Материалом для настоящей работы послужили результаты экспериментальной работы, проводимой в период педагогической практики с 11 февраля по 22 марта 2008 года. Объектом для исследования является учебный процесс этой школы, а предметом исследования наглядность как дидактический принцип. Экспериментальная работа проводилась на уроках биологии. Для сбора информации использовался метод педагогического эксперимента.
На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент. Его цель - выявление исходного уровня знаний учащихся по биологии. Для этого проводился контроль знаний по ранее изученной теме. Контроль знаний включал в себя задания с выбором одного ответа:
1. Наиболее сложное строение имеет:
А. дождевой червь;
Б. пресноводная гидра;
В. белая планария;
Г. луковая нематода.
2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:
А. кишечнополостных
Б. плоских червей;
В. круглых червей
Г. простейших.
3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?
А. Круглые черви
Б. Кольчатые черви
В. Плоские черви
Г. Моллюски
4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?
А. Они трехслойные животные
Б. Их тело состоит из члеников
В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела
Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.
5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:
А. раздражением;
Б. возбуждением;
В. возбудителем;
Г. рефлексом.
6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:
А. хищников;
Б. паразитов;
В. растительноядных животных;
Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.
7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:
А. имеют вытянутое тело;
Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;
В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;
Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.
8. Дождевые черви живут:
А. в сухом песке;
Б. твердой глине;
В. В грунте на дне моря;
Г. богатой перегноем почве.
9. Кожа дождевого червя:
А. сухая
Б. покрыта чешуйками
В. Покрыта ресничками
Г. Покрыта слизью.
10. Какая полость тела дождевых червей?
А. поделена поперечными перегородками
Б. сплошная
В. состоит из нескольких слоев
Г. Содержит слизь.
Оценивание задания проходило по следующим критериям:
10 - 8 правильных ответов - 5;
7 - 5 правильных ответов - 4;
4 - 3 правильных ответов - 3;
2 - 1 правильных ответов - 2.
После проведения контроля знаний нами были получены результаты, которые представлены на рис.1.
Рис.1 Результаты контроля знаний по ранее изученной теме, проводимого на этапе констатирующего эксперимента.
На основании полученных результатов учащиеся были разделены на 2 группы для проведения формирующего эксперимента. Это второй этап исследования. Целью его является повышение уровня знаний учащихся по биологии с помощью наглядного материала. Первая группа - контрольная, это 7 "А" класс, вторая - экспериментальная, это 7 "Б". В 7 "А" наглядный материал использовался в обычном объеме, в 7 "Б" в увеличенном. Проверка знаний учащихся обеих групп проходила по одному плану.
На втором этапе исследования применялся наглядный материал, который способствовал более полному усвоению нового материала и повышению уровня и качества знаний учащихся. Наглядный материал применялся на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала (как самостоятельно, так и с помощью учителя), на этапе закрепления изученного материала и на этапе проверки знаний учащихся.
Фрагмент урока № 1
Тема: Тип Моллюски, особенности организации.
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью моллюсков и их происхождением.
Задачи урока: - выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности; определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными.
продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
воспитывать интерес к животному миру.
Ход урока:
III. На этапе изучения нового материала с первой группой испытуемых в теме "Особенности организации моллюсков, их происхождение" в качестве наглядного пособия использовалась печатная таблица "Строение моллюсков. При изучении нового материала со второй группой испытуемых использовались: влажный препарат "Внутреннее строение беззубки", печатная таблица "Строение моллюсков", а также иллюстрации учебника. При выполнении лабораторной работы (это этап самостоятельного изучения темы) и в первой и во второй группе учениками использовалась коллекция "Раковины моллюсков". В лабораторной работе были следующие задания:
Рассмотрите и зарисуйте раковину моллюска (подписать все её составляющие), определите передний и задний конец раковины.
По линии годового прироста определите возраст раковины.
Выясните, из каких слоев состоит раковина.
Рассмотрите внешнюю и внутреннюю поверхность раковины, определите их цвет. Объясните причину различия окраски.
Сделайте вывод о роли раковины в жизни моллюска. Всегда ли раковина его защищает?
Ученикам необходимо было выполнить задания, используя раковину беззубки.
