому марта.

4 «Б» класс

1. МОУ СОШ №4

2. Всего в классе 15 человек, из них пятеро одаренных детей, два человека с ограниченными возможностями, остальные – обычные дети.

3. Из них восемь девочек и семь мальчиков.

4. Средний возраст учеников 10 лет.

5. В данном коллективе выделяется группа детей, составляющая актив класса. Группа включает в себя: ответственного за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же старосту, которая несет ответственность за соблюдение дисциплины в классе.

6. Класс отличается высокой дисциплинированностью. Весь класс активно принимает участие в общественной жизни школы.

7. В 4 «Б» благоприятные межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается.

8. В классе сложилась система традиций. Дети отмечают «День именинника». В конце учебного года, собравшись всем классом, идут в поход. Ежегодно празднуют восьмое марта и двадцать третье февраля.

В ходе прохождения преддипломной практики с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, мною была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков в рамках изучения английского языка. Для этого я зафиксировала начальный уровень коммуникативных навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:

1. Использование английских коммуникативных выражений.

2. Умение задавать вопросы, учитывая словарный запас младших школьников.

3. Умение отвечать на вопросы, не выходя за рамки учебной программы.

4. Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях.

5. Речемыслительная активность учащихся.

Начальный уровень коммуникативных навыков в 4 «А» классе представлен ниже в таблице.

 

Ф.И.О. ученика 1 2 3 4 5 Средний показатель каждого учащегося
1. Бродский Г. 3 4 0 2 3 2,4
2. Тайдаченко И. 2 4 3 3 2 2,8
3. Довгопол Л.   3 2 3 0 2 2
4. Иниев И. 2 3 2 2 0 1,8
5. Кошманова В. 2 4 3 3 3 3
6. Мацаренко Э. 3 4 3 2 0 2,4
7. Карина С. 3 2 0 0 3 1,6
8. Плужникова Ю. 3 2 2 3 0 2
9. Фицин А. 3 2 3 3 2 2,6
10. Чехова М. 3 3 0 3 2 2,2
11. Шишкин Р. 3 3 3 2 3 2,8
12. Шупикова Н. 3 3 3 2 3 2,8
Средний показатель по каждому критерию 2,75 3 2,08 2,08 1,9 2,4

 

Я оценила уровень коммуникативных навыков школьников по пятибалльной системе:

«0» – вообще не владеющие коммуникативными навыками по данному критерию;

«1» – почти не владеющие;

«2» – низкий уровень владения;

«3» – удовлетворительный уровень владения;

«4» – хороший уровень владения;

«5» – отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.

Средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся – 2,75 балла. Из них три человека имели низкий уровень владения коммуникативным навыком, и остальные удовлетворительный. По второму критерию четверо школьников показали низкий уровень, еще четыре ученика – удовлетворительный, остальные дети умеют хорошо задавать вопросы, таким образом, средний показатель составил 3 балла. По следующему критерию было отмечено, что три человека вообще не обладали умением отвечать на вопросы, двое имели низкий уровень по этому критерию и семь школьников – удовлетворительный. Навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях пять человек владели на низком уровне, столько же показали удовлетворительные знания, и двое учеников вообще не владели этим навыком. В результате наблюдения выяснилось, что по третьему и четвертому критериям средний показатель равный – 2,08 балла. По последнему критерию три ребенка вообще не обладали речемыслительной активностью, низкий уровень выявлен у четырех учащихся, пятеро были оценены удовлетворительно. Речемыслительная активность учащихся в среднем составил 1,9 балла. Таким образом, средний показатель учеников 4 «А» класса по пяти критериям уровня коммуникативных навыков – 2,4 балла. Аналогично мною был зафиксирован начальный уровень коммуникативных навыков в 4 «Б» классе.

