Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение

1. Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов

1.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации

1.2 Условия применения УСН

1.3 Налоговый учет и отчетность при УСН

2. Система налогообложения

2.1 Общая характеристика деятельности организации

2.2 Анализ налоговой нагрузки и оптимизация налогообложения

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Экономика России на пути к рыночным отношениям развивается чрезвычайно неравномерно, переживая кризисы и потрясения, которые в свою очередь откладывают негативный отпечаток на социально-экономическое развитие нашей страны в целом. Указанные негативные процессы происходили главным образом в связи с отсутствием четкой концепции движения к цивилизованным рыночным отношениям, излишней доверенности к рыночной стихии и уменьшения роли государства в регулировании экономикой. Роль проводимой налоговой реформы в процессах стабилизации российской экономики, создавшейся тенденции экономического роста и социально-экономического развития России трудно переоценить.

Правильно сбалансированная налоговая политика служит главным инструментом государства в решении социально-экономических задач. В этой связи необходимо отметить наметившуюся в последнее время положительную тенденцию, направленную на либерализацию налоговой системы, снижение налогового бремени налогоплательщиков, применение специальных мер налогово-правового регулирования.

В современном финансовом реформировании Российской Федерации важную роль играет преобразование системы налогообложения, особое место в которой занимают специальные налоговые режимы, применяемые в отдельных отраслях экономики и оказывающие значительное влияние на выполнение бюджетных задач государства и финансовое положение субъектов налогообложения. В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику, повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструмента налогового регулирования.

Глава 26.2 НК РФ, определяющая порядок применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, вступила в силу с 01.01.2003. Плюсы данного спецрежима очевидны как для тех, кто его уже применяет, так и для тех, кто только принимает решение о переходе на него. Меньший объем налоговой нагрузки и отчетности по сравнению с другими режимами налогообложения — вот основные из них.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что упрощенная система налогообложения, как специальный налоговый режим, в настоящее время применяется параллельно со стандартной системой обложения, что позволяет субъектам малого бизнеса самостоятельно выбирать наиболее выгодную и подходящую систему налогообложения.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ специальных налоговых режимов, изучение развития УСН, ее роли в налоговой системе России, отличительных особенностей, а также преимуществ и недостатков.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

· рассмотреть понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации;

· выявить пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

· рассмотреть условия применения УСН;

· проанализировать проблемы исчисления и уплаты единого налога;

· рассмотреть налоговый учет и отчетность при УСН;

· проанализировать порядок применения специального режима

Предмет исследования – оценка правильности выбора ООО «ХХХХХХ» применяемой системы налогообложения.

Теоретическая основа исследования: Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и законодательные акты, Постановления Правительства, приказы, письма и методические указания ФНС РФ; учебная литература; материалы периодической печати; отчеты организации.



Условия применения УСН

 

УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применять УСНО могут далеко не все организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а только те, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в ст. 346.12 НК РФ. Следует отметить, что перечень требований к ИП гораздо меньше, чем к организациям.

Ограничений на применение УСН достаточно много, но все их для удобства можно разделить на две группы[11]:

- ограничения для перехода на УСН;

- ограничения на дальнейшее применение УСН.

Некоторые из них касаются только организаций (например, ограничение по наличию филиалов и представительств). Но большинство ограничений являются общими и для юридических лиц, и для предпринимателей.

Перечень ограничений для применения УСН является закрытым. Какие-либо иные условия не могут препятствовать использованию данного спецрежима. Например, индивидуальные предприниматели вправе применять УСН, даже если они не являются налоговыми резидентами РФ.

Право перехода на УСН, как и право ее последующего применения, зависит от величины доходов. Они не должны превысить установленный лимит.

У индивидуальных предпринимателей право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. Для них такого ограничения не установлено.

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, впервые создаваемые организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Однако перейти на УСН возможно с момента регистрации компании до постановки на налоговый учет[12] и даже не подавая заявление о переходе на УСН с начала деятельности, но подавая декларации по единому налогу в связи с применением УСН, организация и индивидуальный предприниматель не лишаются права применять этот вид налогообложения[13].

В 2009 г. были изменены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на УСН и применяющим данную систему налогообложения[14]. Теперь организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, в котором она подает заявление об этом, ее доходы не превысили 45 млн руб. (ранее - 15 млн руб.). Продолжать применять УСН смогут и налогоплательщики, у которых доход за год не превысил 60 млн руб. (ранее - 20 млн руб.). Согласно новой редакции п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., он считается утратившим право на применение УСН с начала квартала, когда указанное превышение произошло. Новые предельные размеры доходов будут применяться до 2012 г. включительно. В течение 2013 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г. с учетом индексации. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на УСН, применяется с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 г. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН, применяется с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно с учетом индексации, в размере, действовавшем в 2009 г. До 2012 г. включительно отменяется также применение коэффициента-дефлятора[15].

