Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о насилии осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Предприняв изучение насилия, получатся разные результаты, зависящие от определения, которое приняли. Законность - второе измерение, по которому различаются определения насилие. Некоторые определяют насилие только через противозаконное поведение. Другие особо подчеркивают форму действия и его намерение. Наша современная правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного насилия и ущербом, причиненным по небрежности. Взяв во внимание всё вышесказанное, можно определить насилие как применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Марксизм показал, что систематическое применение насилие в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счёте уровнем развития производительных сил [1, с. 205].
Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия — биологический, психологический, социологический, юридический. Также есть интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все направления в единую концепцию.
Обычно выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва. Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к нему является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.
Существует множество теорий преодоления и профилактики насилия, в частности, доказывается положительный эффект сублимации насилия. «Эффект катарсиса», т.е. психологической разрядки, наступающий вследствие действий, замещающих реальное проявление насилие (возможность высказаться, сочинить рассказ, выразить свое отношение к герою киносюжета и т.д.), используется для реорганизации социально опасных поведенческих реакций. Однако смена объекта агрессии не приводит к существенному изменению конфликтной ориентации поведения.
Насилие связано с такими его проявлениями, как садизм и мазохизм.
Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие. «Нравственный мазохизм», являющийся одной из форм мазохизма, проявляется в том, что субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием. Садизм рассматривается как сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком плане садизм означает и проявление насилия, не связанного с сексуальным удовольствием.
Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном
поведении или фантазировании, цель которых заключается в том,
чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д. [2, с. 423]
Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие. Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда.
В обществе установлены «первичные» и «вторичные» формы контроля за проявлением насилия. «Первичный» социальный контроль имеет характер социальных и культурных норм, традиций, обычаев. Универсализированные нормы призваны обеспечить общественный порядок. «Вторичный» социальный контроль осуществляется с помощью специальных инстанций, прежде всего государственных (полиция, работники социальной сферы, учителя и др.). Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип насилия — жажда - крови. Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и группам, как примитивным, так и цивилизованным. Зрелый, здоровый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, либо невротик. Для последних месть стала формой восстановления чувства собственного достоинства, элементом самодвижения и восстановления идентичности. Э.Фромм показал связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, а также культурным одичанием, обнищанием социальных групп.
Д. Галтунг, выделяя структурное насилие, особое внимание обращает на «культурное насилие». Он отмечает, что оно ведет к тому, что структурное насилие начинает выглядеть и восприниматься как справедливое или во всяком случае «не дурное дело». Оправдание насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (например, рост классовой, расовой ненависти), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманности, общечеловеческим ценностям, концепции сотрудничества. Происходит соответственно изменение социальных ориентации, социальной политики [3, с. 198 – 199].
Определение понятия «семья»
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Множество существующих в литературе определений понятия «семья» можно условно разделить на три группы.
В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой. «Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»1. Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода»2. В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова семья представлена как « алая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью».
Современные исследователи изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека.
Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [4, с. 67].
Третья группа определений характеризует семью как целостное образование. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи»2. Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления.
Семья «не умещается» в рамки какой-то одной области знаний, различные ее стороны описываются по меньше мере десятью самостоятельными науками. Каждый исследователь семьи в соответствии со своими целями берет для рассмотрения один из аспектов семейных отношений (философский, исторический, экономический, демографический, социологический, медицинский, психологический, педагогический) и формулирует свое рабочее определение семьи, которое зачастую настолько узко, что применимость его ограничивается только рамками того или иного исследования [5, с. 5 – 6].
Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.
Семья и брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными [6, с. 9].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.