Глава 2 «Кредитование в рыночной экономике»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процент за кредит

 

Ссудный процент представляет собой плату, получаемую кредитором с заемщика за пользование заемными средствами. Она определяется размером ссуды, ее сроком и уровнем процентной ставки.

Существует тесная связь между ссудным процентом и прибылью. Она проявляется в том, что обе категории представляют собой определенную часть вновь созданной стоимости. Однако, если прибыль (доход), остающаяся в распоряжении предприятия-заемщика, в дальнейшем используется как источник для удовлетворения нужд предприятия, то ссудный процент как доход банка-кредитора покрывает прежде всего расходы банка. Оставшаяся его часть идет на отчисления в бюджет в виде налога, выплату дивидендов и отчислений в фонды банка. Часть вновь созданной стоимости, поступающей к кредитору, служит определенной платой заемщика за пользование кредитом, а также за возможность удовлетворения потребности в денежных средствах.

Таким образом, процент выступает как эквивалент потребительной стоимости кредита. Поэтому, проявляясь как экономическое отношение, возникающее на базе кредита, ссудный процент представляет собой своеобразную цену ссуды, гарантирующую рациональное использование ссуженной стоимости и сохранение массы кредитных ресурсов. Ссудный процент выполняет функции стимулирующую и гарантии сохранения ссужаемой стоимости, т.е. возврата кредитору кредитных средств в полном размере.

Стимулирующее влияние ссудного процента следует рассматривать прежде всего как воздействие на функционирование заемных средств в обороте хозяйственных организаций. Эта функция направлена на эффективное использование ссужаемой стоимости. С позиции кредитора стимулирующая функция ссудного процента позволяет ему получить максимальную прибыль в условиях рыночной конкуренции.

При рассмотрении процента в функции гарантии сохранения ссужаемой стоимости и избежания потерь (наличие риска!) следует учитывать многие факторы и, прежде всего, срок кредита, его размер, наличие обеспечения ссуды и вероятность своевременного выполнения обязательств перед кредитором.

Ссудный процент может быть выше при длительных сроках кредита. Дело в том, что увеличение срока ссуды связано с ростом риска ее непогашения из-за изменений внешней экономической среды и финансового состояния заемщика, а также риска упущенной выгоды от колебания процентных ставок на рынке кредитных ресурсов. Вот почему обычно ссудный процент тем выше, чем длительнее срок займа.

Зависимость уровня процента от размера кредита связана и с тем, что при больших суммах займа увеличивается риск, оцениваемый размером потерь кредитора от неплатежеспособности заемщика (вероятность одновременного банкротства нескольких заемщиков значительно меньше, чем вероятность банкротства одного). Таким образом, при одинаковом размере выданных ссуд риск кредитора меньше в случае размещения ссуд у нескольких клиентов.

В то же время обслуживание мелких ссуд связано с относительно высокими издержками банка и нередко представляется невыгодным. Ссуды, недостаточно обеспеченные залогом имущества или обязательствами гаранта (третьего лица), более дорогие по сравнению с обеспеченными кредитами. Повышенным риском обладают ссуды, выдаваемые заемщикам для устранения финансовых затруднений, инвестиционные кредиты для капиталовложений и т.д. Процентная политика учитывает и эти обстоятельства.

Кредиторы, определяя цену своего товара - кредита, разумеется, учитывают и такой фактор, как инфляция. Она увеличивает риск кредитора, поэтому в условиях инфляции размер процента за ссуды возрастает.

Если рассмотреть на макроуровне факторы, влияющие на процентную политику, то они сводятся в конечном счете к соотношению между спросом и предложением на денежный товар, к регулирующей роли центрального банка государства, пытающегося устанавливать с учетом экономической ситуации границы процентных ставок для коммерческих банков.

Классифицировать виды ссудного процента можно по разным признакам: формам кредита; видам кредитных отношений; срокам и видам ссуд, видам операций; способам начислений.

Различный ссудный процент используется при коммерческом, банковском и потребительском кредитах, с учетом кредитных учреждений применяется учетный процент центрального банка, банковский процент, процент по ломбардным ссудам.

Колебание уровня процентных ставок - явление закономерное, однако при этом должны учитываться закономерности развития рынка ссудных капиталов. Процент за кредит используется и для регулирования кредитных отношений с коммерческими банками. Банк России, располагая определенной частью ссудного фонда (кредитными ресурсами), может направлять ее на предоставление ссуд коммерческим банкам. В банковской практике такие кредиты принято называть централизованными.

Предполагается, что удорожание кредита ограничит возможности привлечения заемщиками средств со стороны и заставит их решать свои финансовые проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения себестоимости продукции. Однако необходимого влияния данная мера пока не оказывает.