 

Ф.И.О. ученика 1 2

3

4 5 Средний показатель каждого учащегося
1. Гуро А. 5 4

3

2 3 3,4
2. Стрельченко А. 3 5

3

4 3 3
3. Карпова Е.   4 3

4

1 3 3
4. Симаненкова Ю. 4 2

4

1 3 2,8
5. Кихай К. 3 5

4

4 4 4
6. Мящерякова А. 4 5

3

3 2 3,4
7. Стуканов С. 4 3

1

1 3 2,4
8. Котова Е. 4 3

3

4 1 3
9. Громов А. 4 3

3

4 3 3,4
10. Попова Я. 4 4

1

4 3 3,2
11. Виноградов В. 4 5

3

3 3 3,6
12. Величко Н. 5 4

3

3 4 3,8
13. Лукьяненко Т. 4   2

3

4 1 2,8
14. Захарчевская Е. 3 3 4

3

4 3,4
15. Романовская В. 2 1 3

2

3 2,2
Средний показатель по каждому критерию 3,8 3,5 3

2,9

2,9 3,16
               

 

В данном классе средний балл по использованию английских коммуникативных выражений составил 3,8 баллов. Из них один человек имел низкий уровень владения коммуникативным навыком, три – удовлетворительный, девять – хороший, и лишь двое отлично использовали коммуникативные выражения. По второму критерию двое школьников показали низкий уровень, еще пять учеников – удовлетворительный, трое школьников хорошо задавали вопросы и четверо отлично владели этим навыком, таким образом, средний показатель составил 3,5 балла. По следующему критерию было отмечено, что два человека почти не обладали умением отвечать на вопросы, девять имели удовлетворительный уровень по этому критерию и четыре школьника – хороший. Навыком оперирования языковыми средствами в коммуникативных целях три человека почти не владели, двое показали низкий уровень навыка, четверо учеников – удовлетворительный, шестеро – хороший уровень. В результате наблюдения выяснилось, что по третьему критерию – 3, а по четвертому – 2,9 баллов. По последнему критерию два ребенка почти не обладали речемыслительной активностью, низкий уровень выявлен у одного учащегося, девять были оценены удовлетворительно, трое – хорошо. Речемыслительная активность учащихся в среднем составил 2,9 баллов. Таким образом, средний показатель учеников 4 «А» класса по пяти критериям уровня коммуникативных навыков – 3,16 баллов.

Этот же материал мы можем отобразить в виде диаграммы, где данные представлены в баллах.

 

 

 

Для доказательства эффективности практической работы по развитию коммуникативных навыков в 4 «Б» классе я применяла коммуникативные способы и приемы, а в 4 «А» классе проводила традиционные уроки.

Каждый урок в 4 «Б» начинался с выражений классного обихода. [см. приложение 2] Так например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please и выражений речевого этикета. [см. приложение 3]. В частности, использовались коммуникативные игры.

На уроках школьники знакомились с большим количеством лексических единиц. И важную помощь в освоении этих слов оказала игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задавал вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечал. Затем играющие менялись местами. Я старалась, чтобы в паре работали слабо подготовленные с хорошо подготовленными. [см. приложение 4].

Я применяла примеры проектных заданий для начального этапа обучения иностранному языку. Для этого детям предлагались различные варианты анкетного опроса. [см. приложение №5]. Например, «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьёт) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету» (пишет на доске):

 

Имя Еда Напитки

 

1. Дима

2. Саша

И т. д.

 

Это задание активизировало взаимодействие учащихся.

 

Целью урока по теме «My friend», [см. приложение 6], была автоматизация навыков в употреблении общих вопросов. Для повторения вопроса: Would you like…? Дети отгадывали желания друг друга: «волшебная палочка» передавалась по цепочке.

Для закрепления других вопросов ученикам была предложена игра

«БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ». Ребята должны были правильно понять смысл и ответить на вопросы.

А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?

Can a cat fly? Do books sing?

Can a fish run? Do you live in a tree?

Can a bird fly? Does Pete go in for sports?

Can you swim?