IV. Закрепление материала.
На этом этапе испытуемым группам было предложено следующее задание:
Найдите ошибки в тексте и исправьте их. Моллюски встречаются только в морях (нет, есть и наземные). Нервная система у них диффузного типа (разбросанно - узловой тип), хорошо развит надглоточный ганглий. Кровеносная система замкнутая (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Орган дыхания - мантия (легкие и жабры), органы выделения почки и мочевой пузырь (отсутствует). В глотке есть терка с роговым слоем. Имеются пищеварительные железы. Моллюски - очень подвижные раздельнополые животные, играющие важную роль в жизни человека.
После выполнения этого задания было отмечено, что во второй группе, где использовалось большее количество наглядного материала, правильных ответов было больше, чем в первой.
Фрагмент урока № 2
Тема: Многообразие моллюсков, их значение в природе
Цель урока: изучить особенности и многообразие основных классов, объединенных в тип Моллюски.
Задачи урока: - рассмотреть особенности основных классов моллюсков; многообразие видов и их значение в природе.
продолжить формирование умений обосновывать и доказывать.
воспитывать бережное отношение к естественным биофильтрантам воды.
III. Изучение нового материала.
В двух группах использовались следующие наглядные материалы: печатная таблица "Многообразие моллюсков" и демонстрировался видеофильм "Многообразие моллюсков и их значение в природе".
По окончанию изучения темы "Тип Моллюски" был проведен контроль знаний учащихся со следующими заданиями:
Работа с дидактическими "немыми" карточками. Необходимо по памяти подписать внутренние органы моллюска, назвать какие вещества входят в состав раковины моллюсков и для чего она служит.
Самостоятельная работа по следующим вопросам: На какие три основных отдела подразделяют тело большинства моллюсков? (Голова, туловище, нога). Какова симметрия тела у большинства моллюсков? (двусторонняя). Как называется складка кожи, покрывающая тело моллюска снаружи? (Мантия). Какого типа кровеносная система у моллюсков? (незамкнутого). Чем представлены органы дыхания у моллюсков? (Легкие и жабры). От какой группы произошли моллюски? (Древние неспециализированные многощетинковые черви). Какие три класса объединяет тип моллюски? (головоногие, брюхоногие, двустворчатые).
Опрос некоторых учащихся у доски с помощью печатной таблицы.
По результатам проведенного контроля у испытуемых групп было отмечено, что вторая группа, в которой использовалось большее количество наглядного материала, выполнила больше заданий правильно, чем первая.
Фрагмент урока № 3
Тема: Тип Членистоногие.
Цель урока: ознакомить учащихся с организацией членистоногих
Задачи урока: - рассмотреть особенности строения членистоногих;
продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов;
воспитывать интерес к окружающему миру.
III. Изучение нового материала.
При изложении нового материала используются и в первой и во второй группах печатные таблицы и иллюстрации учебника.
IV. Закрепление материала.
При закреплении материала было предложено следующее задание:
Закончите предложения:
К членистоногим относятся разнообразные (водные и сухопутные) формы, обладающие (членистыми) конечностями и сегментированным (телом). Тело членистоногих состоит из 3 отделов - (голова, грудь, брюшко), покрыто (хитинизированной кутикулой). Первые членистоногие возникли от древних свободноживущих (многощетинковых) червей. Тип объединяет 3 класса (ракообразные, паукообразные, насекомые).
С этим заданием справились обе группы учеников.
Фрагмент урока № 4
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Цель урока: рассмотреть особенности строения ракообразных.
Задачи урока: выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных;
продолжить формирование умений сравнивать разные эволюционные группы организмов, обосновывать ответ, работать с дополнительной литературой;
воспитывать интерес к окружающему миру.
III. Изучение нового материала.
При изучении нового материала в теме "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные" в первой группе использовались только натуральные наглядные пособия "Скелет речного рака", "Лангуст". Во второй группе использовались натуральные наглядные пособия "Скелет речного рака", "Лангуст", печатные таблицы "Строение речного рака", "Многообразие ракообразных", иллюстрации учебника. С помощью печатных таблиц во второй группе объяснялось строение ракообразных. С помощью таблицы учитель показывал отделы тела речного рака, его конечности и рассказывал об их основных свойствах. В первой группе объяснение нового материала шло с помощью беседы без использования наглядного материала. Далее обе группы самостоятельно выполняли лабораторную работу, используя натуральные наглядные пособия.
IV. Закрепление материала.
В качестве закрепления изученного материала была проведена беседа по вопросам:
1. Какие части тела имеются у рака? (Головогрудь, брюшко, конечности, выполняющие различные функции).