Дополнена статья, посвященная применению индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение такой системы налогообложения. При этом допускается дифференциация годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта. Если законом субъекта РФ по какому-либо из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не изменен на следующий календарный год, то в этом календарном году при определении годовой стоимости патента учитывается размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, действующий в предыдущем году. Если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный п. 2 указанной статьи, входит в перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 Кодекса, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности умноженную на 30.

Перечисленные меры позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, желающих либо уже имеющих возможность применять УСН, а также реально снизить налоговую нагрузку на данную категорию хозяйствующих субъектов.

Внесены изменения в НК РФ[16], распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. и закрепляющие следующее: патент на право применения УСН выдается на период от одного до 12 месяцев. Ранее патент мог выдаваться на квартал, полугодие, девять месяцев либо год. При этом в п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ было сохранено следующее положение: в случае получения патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев) его стоимость подлежит перерасчету в соответствии с продолжительностью периода, на который он был выдан.

Таким образом, наблюдалось противоречие между вышеуказанными нормами НК РФ, т.к. более коротким сроком в целях получения патента могут являться не только квартал, шесть или девять месяцев, но и любое количество месяцев в пределах одного года. Принятые поправки устраняют данную правовую коллизию. Кроме того, уточнены основания утраты права на применение УСН на основе патента. Налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения, если в календарном году, когда он применяет УСН на основе патента, его доходы превысили 60 млн руб., независимо от количества полученных в указанном году патентов. Переход, как и прежде, осуществляется с начала налогового периода, на который был выдан соответствующий патент.

Новым законом[17] устранена правовая коллизия, в частности сокращен перечень оснований для утраты права на применение УСН на основе патента. Согласно внесенной поправке такими основаниями не являются привлечение наемных работников (в т.ч. по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ. Данный Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев года, когда она подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили 60 млн руб. Реальные объемы поступлений в бюджет фирмы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ. Независимо от выбранного объекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при УСН. Согласно ст. 346.15 НК РФ в состав доходов включаются выручка от продажи товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав и внереализационные доходы.

УСН может применяться налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Однако на практике оказывается, что УСН реально совмещать только с ЕНВД[18]. Дело в том, что невозможно применять УСН вместе с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, поскольку на УСН не переводятся участники соглашения о разделе продукции.

Несовместима УСН и с ЕСХН в силу прямого указания на это в пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Кроме того, УСН не вправе применять организации и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес.

Также нельзя одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку обе они применяются налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности[19].

Таким образом, совмещать УСН возможно только с режимом налогообложения в виде ЕНВД.

Что касается индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН на основании патента и осуществляют несколько видов деятельности, то они могут также совмещать применение патентной УСН с обычной УСН и иными режимами налогообложения - ЕНВД, общим режимом налогообложения[20].

Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. - Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО

Субъекты предпринимательской деятельности Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО
Организации Налог на прибыль организации.
  Налог на имущество организации.
  Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
  Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности).
Индивидуальные предприниматели Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества), используемого для предпринимательской деятельности).
  Единый социальный налог
  Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

 

Все иные налоги налогоплательщики УСН платят в установленном порядке. Это акцизы, водный, транспортный, земельный и другие налоги.

Например, индивидуальный предприниматель, который применяет УСН, имеет в собственности транспортные средства. Согласно ст. 357 НК РФ он должен исчислять и уплачивать по ним транспортный налог[21]..

Для того, чтобы начать применять упрощенную систему, необходимо соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ[22].

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором он впервые будет применять УСН. Налогоплательщик, который захочет изменить избранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на данный спецрежим, обязан уведомить об этом инспекцию до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые будет применена упрощенная система налогообложения.

Причем объект налогообложения нельзя менять в течение налогового периода. Однако объект налогообложения может меняться ежегодно с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего тому году, в котором он решил изменить объект налогообложения.

Согласно нормам НК РФ не только переход на УСНО, но возврат к иным режимам налогообложения является добровольным. То есть налогоплательщик, решив, что применение данного спецрежима более для него невыгодно, может отказаться от применения УСНО. Для этого необходимо совершить ряд определенных НК РФ действий. Кроме того, поскольку применение УСНО предусмотрено для субъектов малого предпринимательства и расширять сферу действия данного спецрежима не предполагается, не только для перехода на УСНО, но и для его применения необходимо соответствовать определенным критериям[23]. В случае если налогоплательщик перестает соответствовать этим критериям, он уже обязан перейти на иной режим налогообложения. При этом надо совершить некоторые процедуры, закрепленные в НК РФ. Таким образом, переход с УСНО на иные режимы налогообложения (чаще всего на общий) можно разделить на добровольный и обязательный.

Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения могут быть выбраны:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Соответственно, при разных объектах налогообложения применяются и разные налоговые ставки:

- доходы - налоговая ставка 6%;

- доходы, уменьшенные на величину расходов, — налоговая ставка 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ: налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. При определении налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода согласно перечню доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении[24].

При этом при определении налоговой базы налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы», не вправе уменьшать полученные доходы на какие-либо расходы. Следовательно, налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, все расходы должен производить за счет доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты налога в связи с применением упрощенной системы[25].

Ставка налога в данном случае составляет 6%. При этом сумма налога при УСНО (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

В данном случае налогоплательщик отражает в Книге учета доходов и расходов только суммы полученных доходов, а также соблюдает порядок документального подтверждения доходов. Налоговый учет расходов такие налогоплательщики не ведут[26].

В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Перечень доходов, включаемых в состав доходов, учитываемых при налогообложении, приведен в ст. 346.15 НК РФ, перечень расходов - в ст. 346.16 НК РФ. При этом особенностью УСНО является то, что перечень расходов закрытый: учитываются только расходы, прямо поименованные в перечне.

Ставка налога в данном случае составляет 15%. Но с 2009 г. субъектам РФ дано право устанавливать дифференцированные ставки, снижая ставку налога до 5%.

В случае получения убытков за налоговый период или если налоговая база равна нулю, будет иметь место сумма налога к уплате по итогам налогового периода. Для этой ситуации п. 6 ст. 346.18 НК РФ предусмотрен минимальный налог[27]. Минимальный налог уплачивается, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В том же пункте раскрыт механизм исчисления и уплаты данного налога. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрены вопросы, связанные с применением малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов, а также проанализирована методика выбора наиболее оптимального варианта налогообложения для ООО «ХХХХХХ».

В работе рассмотрена общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов: понятие, роль в налоговой политике Российской Федерации, условия применения УСН, налоговый учет и отчетность при УСН. Анализ литературных источников показал, что исследователи в своих работах исходят только из юридического понимания этого термина, приведенного в НК РФ. Определение экономической сути специального налогового режима остается не раскрытым. Сформулированы характерные черты специального налогового режима и его понятие согласно Налоговому кодексу РФ.

Безусловно, УСН и ЕНВД обладает рядом преимущество по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов заменяются единым налогом с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога. Немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения бухгалтерского учета и заменой его ведением Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен.

Значительно снижаются риски по уплате в бюджет налоговых санкций, предусмотренных частью первой НК РФ. Даже если бухгалтером будет допущена ошибка, нарушение коснется только одного налога – единого налога, уплачиваемого по результатам хозяйственной деятельности.

Одна из положительных сторон УСНО проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.

Также одним из плюсов УСНО можно выделить ускоренное списание расходов на приобретение объектов основных средств. Однако, в правилах учета расходов на приобретение объектов основных средств есть и один недостаток, а именно необходимость уплаты дополнительной суммы налога и пени в случае продажи объекта основных средств ранее установленного срока.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ действующей практики применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «ХХХХХХ». Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг, что дает ООО «ХХХХХХ» право применять упрощенную систему налогообложения.

Предприятие применяет УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. При этом, в качеств объекта налогообложения при исчислении единого налога, используется показатель «доходы, уменьшенные на величину расходов». Расчеты показали, что выгоднее было бы использовать в качестве объекта налогообложения показатель «доходы».

Нами была предложена методика оптимизации применения УСН. Первое, что необходимо выяснить правильность выбора объекта налогообложения. Как видно из проведенного анализа оптимальным вариантом является объект налогообложения доходы, при этом объекте налогообложении налоговая нагрузка снижается. Поскольку ООО «ХХХХХХ» избрала объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», то должно стремиться к максимальному формированию затратной части, сводя налоговую нагрузку к минимуму.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что УСНО является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

 



Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 18.07.2009 № 181-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 09.03.2010 № 20-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. Федеральный Закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 05.04.2010 № 41-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 №2118-1. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 19.07.2009 № 201-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 19.07.2009 № 204-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

8. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

9. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 № А33-1275/08-Ф02-874/09 - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

10. Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13273-08 - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 № А13-9829/2007. - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

12. Постановление ФАС Уральского округа от 05.02.2009 № Ф09-172/09-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-6770/09) - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

13. Постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

14. Письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-11-04/2/91 - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

15. Письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-11-09/413. // [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

16. Письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2008 № 18-12/3/005988 - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

17. Письмо ФНС России от 15.07.2009 № ШС-22-3/566@ - [Электр. ресурс] Режим доступа: БД Консультант Плюс.

