I . Личностный опросник FPI . [6]
Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими.
1. Невротичность;
2. Спонтанная агрессивность;
3. Депрессивность;
4. Раздражительность;
5. Общительность;
6. Уравновешанность;
7. Реактивная агрессивность;
8. Застенчивость;
9. Открытость;
10. Экстраверсия- Интроверсия;
11. Эмоциональная лабильность;
12. Маскулинизм – феминизм.
II . Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник. [27]
Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:
· Любознательность (Л),. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
· Воображение (В). Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
· Сложность (С). Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
· Склонность к риску (Р), . Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
III . Готовность к риску ( PSK ) Шуберт. [6]
Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Опросник содержит 25 вопросов, 5 категорий ответов, за которые начисляются баллы: "полностью согласен", "полное да" - 2 балла; "больше да, чем нет" - 1 балл; "ни да, ни нет", "нечто среднее" - 0 баллов; "больше нет, чем да" - 1 балл; "полное нет" - 2 балла. Все полученные баллы суммируются.
Обоснование выборки
Выборку исследования составили спортсмены в возрасте от 18 до 30 лет, всего 60 человек. В связи с поставленной гипотезой они были разделены на 2 группы по 30 человек в каждой. В первую группу входят баскетболисты, во вторую спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как горнолыжный спорт, паркур, рафтинг, маунтинбайк. Учавствовавшие в исследовании спортсмены занимаются спортом от одного года до десяти лет.
Данные виды спорта включены в классификацию Международного Олимпийского Комитета. В ней баскетбол относится к первой группе видов спорта, то есть спорт характеризующийся активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Горнолыжный спорт включён в шестую группу. Особенностями этих видов спорта являются сложнокоординационные и разнообразные движения, имеющие высокие требования к способностям и выносливости спортсмена, что в свою очередь является особенностью экстремальных видов спорта. Ещё одной их особенностью является его новизна и молодой возраст спортсменов. По нашему мнению влияние на выбор экстремального вида спорта оказывают такие личностные особенности как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.
Ход эксперимента
1. Постановка проблемы исследования.
Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована проблема, положенная в основу данного исследования.
2. Обзор литературы. На данном этапе исследования использовался библиографический метод. В ходе использования этого метода производится анализ и систематизация материала, охватывающего предмет исследования данной проблемы.
В последнее время появилось много видов экстремального спорта, что непременно повлекло за собой увлечённость ими молодого поколения. Экстрим привлекает собой количеством получаемого адреналина, разнообразием физической активности, количеством и качеством испытываемых эмоций и многим другим. Многие исследователи заинтересовались данной тематикой и активно проводят исследования, но по сей день слабо разработана теоретическая база. В связи с этим была поставлена задача определить круг особенностей личности влияющих на выбор экстремального спорта.
3. Этап экспериментально-психологического исследования.
Подбор респондентов и последующее деление на группы проводилось в зависимости от вида спорта Так в первую группу респондентов вошли спортсмены занимающиеся баскетболом (30 человек) – данная группа является контрольной (КГ), во вторую группу вошли спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (30 человек) – данная группа является экспериментальной (ЭГ). Исследование было полностью анонимным и добровольным. Респонденты были осведомлены о цели исследования. В итоге в психодиагностическом эксперименте приняло участие 60 человек. Процедура исследования:Респондентам обоих групп был предложен пакет методик включающий методику определения личностной креативности, которая была выбрана для выявления склонности к риску (Р), модифицированный опросник FPI, для определения уровня стрессоустойчивости и маскулинизации-феминизации и методика диагностики склонности к риску (PSK) Шуберта.
Заполнение методик занимало в среднем 30-40 минут.
4. Анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем. По завершению этапа психодиагностики проводилась обработка данных. Полученные данные по методикам Модифицированный опросник FPI, Склонность к риску (PSK) Шуберта, Диагностика креативности личности Е. Е. Туник обрабатывались по стандартным процедурам. Полученные количественные данные анализировались с помощью следующих инструментов статистического и математического анализа:· T- критерий Стьюдента. · Корреляционный анализ.5. Подведение итогов исследования. По итогам проведенного исследования были изложены основные результаты исследования, с учетом степени достижения цели и задач исследования. Также были сделаны выводы по эмпирической части, которые представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи.Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.