2. Сколько пар ходильных ног у рака? (5 пар).
3. Какие особенности внешнего строения позволяют ракообразным захватывать добычу? (1 пара ходильных конечностей у них заканчивается клешнями, которые служат для захвата пищи, а так же для обороны).
На последний вопрос первая группа затруднялась ответить, так как в ней объяснение нового материала шло с помощью беседы, без использования наглядности. Вторая группа без затруднения ответила на поставленные вопросы. Это свидетельствует о необходимости использования комплекса наглядных пособий на уроках.
Фрагмент урока № 5
Тема: Тип Членистоногие. Класс Насекомые.
Цель урока: изучить особенности внешнего строения насекомых.
Задачи урока: - рассмотреть особенности внешнего строения майского жука
продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы, работать с учебником.
воспитывать интерес к окружающей действительности
III. Изучение нового материала.
В качестве наглядных пособий для объяснения темы "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" в первой группе использовались печатные таблицы с изображением строения насекомого и коллекция "Разнообразие представителей класса Насекомые". Во второй группе использовались коллекции "Строение майского жука" и "Разнообразие представителей класса Насекомые", печатные таблицы, иллюстрации учебника. На этапе самостоятельного изучения материала в ходе выполнения лабораторной работы ученики обеих групп использовали коллекцию "Строение майского жука" и иллюстрации учебника.
IV. Закрепление материала
Для закрепления изученного материала группам было предложено отгадать загадки о различных насекомых и задание на заполнение кроссворда со следующими вопросами:
1. Один из классов типа Членистоногие.
2. Время года, когда наиболее активны насекомые.
3. Один из отделов тела насекомого.
4. Что находится на груди насекомого?
5. Органическое вещество, составляющее основу наружного скелета насекомого.
6. Какие конечности несут сегменты груди?
7. Характерная особенность многих насекомых.
8. Благодаря чему осуществляется полет?
9. Преобразование передних крыльев, защищающее спинную сторону тела, характерное для жуков.
10. "Домашняя" бабочка.
11. Пчелиный продукт.
Во второй группе, где использовалась коллекция "Разнообразие представителей класса Насекомые" и печатная таблица "Разнообразие насекомых" правильных ответов на заданные загадки было получено больше, чем в первой, где о многообразии насекомых было только рассказано.
Третий этап исследования - контрольный эксперимент. На этом этапе исследования проводился повторный контроль знаний по изученным темам. Целью этого контроля является проверка знаний учащихся, полученных с помощью применения наглядности на всех этапах урока. Контроль проводился и в экспериментальном и в контрольном классе; включал в себя задания различного типа.
Ответьте на поставленные вопросы:
1. На какие три основных отдела подразделяют тело большинства моллюсков? (Голова, туловище, нога).
2. Какие особенности внешнего строения позволяют ракообразным захватывать добычу? (1 пара ходильных конечностей у них заканчивается клешнями, которые служат для захвата пищи, а так же для обороны).
3. Органическое вещество, составляющее основу наружного скелета насекомого (хитин).
4. Преобразование передних крыльев, защищающее спинную сторону тела, характерное для жуков (надкрылья).
Закончите предложения:
Кровеносная система моллюсков … (не замкнутая) и состоит из сердца и сосудов. Органами дыхания для моллюсков служат … (легкие и жабры), органы выделения … (почки).
Тело членистоногих состоит из 3 отделов … (голова, грудь, брюшко), покрыто хитинизированной кутикулой. Первые членистоногие возникли от древних свободноживущих … (многощетинковых) червей.
За выполнение всех заданий ставилась оценка 5. За выполнение 3 заданий из каждого блока ставилась оценка 4. Если выполнено по 2 задания из каждого блока - 3. Выполнено менее заданий - 2.
После проведения контроля знаний нами были получены результаты, представленные на рис.2.
Рис.2 Результаты повторного контроля знаний по изученным темам, проводимого на этапе контрольного эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение средств наглядности на уроках зоологии в целях повышения уровня знаний положительно влияет на качество усвоения материала. Было отмечено, что в экспериментальном классе после проведения эксперимента уже не было учащихся, которые не справились с заданиями. Ученики, получившие неудовлетворительные оценки при проведении констатирующего эксперимента получили удовлетворительные оценки при проведении контрольного эксперимента.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 345.