18. Закон Приморского края «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае» от 2 ноября 2005 г. № 292-КЗ. В ред. от 12.10. 2009. № 501-КЗ.

19. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения. / Под редакцией И.А.Феоктистова. Изд. 8-е, перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, 2010. – 108 с.

20. Дрожжина, И.А. Варианты оптимизации единого налога при применении упрощенной системы налогообложения // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании, 2008.- № 3. – С.50-56.

21. Дрожжина, И.А. Порядок и условия перехода на упрощенную систему налогообложения и условия прекращения ее применения // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2009. - №6. – С. 16-20.

22. Зайцев, М.П. Ограничения для применения УСН: последние изменения в НК РФ // Налоговый вестник. – 2009. - №10-11.

23. Зобова, Е.П. Минимальный налог: проблемы исчисления и уплаты // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. - №12. – С. 16-21.

24. Костанян, Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. – 2007. - №7. – С. 22-27.

25. Лермонтов, Ю. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов. – М.: Налоговый вестник, 2008. - 352 с.

26. Лермонтов, Ю. Специальные налоговые режимы // Аудит и налогообло-жение. – 2008. - № 9-10.

27. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. / Сердюков, А.Э. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. - СПб.: Питер, 2005. – 460 с.

28. Насырова, В.И. Теоретические и практические аспекты специальных налоговых режимов Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2010. - №4. - С. 22-31.

29. Подкопаев, М.В. Совмещение УСНО и ЕНВД – что говорят чиновники // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2010. - №3. С. 42-46.

Приложение 1

 

Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов в России

Наименование Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде ЕНВД Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Признаки спецрежимов

Добровольность применение + - + -
Дополнительное правовое регулирование на уровне субъекта Федерации или местном уровне + + + +
Возможность добровольного отказа от режима без негативных последствий - - - -
Единый налог как ядро спецрежима + + + -

Элементы налогообложения спецрежимов

Дополнительные льготы внутри режима + - + -
Предмет налога / налогообложения Доход Вид деятельности Доход Соглашение о разделе продукции
Объект Доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов Вмененный доход Доходы, уменьшенные на величину расходов По видам налогов
Источник налогообложения Доход или чистый доход Доход Чистый доход По видам налогов
Субъект Организации, индивидуальные предприниматели Организации, индивидуальные предприниматели, занятые определенными видами деятельности Организации, индивидуальные предприниматели - сельходпроизводители Юридическое лицо, объединение юр. лиц – инвесторы соглашений о разделе продукции

 


[1] Лермонтов, Ю. Специальные налоговые режимы // Аудит и налогообложение. – 2008. - № 9. – С. 28.

[2] Костанян, Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. – 2007. - №7. – С. 22.

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. В ред. Федеральных законов от 09.03.2010 № 20-ФЗ. - [Электр. ресурс] Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ.- БД Консультант Плюс.

[4] Насырова, В.И. Теоретические и практические аспекты специальных налоговых режимов Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2010. - №4. - С. 22.

[5] Иванова, В.Н. О возможности юридической оптимизации налоговой составляющей специальных налоговых режимов // Финансовое право. - 2007. - № 11; Шацило, Г.В. О роли единого налога в специальных налоговых режимах // Финансы. - 2007. - №8.

[6] Насырова, В.И. Указ. статья. - С. 24.

[7] Там же. С. 25.

[8] Ялбулганов, А.А. Специальные налоговые режимы / А. А. Ялбулганов. – М.: Ось-89, 2009. – С. 47.

[9] Костанян, Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. – 2007. - №7. – С. 25.

[10] Семенихин, В.В. Упрощенная система налогообложения. / В.В. Семенихин – М.: Налоговый вестник, 2009.

[11] Зайцев, М.П. Ограничения для применения УСН: последние изменения в НК РФ // Налоговый вестник. – 2009. - №10. – С. 35.

[12] Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13273-08

[13] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 № А33-1275/08-Ф02-874/09

[14] Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 19.07.2009 № 204-ФЗ.

[15] Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года. – М.: КонсультантПлюс, 2009.

[16] Федеральный закон от «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»19.07.2009 № 201-ФЗ.

[17] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.07.2009 № 165-ФЗ.

