Культура в эпоху Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура в эпоху Просвещения



Содержание

Введение

1. Просвещение с общей точки зрения

1.1 Основные идеи и принципы Просвещения

1.2 Эпоха разума

2. Просвещение в России

2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию

2.2 Просвещение в российских условиях

2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение

2.3 Идеи Просвещения и русское православие

2.4 Идеи Просвещения и патриотизм

3. Наиболее известные просветители

3.1 Россия. Радищев

3.2 Россия: Новиков

3.3 Франция: Вольтер

3.3.1 Литературное творчество. Драматургия

3.3.2 Литературное творчество: Поэзия

3.4 Германия: Гете

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



Введение

 

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".

В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

В Европе рождается война между образованной властью и малообразованным, но ставшим активным, благодаря книгам, населением. Эта война приводит к созданию первой буржуазной республики в Голландии. И тут для всех монархий становится необходимым защищаться от влияния республик. Например, в самом большом королевстве Европы во Франции фактический правитель Кардинал Ришелье публикует единые требования к искусству: воспитывать граждан королевства по образцам героев античности. А из правил Ришелье появляется новое направление классицизм. Со 2ой половины 17 века и до конца 18 в Европе побеждает идея просвещения (воспитание народа искусством).

Итак, что же такое "эпоха просвещения"? На каких личностях она построена? И как она изменила умы людей? - на эти и другие вопросы вы найдете ответы в последующих темах.



Просвещение с точки зрения истории

 

Просвещение- это широкое культурное движение в Европе и Северной Америке 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Германия и Англия (где оно и возникло). Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как "мужества пользоваться своим собственным умом" говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.

Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Эпоха разума

 

Годы жизни Дефо (1660-1731) совпали со временем бурного развития науки, буквально прервернувшей все представления средневекового человека об окружающем мире. На протяжении 16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор европейца: мир стремительно увеличивался. Если в 15 в. хорошо известные в Европе земли простирались от Индии до Ирландии, то к началу 19 столетия испанцы, англичане, голландцы, французы владели всем миром. Полоса выдающихся открытий, начатая Николаем Коперником, была продолжена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. В результате их трудов к концу 17 в. прежняя картина мира стала вчерашним днем даже в глазах обывателей: Земля - библейское средоточение, мироздание - из центра вселенной превратилась в один из немногих спутников солнца; само же Солнце оказалось лишь одной из звезд, дополняющих собой бесконечный Космос.

Так родилась наука нового времени. Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своими основами эксперимент, математический расчет и логический анализ. Это привело к появлению нового мироведения, в котором понятие "разум", "природа", "естественный закон" стали главными. Отныне мир виделся гигантским сложным механизмом, действующим по точным законам механики (не случайно механические часы – любимый образ в сочинениях государствоведов и политиков, биологов и врачей в 17-начало 18 вв.). В столь хорошо отлаженной системе почти не оставалось места для Бога. Ему отвели роль зачинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые Творец создал всеобщими, неизменными и доступными для познания. Это учение получило название деизм, имело много последователей среди естествоиспытателей 17-18 вв.

Но, пожалуй, наиболее важным шагом, на который отважилась новая философия, стала попытка распространить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилось и крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластна неизменным естественным законам. Их нужно только обнаружить, записать, добиться точного и всеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совершенного общества, построенного на "разумных" основаниях,- залог будущего счастья человечества.

Поиски природных законов развития общества способствовали возникновению новых учений о человеке и государстве. Одно из них - теория естественного права, разработанная европейскими философами 17 в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное равенство людей, а стало быть, и естественное право каждого человека на собственность, свободу, равенство перед законом, человеческое достоинство. На основе теории естественного права складывался и новый взгляд на происхождение государства. Английский философ Локк считал, что переход некогда свободных людей к "гражданскому обществу" - результат "общественного договора", заключенного между народами и правителями. Последним, согласно Локку, передается некоторая часть "естественных прав" сограждан (правосудие, внешние сношения и т.п.). Правители обязаны защищать остальные права – свободы слова, веры и право частой собственности. Локк отрицал божественное происхождение власти: монархи должны помнить, что они – часть "гражданского общества".

Началась целая эпоха в истории культуры Запада, принесшая с собой новое, глубоко отличающееся от средневекового, понимание мира и человека. Ее назвали эпохой Просвещения – по наименованию мощного идейного течения, которое к середине 18 в. широко охватило страны Европы и Америки. В 18-19 вв. оно оказывало сильное влияние на науку, общественно-политическую мысль, искусство и литературу многих народов. Вот почему 18 столетие вошло в историю Век Разума, Век Просвещения.

Это движение представляли выдающиеся философы, ученые, писатели, государственные и общественные деятели разных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники, адвокаты, преподаватели, торговцы и промышленники. Они могли придерживаться различных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться к разным вероисповеданиям или отрицать существование Бога, быть стойкими республиканцами или сторонниками легкого ограничения монархии. Но всех их связывала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливого общества мирным, ненасильственным путем. "Просвещение умов", цель которого – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества, продвинуть их мира и самих себя, - вот в чем суть Просвещения и главный смысл деятельности просветителей.