При расчете размеров платы за кредит используются различные методы. Например, по правилам так называемого немецкого коммерческого расчета при исчислении платы за кредит месяц считается за 30 дней, а в году 360 дней. По французскому, или европейскому методу число дней в каждом месяце берется точно по календарю, а в году всегда считается 360 дней. По английскому методу число дней в каждом месяце и в году определяется точно по календарю.

Банковская система России пока слабо выполняет одну из своих главных функций - кредитование реального сектора экономики. В числе факторов, сдерживающих развитие кредитования экономики, сами банки на первое место ставят кредитные риски, отводя на их долю 55-60% от совокупного влияния всех сдерживающих факторов.

Как известно, кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В развитых странах, как правило, краткосрочными считается кредиты на срок до одного года, среднесрочными - до 7-8 лет, долгосрочными - от 8 лет и больше. В России краткосрочными считаются ссуды, предоставленные на срок до полугода, среднесрочными - от полугода до года, долгосрочными - свыше года.

В США средне- и долгосрочные ссуды составляют примерно 60% от общего объема кредитов, во Франции - 64%. В России преобладают краткосрочные кредиты, недостаточное предложение долгосрочных кредитов является одной из основных проблем не только кредитных рынков, но и всей экономики в целом.

На данный момент доля кредитования среднего и малого бизнеса (далее - СМБ) составляет, по разным сведениям, всего от 2-х до 5-ти % в общем портфеле кредитов, и лишь 16 % предприятий пользуются банковским займом для решения текущих задач бизнеса. Тем временем, более половины предпринимателей сетуют на то, что денег хватает только на поддержание дела, но - не на развитие.

Однако кредитование бизнеса для банка может быть выгодным бизнесом, если правильно подходить к делу и уметь находить пути снижения издержек. Что касается минимального порога для кредита, то есть банки, предоставляющие совсем небольшие кредиты в 10-15 тысяч у.е. Особенно это актуально для региональных банков, для которых налаживание полноценной розницы часто трудоемко из-за высокой конкуренции с крупными столичными банками, владеющими продвинутыми технологиями.

Среди тенденций, отмеченных банками, выдающими кредиты предпринимателям, наблюдается популярность небольших кредитов средней продолжительностью на один год. В основном, берут их индивидуальные предприниматели, гораздо реже - различные АО и ООО.

Сбербанк России за последние четыре года удвоил объем кредитов малым предприятиям. Как сообщил президент - председатель правления банка Андрей Казьмин на заседании "круглого стола" в Торгово-промышленной палате, по состоянию на начало 2006 года доля задолженности субъектов малого предпринимательства в совокупном кредитном портфеле Сбербанка, который превышает 1 трлн. рублей, составляла 13,2% против 5,9% на 1 января 2001 года. При этом темп прироста объема кредитов малым предприятиям, по его словам, в два раза превышал темп увеличения кредитного портфеля в целом. Так, в 2001 году, Сбербанком было выдано субъектам малого предпринимательства около 50 тыс. кредитов на общую сумму 108 млрд. рублей, а в 2004 году - 110,6 тыс. кредитов на 550 млрд. рублей. При этом остаток ссудной задолженности по малому предпринимательству к 1 января 2006 года достиг 146 млрд. рублей против 30,7 млрд. рублей в начале 2001 года. Глава Сбербанка отметил, что из этой суммы 24%, или 35 млрд. рублей, приходится на индивидуальных предпринимателей, то есть на самых мелких и кропотливых с точки зрения работы заемщиков. Говоря об отраслевой структуре портфеля кредитов малому предпринимательству, А.Казьмин сообщил, что около 70% таких ссуд приходится на предприятия торговли и общественного питания, однако в 2005 году было отмечено существенное увеличение доли кредитов строительным, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.

Банковские кредиты составляют всего лишь 7-8 процентов в общем объеме инвестиций в экономику страны, но даже из этой, и без того малой доли, порядка 2-3 процентов приходится на кредиты иностранных банков.

Для расширения кредитования баллами реального сектора нужна серьезная поддержка государства, разработка и реализация соответствующих государственных программ, льгот их участникам, создание «баллов развития», государственные гарантии и страхование выданных кредитов. Было бы целесообразно выделение в госбюджете "отельной строки" для бюджетного субсидирования процентных ставок и выдачи государственных гарантий по подобным кредитам. Кроме того, как отметил глава Сбербанка, необходимо внесение изменений в налоговое законодательство и ряд нормативных актов ЦБ РФ.

 

Условия кредитования.

 

Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки, естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд. Обеспечение - это виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором (банком) по возвращению кредита в случае его возможного не возврата заемщиком.