[18] Подкопаев, М.В. Совмещение УСНО и ЕНВД – что говорят чиновники // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2010. - №3. С. 42.

[19] Определение Конституционного Суда РФ в от 16.10.2007 № 667-О-О.; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 № А13-9829/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.01.2009 № ВАС-17149/08); Постановление ФАС Уральского округа от 05.02.2009 № Ф09-172/09-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-6770/09)

[20] Письма Минфина России от 20.02.2009 № 03-11-11/25, УФНС России по г. Москве от 21.08.2009 № 20-14/2/087507@).

[21] Письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-11-09/413.

[22] УСН: новые правила перехода и применения // Российский налоговый курьер. - 2009. - №18. - С. 50

[23] Зайцев, М.П. Ограничения для применения УСН: последние изменения в НК РФ // Налоговый вестник. – 2009. - №11. – С. 42.

[24] Дрожжина, И.А. Порядок и условия перехода на упрощенную систему налогообложения и условия прекращения ее применения // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2009. - №6. – С. 18.

[25] Письмо УФНС по г. Москве от 25.01.2008 № 18-12/3/005988

[26] Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-04/2/91

[27] Зобова, Е.П. Минимальный налог: проблемы исчисления и уплаты // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. - №12. – С. 16.

[28] Филина, Ф.Н. Годовой отчет «Упрощенка». / Ф.Н. Филина.– М.: ГроссМедиа, 2009. – С. 14.

[29] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

[30] Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 319-О.

[31] Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

[32] Письмо ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@)

[33] Письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@); Постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3; Постановление ФАС Северо-Западного округа в от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

[34] Письма Минфина России от 29.04.2009 № 03-05-05-04/03, от 06.04.2009 № 03-11-09/123.


Оглавление

 

Введение

1. Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов

1.1 Понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации

1.2 Условия применения УСН

1.3 Налоговый учет и отчетность при УСН

2. Система налогообложения

2.1 Общая характеристика деятельности организации

2.2 Анализ налоговой нагрузки и оптимизация налогообложения

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Экономика России на пути к рыночным отношениям развивается чрезвычайно неравномерно, переживая кризисы и потрясения, которые в свою очередь откладывают негативный отпечаток на социально-экономическое развитие нашей страны в целом. Указанные негативные процессы происходили главным образом в связи с отсутствием четкой концепции движения к цивилизованным рыночным отношениям, излишней доверенности к рыночной стихии и уменьшения роли государства в регулировании экономикой. Роль проводимой налоговой реформы в процессах стабилизации российской экономики, создавшейся тенденции экономического роста и социально-экономического развития России трудно переоценить.

Правильно сбалансированная налоговая политика служит главным инструментом государства в решении социально-экономических задач. В этой связи необходимо отметить наметившуюся в последнее время положительную тенденцию, направленную на либерализацию налоговой системы, снижение налогового бремени налогоплательщиков, применение специальных мер налогово-правового регулирования.

В современном финансовом реформировании Российской Федерации важную роль играет преобразование системы налогообложения, особое место в которой занимают специальные налоговые режимы, применяемые в отдельных отраслях экономики и оказывающие значительное влияние на выполнение бюджетных задач государства и финансовое положение субъектов налогообложения. В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику, повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструмента налогового регулирования.

Глава 26.2 НК РФ, определяющая порядок применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, вступила в силу с 01.01.2003. Плюсы данного спецрежима очевидны как для тех, кто его уже применяет, так и для тех, кто только принимает решение о переходе на него. Меньший объем налоговой нагрузки и отчетности по сравнению с другими режимами налогообложения — вот основные из них.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что упрощенная система налогообложения, как специальный налоговый режим, в настоящее время применяется параллельно со стандартной системой обложения, что позволяет субъектам малого бизнеса самостоятельно выбирать наиболее выгодную и подходящую систему налогообложения.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ специальных налоговых режимов, изучение развития УСН, ее роли в налоговой системе России, отличительных особенностей, а также преимуществ и недостатков.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

· рассмотреть понятие и роль налоговых режимов в налоговой политике Российской Федерации;

· выявить пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

· рассмотреть условия применения УСН;

· проанализировать проблемы исчисления и уплаты единого налога;

· рассмотреть налоговый учет и отчетность при УСН;

· проанализировать порядок применения специального режима

Предмет исследования – оценка правильности выбора ООО «ХХХХХХ» применяемой системы налогообложения.

Теоретическая основа исследования: Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы и законодательные акты, Постановления Правительства, приказы, письма и методические указания ФНС РФ; учебная литература; материалы периодической печати; отчеты организации.



Общетеоретическая характеристика специальных налоговых режимов

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 167.