Т/О – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Розничный т/о называется выручка от продажи товаров непосредственному потребителю – населению. Розничный т/о включает в продажу товары непосредственно из товарной сети за наличный расчет и в кредит с рассрочкой платежа. Т/о характеризуется емкостью и конъектурой рынка. Емкость рынка представляет собой общий платежеспособный спрос и рассчитывается путем сложения покупательных фондов населения, закупков товаров приезжих населения, организаций и предприятий.

Е = ПФ + ИС + МО

Где Е –емкость рынка

ПФ – покупательские фонды

ИС – инарайонный спрос

МО – мелкий опт

ПФ = Д – НР

Где Д – доход населения

НР – нетоварные расходы

Предприятие должно изучать изменения емкости рынка и знать долю предприятия емкости рынка. Для предприятия емкость рынка является ориентиром для определения прогноза товарооборота.

Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.

Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном исчислении. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и служит его качественной характеристикой.

Розничный товарооборот – один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением: в нем участвует преобладающая часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в кассы банков.

Вместе с тем розничный товарооборот, как и любой другой стоимостный показатель, имеет и некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияет уровень цен на товары. Он может увеличиться за счет изменения ассортимента: сокращение продажи и «навязывания» покупателю дорогих изделий и т.п. Это нужно учитывать при анализе.

В состав розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли включаются:

· выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле, аптеках и на других подобных предприятиях;

· товарооборот предприятий общественного питания, который включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров;

· выручка от продажи: сахара с сахарных заводов при государственных закупках сельскохозяйственной продукции; книг, газет, журналов, в том числе по подписке; горючесмазочных материалов индивидуальным владельцам транспортных средств и т.п.;

· выручка мастерских за пошив и ремонт одежды, белья, головных уборов, обуви, услуги по ремонту товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, индивидуальных транспортных средств;

· выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды, ремонт и строительство жилых помещений и домов;

· выручка от продажи топлива, стандартных домов, лесоматериалов и других строительных материалов со складов торговых, промышленных и транспортных предприятий и организаций, а также леса на корню;

· выручка от продажи форменного обмундирования и спецодежды из розничной сети и со складов материально-технического снабжения, непродовольственных товаров из комиссионных магазинов государственной торговли, а также из комиссионных магазинов Союза художников, Союза охотников и рыболовов;

· выручка от торговых кооперативов, созданных при предприятиях, в кооперативах общественного питания, и наценка;

· выручка магазинов за доставку товаров населению на дом, стоимость невозвращенной в магазины порожней стеклопосуды, приобретенной населением вместе с наполнением, выручка магазинов за раскрой тканей при продаже их населению; выручка от продажи торгующими организациями прокатным пунктам товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода; выручка от продажи сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы и других товаров непосредственно из совхозов, а также из подсобных хозяйств, принадлежащих организациям, учреждениям и предприятиям; посылочных ящиков (к моменту отпуска их) тароприемными и лесозаготовительными предприятиями; стоимость товаров, разыгрываемых в денежно-вещевых лотереях; выручка от продажи потребительской кооперацией сельскохозяйственных продуктов, закупленных у колхозов, совхозов, колхозников и других граждан по ценам согласно договоренности, а также товаров, выработанных на промышленных предприятиях потребительской кооперации из этих сельхозпродуктов;

· продажа населению товаров в кредит с рассрочкой платежа. При этом в товарооборот включается полная стоимость товаров в момент фактической покупки их населением независимо от времени уплаты денег;

· мелкооптовый товарооборот – выручка от продажи товаров рыночного фонда из розничной торговой сети и со специально организованных мелкооптовых баз кооперативам, организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения и для текущих хозяйственных нужд.

Величина товарооборота складывается из суммы торговой выручки, сданной в Госбанк или кассу вышестоящей торговой организации; суммы мелкооптовых продаж (по безналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). При продаже продовольственных товаров из сумм кассовой выручки исключают стоимость стеклянной посуды, которая поступила от поставщика (по залоговым ценам) в отчетном году.