Весь класс активно принимал участие в уроке, с интересом задавали вопросы и отвечали на них. Вступая в общение на английском языке, ученики не испытывали страх сделать ошибку и стремились всеми имеющимися в их распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение.

Кроме того, мною использовались другие приёмы работы, способствующие развитию коммуникативных навыков у младших школьников, которые даны в приложении.

После проведения работы по развитию коммуникативных навыков я зафиксировала следующие результаты. В 4 «А» классе:

 

Ф.И.О. ученика 1 2 3 4 5 Средний показатель каждого учащегося
1. Бродский Г. 4 4 2 2 3 3
2. Тайдаченко И. 2 4 3 3 2 2,8
3. Довгопол Л.   3 2 3 0 2 2
4. Иниев И. 2 3 4 2 0 2,2
5. Кошманова В. 2 4 3 3 3 2,8
6. Мацаренко Э. 4 4 3 3 0 2,8
7. Карина С. 3 3 0 0 3 1,8
8. Плужникова Ю. 3 2 2 3 0 2
9. Фицин А. 3 2 3 3 2 2,6
10. Чехова М. 4 3 0 3 2 2,4
11. Шишкин Р. 3 4 3 3 3 3,2
12. Шупикова Н. 3 3 3 2 3 2,8
Средний показатель по каждому критерию 3 6,3 2,4 2,25 1,9 2,5

 

В результате повторной диагностики, средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений у учащихся 4 «А» класса, где не использовались коммуникативные приёмы повысился всего на 0,25 балла. По умению задавать вопросы – на 3,3 балла. Показатель следующего критерия – на 1 балл. Речемыслительная активность учеников осталась на прежнем уровне.

 

Ф.И.О. ученика 1 2

3

4 5 Средний показатель каждого учащегося
1. Гуро А. 5 4

5

4 3 4,2
2. Стрельченко А. 5 5

5

4 3 4,4
3. Карпова Е. 4 4

4

3 4 3,8
4. Симаненкова Ю. 4 3

4

3 5 3,8
5. Кихай К. 3 5

5

4 4 4,2
6. Мящерякова А. 4 5

4

3 2 3,6
7. Стуканов С 4 4

4

4 5 4,2
8. Котова Е. 4 5

4

4 4 4,2
9. Громов А. 4 3

3

4 3 3,4
10. Попова Я. 5 5

1

5 5 4,2
11. Виноградов В. 4 5

5

4 3 4,2
12. Величко Н. 5 4

3

3 4 3,8
13. Лукьяненко Т. 4 5

5

4 3 4,2
14. Захарчевская Е. 5

3

4

3

4 3,8
15. Романовская В. 4

4

4

3

3 3,6
Средний показатель по каждому критерию 4,2

4,3

4

3,7

3,7 4
                 

 

Итак, у учащихся 4 «Б» класса, где применялись коммуникативные приёмы,

средний показатель по использованию английских коммуникативных выражений повысился на 0,4 балла. По умению задавать вопросы – на 0,8 балла. Показатель следующего критерия – на 0,32 балла. Речемыслительная активность учеников – на 0,8 балла.

Полученные данные мы изобразили в виде диаграмм.


 

 

Развитие коммуникативных навыков по данным критериям можно наглядно отобразить в виде графиков.

 

4 «А» класс


4 «Б» класс

 

Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовался диалог. Показатели по темам, изученным традиционным путём, оказались значительно ниже.

Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач любого учителя. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, желание изучать английский язык.

 

 





Заключение

На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания иностранного языка по проблеме развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, применения различных приёмов обучения вербальному общению, можно сделать вывод, что в настоящее время в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки английского языка обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, формируют коммуникативные навыки у младших школьников.

Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания иностранного языка имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Коммуникативный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предполагает:

1. Речевую направленность обучения.

2. Учет индивидуально – психологических особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта.

3. Речемыслительную активность как постоянную вовлеченность учащихся в процесс общения в непосредственной (вербальной) либо опосредованной (мыслительной) форме.

4. Функциональный подход к отбору учебного материала.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 311.