Просвещение не было одним лишь плодом изощренного ума философов и их отвлеченных рассуждений о свойствах человеческого разума, естественном законе и т.д. Оно было детищем своего времени – эпохи всеобщего кризиса средневековых форм жизни общества, зарождение новой промышленной цивилизации. Этим во многом можно объяснить огонь всесокрушающей критики, с которой обрушивались просветители на "неразумные" установления современного им общества – уродливого, как им представлялось, порождения "темных веков", Средневековья. Развивая идеи естественного права и общественного договора, многие из деятелей Просвещения доказывали, что монархи, некогда получившие власть из рук народа, использовали ее для порабощения подданных, превратили все созданное трудом простых людей в средство для паразитической жизни привилегированных слоев ("праздных тунеядцев"). В итоге возникло государство, сословный строй, все виды рабства. Духовная тирания Церкви и политическая тирания королей, кровопролитные войны и костры инквизиции, попранное человеческое достоинство – вот плата за отступление человечества от естественного закона. Но достаточно свету знаний рассеять мрак невежества и заблуждений, вернуть человечество под сень разума – и естественный порядок вещей восторжествует. Именно поэтому необходимо широкое гражданское просвещение. Народ поймет, что никто не имеет права его угнетать. Дворяне осознают, сколь несправедливо и позорно притеснение народа, какой вред оно наносит всему обществу.

Но критика средневековых порядков не была единственной заботой просветителей. Они пытались выработать принципы устройства будущего общества, где люди обретут свободу, равенство, благосостояние, мир, веротерпимость.

Надежды на установление справедливого строя просветители связывали с мудрой политикой властей предержащих. В те времена монархия была господствующей формой правления. Просветители верили, что воспитанный в духе новых идей "просвещенный государь" уничтожит рабство и угнетение путем введения разумных государственных учреждений и законов. Так из идей "мудреца на троне" выросла идея союза просветителей и монархов, хотя обе стороны имели во многом противоположные цели.

Поле деятельности просветителей было обширным: они писали философские трактаты и политические памфлеты, заседали в парламенте и получали министерские посты, сочиняли проекты законов и проводили реформы образования, занимались наукой и преподаванием, литературой и журналистикой, книгоизданием и благотворительностью. Они беседовали с монархами и простолюдинами, процветали и нищенствовали, путешествовали и сидели в тюрьмах. Они оставили потомкам богатое идейное и культурное наследие и свои неосуществленные (быть может, неосуществимые) мечты о создании идеального общества.

 



Просвещение в России

Россия: Радищев

 

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показывая, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то, быть может? Не веществен ли он?" Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. "Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое", "особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие" является источником нравственного чувства: "человек есть существо сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака у крова". В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера, М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

Россия : Новиков

 

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга "Опыт исторического словаря о российских писателей", а также "Древняя Российская Вивлиофика…" - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории, и другие издания исторических материалов. Он первым создал "Скифскую историю".

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногда прилагал эти приемы при использовании несколькими списками. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ, который был разрешен императрицей в 1773 г. Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание "Вивлиофики" щедрыми субсидиями.

Франция: Вольтер

Германия: Гете

 

Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является "Гёц фон Берлихинген" — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода "Бури и натиска". Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., а, сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо14, вступает также в противоречие с литературой Просвещения, наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость — типичной образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему "своеволие". Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии "с матерью-природой". Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: "Господь всемогущий, как хорошо под твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют". Последние слова Гёте — "О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!".



Заключение

В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.

Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.

Но это совсем другая история………



Список использованной литературы

 

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.

Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.

В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.

Энциклопедия "Википедия"



Приложения

Значение слов

1. Гуманисты1 (от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений

2. Атеизм2 (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

3. Деизм3 (от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

4. Масонство4 (франц. franc mason, англ. free mason — букв. "вольный каменщик")- религиозно-нравственное движение, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.

5. Квази-церковь5 (от лат. quasi — якобы, как будто)- "мнимая", "ненастоящая" церковь, основана на учении масонов.

6. Гносеология6 (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) - то же, что теория познания.

7. Эмпиризм7 (от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.

8. Сенсуализм8 (от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах".

9. Онтология9 (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

10. Позитивизм10 (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

11. Догматизм11 (греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

12. Либерализм12 (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

13. Клерикализм13 - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

14. Рококо14 ("причудливый", "капризный"; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в., он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.



Иллюстрации

Екатерина II:

 

Новиков:

 

Радищев:

 


Вольтер:

 

Гете:


Культура в эпоху Просвещения



Содержание

Введение

1. Просвещение с общей точки зрения

1.1 Основные идеи и принципы Просвещения

1.2 Эпоха разума

2. Просвещение в России

2.1 Проникновение идей Просвещения в Россию

2.2 Просвещение в российских условиях

2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение

2.3 Идеи Просвещения и русское православие

2.4 Идеи Просвещения и патриотизм

3. Наиболее известные просветители

3.1 Россия. Радищев

3.2 Россия: Новиков

3.3 Франция: Вольтер

3.3.1 Литературное творчество. Драматургия

3.3.2 Литературное творчество: Поэзия

3.4 Германия: Гете

Заключение

Список использованной литературы

Приложение



Введение

 

18 век в мировой культуре оставил свой отпечаток в истории и назван как "эпоха просвещения".

В эту эпоху заканчивается направление фантастических форм- "барокко", и начинаются гонения на гуманистов1. Именно с этого времени у деятелей культуры появляется двойная жизнь(1ая жизнь - тайные поиски нового силой воображения и 2ая - явная жизнь как у всех). В литературе главным произведением этого времени является роман испанского писателя Кальдерона "Жизнь есть сон".

В Европе рождается война между образованной властью и малообразованным, но ставшим активным, благодаря книгам, населением. Эта война приводит к созданию первой буржуазной республики в Голландии. И тут для всех монархий становится необходимым защищаться от влияния республик. Например, в самом большом королевстве Европы во Франции фактический правитель Кардинал Ришелье публикует единые требования к искусству: воспитывать граждан королевства по образцам героев античности. А из правил Ришелье появляется новое направление классицизм. Со 2ой половины 17 века и до конца 18 в Европе побеждает идея просвещения (воспитание народа искусством).

Итак, что же такое "эпоха просвещения"? На каких личностях она построена? И как она изменила умы людей? - на эти и другие вопросы вы найдете ответы в последующих темах.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.