Оглавление
Введение
Глава 1 Фундаментальные основы налогообложения
1.1Сущность налогов, их классификация и функции
1.2Принципы налогообложения
Глава 2 Основные теории налогообложения
2.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория.
2.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм
Глава 3. Принципы налогообложения на современном этапе
3.1 Принципы налогообложения на примере предпринимателей
3.2 Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах Запада
Заключение
Список литературы
Введение
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды . В этом и состоит актуальность данной темы.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налогов, изучить принципы налогообложения, а так же исследовать теории налогообложения.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) рассмотрение сущности и классификации налогов;
2) рассмотрение функций налогообложения;
3) исследование принципов налогообложения;
4) изучение налоговых теорий;
Предметом изучения является принципы налогообложения.
Объектом исследования являются принципы налогообложения предпринимателей и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах Запада.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили труды отечественных авторов, нормативно- правовые акты, материал периодической печати машинописного текста.
Курсовая работа выполнена на 35 листах машинописного текста. Содержит введение, 3 главы, заключение.
Глава 1 Фундаментальные основы налогообложения
Принципы налогообложения
Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).
Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.
6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:
Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Заключение
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.
Налоги делятся на разнообразные группы и классифицируются:
- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
-по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
-по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
-по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
-по целевому назначению налога (общие, специальные).
В числе налоговых функций ученые называют:
1) фискальную,
2) регулирующую (макроэкономическую),
3) распределительную,
4) социальную,
5) стимулирующую,
6) контрольную,
Принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит с XVII века. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством.
Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения.
Кейнсианская школа делает упор на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономике. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение – стимулировать спрос. Согласно этой теории налоги – встроенный механизм гибкости в экономической системе. Неоклассическая школа предлагает сочетать снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.
Принципы налогообложения предпринимателей позволяют прогнозировать и формировать на научной основе развитие основных институтов и механизма правового регулирования данной сферы налогообложения Российской Федерации, а также ограничивают налоговый произвол государства в данной сфере налогообложения, создают основы справедливой системы налогообложения предпринимателей необходимые для сохранения и укрепления Российской Федерации.
Список литературы
1) Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 29
2) Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007– с. 286
3) Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006–с. 18
4) Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред А.В. Брызгалина.— М.: ЮНИТИ, 2006– с. 31
5) Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА - М., 2006. – с.159
6) Основы предпринимательского права (Серия: «Русское юридическое наследие».// Каминка А.И.-М: Зерцало, 2007.-413с.
7) Козырина А.Н. Правовое регулирование Налогообложение РФ. Краткий конспект по первой части НК РФ- М.:2007
8) Козырина А.Н. Финансовое право России. Учебник для вузов.- М.: Центр публично- правовых исследований,2007
9) Павлова Л.П. Налоги и налоговая система РФ: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2005.- с.464
10) Налоговый кодекс РФ. Часть первая.// Библиотечка Российской газеты- 17.2007.с.6
[1] Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 29
[2] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007. – с. 286
[3] Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 18-19
[4] Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов. / И.А. Зенин. – GUMER-INFO, 2007. – с. 31
[5] Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред А.В. Брызгалина.— М.: ЮНИТИ, 2006. – с.159
[6] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА - М., 2006. – с.57-58
Оглавление
Введение
Глава 1 Фундаментальные основы налогообложения
1.1Сущность налогов, их классификация и функции
1.2Принципы налогообложения
Глава 2 Основные теории налогообложения
2.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория.
2.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм
Глава 3. Принципы налогообложения на современном этапе
3.1 Принципы налогообложения на примере предпринимателей
3.2 Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах Запада
Заключение
Список литературы
Введение
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды . В этом и состоит актуальность данной темы.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налогов, изучить принципы налогообложения, а так же исследовать теории налогообложения.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1) рассмотрение сущности и классификации налогов;
2) рассмотрение функций налогообложения;
3) исследование принципов налогообложения;
4) изучение налоговых теорий;
Предметом изучения является принципы налогообложения.
Объектом исследования являются принципы налогообложения предпринимателей и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах Запада.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили труды отечественных авторов, нормативно- правовые акты, материал периодической печати машинописного текста.
Курсовая работа выполнена на 35 листах машинописного текста. Содержит введение, 3 главы, заключение.
Глава 1 Фундаментальные основы налогообложения
Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.