По мнению банкиров необходимо иметь три "пояса безопасности;, защищающих кредитора от невозвращения заемщиком кредитного договора.

" Первый пояс" - это поток наличности, доход - главный источник погашения кредита заемщиком.

"Второй пояс" - это активы, предлагаемые заемщиком в качестве обеспечения погашения кредита.

" Третий пояс" связан с гарантиями, которые дают юридические лица в качестве обеспечения кредита.

 Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что исполнение основного обязательства может подкрепляться такими средствами обеспечения как: залог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, а также другими способами, предусмотренными законом и договором.

Каждый из этих способов имеет цель заставить заемщика выполнить свои кредитные обязательства.

Также перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить платежеспособность, кредитоспособность, и финансовую устойчивость клиента.

 Платежеспособность предприятия - это возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

 Кредитоспособность - возможность предприятия погасить только кредитную задолженность.

Следовательно, процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения, изучение кредитоспособности клиента:

1. рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2. изучение кредитоспособности клиента;

3. подготовка и заключение кредитного договора.

В солидных банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в т. ч.:

1. нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;

2. финансовый отчет, включающий баланс предприятия и приложения к нему за последние три года.

3. отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образование дефицита кассовых поступлений и т.д.

4. внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно.

5. данные внутреннего оперативного учета, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов.

6. прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.

7. бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предприятие - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

8. кредитная заявка, содержащая исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении;

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размеры кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и условий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноз его устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика, учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике CAMPARI, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, а их оценки и уточнения после личной встречи с клиентом.

Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов:

C - character - репутация, характеристика (личные качества) клиента;

A - ability - способность к возврату ссуды;

M - marge - маржа, доходность;

P - purpose - целевое назначение ссуды;

A - amount - размер ссуды;

R - repayment - условия погашения кредита;

I - insurance - обеспечение, страхование риска непогашения ссуды.

Эти понятия объединенные в систему CAMPARI, представляет собой совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество фактов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды.

Итогом всей проделанной кредитным отделом работой является составление "Заключения кредитного работника на заявку" которое имеет следующие разделы:

1. Организационно - правовая форма заявителя;

2. Наименование банка, где открыт расчетный счет заемщика;

3. Наличие задолженности по ссудам;

4. Финансовое состояние заявителя: коэффициент ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент покрытия, коэффициент независимости, класс кредитоспособности, объем реализации, объем прибыли, объем активов, объем просроченных платежей.

5. Поступление средств на расчетный счет;

6. Оценка управления и состояния учета;

7. Соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка;

8. Предложение целесообразных способов обеспечения возвратности кредита;

9. Проект решения.

Требования банков к заемщику постоянно смягчаются, и некогда обязательные условия уже переходят в разряд пожеланий. Так, все кредиторы, за исключением Сбербанка, сегодня принимают к рассмотрению "серый" доход заемщика. Форма его подтверждения варьируется от справки за подписью руководителя до простого расчета средних зарплат в той отрасли, в которой работает претендент на кредит.

Наличие поручителей, бывшее на рынке нормой два года назад, практически ушло в прошлое. Единственным исключением опять-таки является Сбербанк. Зато здесь наиболее лояльные требования по отношению к уровню дохода заемщика. В среднем на $1 тыс. "белого" дохода Сбербанк может выдать кредит в размере около $48 тыс. В большинстве коммерческих банков при таком доходе можно получить не более $30 тыс. (расчеты по банковским ипотечным калькуляторам).

Разница объясняется тем, что по программе Сбербанка на руках у заемщика после платежа по кредиту должна оставаться сумма не меньшая, чем официально установленный прожиточный минимум. Коммерческие банки смотрят на вещи более реально и требуют, чтобы выплаты по кредиту не превышали 40% ежемесячного дохода клиента.

Прописка и регистрация заемщика сейчас не играют никакой роли. А вот род занятий имеет значение. По мнению профессионалов, практически невозможно получить кредит тем, кто живет на гонорары, - адвокатам, фрилансерам, художникам и т. п. Их заработки хотя и велики, но нестабильны, и банки предпочитают не рисковать. В категорию "нежелательных заемщиков" попадают также работники казино и ресторанов (за исключением шеф-поваров), так как в этих сферах очень высока ротация кадров. Большинство банков не особенно охотно кредитует и частных предпринимателей.

Меньше всего за прошедший год изменилось такое условие ипотеки, как обязательный первоначальный взнос. Правда, некоторые банки понизили его минимальный размер, и теперь он составляет от 10 до 30%. Во многих банках он непосредственно влияет на уровень процентной ставки: чем больше стартовый взнос, тем ниже ставка.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.