В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от «17» ноября 1997 года № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от «20» мая 1998 года № 56, от «08» декабря 1998 года № 122 и от «23» февраля 1999 года № 14 в состав товарооборота розничной торговли включается:

1. Стоимость проданных населению потребительских товаров:

· за наличный расчет;

· по кредитным карточкам;

· по расчетным чекам банков;

· по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

2. Стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

3.  Стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

4. Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

5. Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

6. Полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

7. стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

8. стоимость упаковки, имеющий продажную цену, не входящую в цену товара;

9. стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Рассмотрим выполнение плана т/о магазина «Спортмастер» за год и по кварталам по данным:

 

Таблица 1

Анализ выполнения т/о магазина за год и по кварталам

 

Квартал

план

Факт

Индекс цен

Сопоставимый т/о, тыс.р.

% выполнения

Сумма,тыс.р. Удел. вес, % Сумма, тыс.р. Удел. вес, % В дейст. ценах В соп. ценах
1 11070 23,6 11050 23,5 1,162 12863,3 99,8 85,9
2 11540 24,6 11660 24,8 2,241 25861,1 101 45,1
3 11960 25,5 12040 25,6 4,465 53401,4 100,7 22,5
4 12340 26,3 12270 26,1 6,315 77927,1 99,4 15,7
итого 46910 100 47020 100   170052,9 100,2 27,7

 

1.Удельный вес = часть объема/весь объем×100     

1 кв. 11070/46910 = 23,6%

 11050/47020 = 23,5%

2 кв. 11540/46910 = 24,6%

 11660/47020 = 24,8%

3 кв. 11960/46910 = 25,5%

 12040/47020 = 25,6%

4 кв. 12340/46910 = 26,3%

 12270/47020 = 26,1%

2.Сопост. т/о = план × индекс цен

1 кв. 11070×1,162 = 12863,3 тыс. р.

2 кв. 11540×2,241 = 25861,1 тыс. р.

3 кв. 11960×4,465 = 53401,4 тыс. р.

4 кв. 12340×6,315 = 77927,1 тыс. р.

3.% выполнения в действ. ц. = факт/план×100

1 кв. 11050/11070×100 = 99,8 тыс. р.

2 кв. 11660/11540×100 = 101 тыс. р.

3 кв. 12040/11960×100 = 100,7 тыс.р.

4 кв. 12270/12340×100 = 99,4 тыс. р.

Итого: 47020/46910×100 = 100,2 тыс. р.

4.% выполнения в сопост. ц. = факт/соп. т/о×100

1 кв. 11050/99,8×100 = 85,9 тыс. р.

2 кв. 11660/101×100 = 45,1 тыс.р.

3 кв. 12040/100,7×100 = 22,5 тыс.р.

4 кв. 12270/99,4×100 = 15,7 тыс.р.

Итого: 47020/100,2×100 = 27,7 тыс.р.

В целом за год план т/о в действительных ценах перевыполнен на 0,2 тыс. р. (100,2 – 100) за счет повышения цен. Фактически в сопоставимых ценах план в целом за год не выполнен на 72,3 тыс. р. (100 – 27,7). В том числе в 1 кв. план  не выполнен на 14,1 тыс. р. (100 – 85,9), во 2 кв. не выполнен на 54,9 тыс. р. (100 – 45,1), в 3 кв. не выполнен на 77,5 тыс. р. (100 – 22,5), в 4 кв. не выполнен на 84,3 тыс.р. (100 – 15,7).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создается максимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретение товаров.

Розничный т/о является завершающей стадией процесса обращения предметов личного потребления. В результате розничной продажи дальнейшее движение товара прекращается, он становится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества.

На практике в розничный т/о включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям, организациям, предприятиям для коллективного потребления или текущих хозяйственных нужд, но не для производственного потребления.

Розничный т/о является важным звеном в общем процессе осуществления требований экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный т/о на потребляемые товары.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.

2.Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия. М., 1996.

3.Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.

4.Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. М.,2002.

5.Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. Р – н - Д., 2002.

6.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М., 1999.

7.Раицкий К. А. Экономика предприятия. М., 2002.

8.Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.