(по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах)
Удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в январе-августе 2009 года до 20,5% против 19,4% в январе-августе 2008 г. Объемы товарооборота снизились на 41,8%, в том числе экспорта - на 34,3%, импорта - на 47 процентов.
Доля стран СНГ сократилась с 15,0% в январе-августе 2008 г. до 14,7% в январе-августе 2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась с 8,4% до 9,1 процента.
Основные торговые партнеры России среди стран дальнего зарубежья в январе-августе 2009 г.
( по данным таможенной статистики, млрд. долларов США)
Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимали Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходилось 47,9% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являлись Китай, США, Япония и Республика Корея, на долю которых приходилось более 85,2% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.
Глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.
Глобализация сглаживает различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.
Не следует торопиться и с вынесением вердикта по поводу однополюсности мира. Мир по-прежнему многополюсный, и задача состоит в сохранении этой многополюсности, в выстраивании оптимального баланса между существующими центрами силы. Причем следует иметь в виду, что эти центры серьезно заинтересованы в партнерстве с Россией, поскольку трезво учитывают ее ресурсный, военный и научный потенциал. И нет никакой “предопределенности судьбы”, ничто не предписывает соглашаться с ролью лишь источника сырья и дешевой рабочей силы, как это видится З. Бжезинскому, да и некоторым политикам в современной американской администрации.
Естественно, что возможности России занять достойное страны место на мировой арене напрямую зависят от состояния ее экономики. И здесь нельзя обойти молчанием важнейший вопрос об оценке места России в “мировой табели о рангах”.
Существующая на сегодня оценка России в рамках принятых международных сопоставлений не соответствует тому потенциалу, которым располагает страна, и не отражает ее реальный вес в мировой экономике. Во многом это связано с существующей практикой оценки всего и вся в России в долларовом эквиваленте, причем по текущему российскому рыночному курсу, который далеко не отражает реального соотношения покупательной способности рубля и доллара.
Нет в стране работоспособных механизмов гражданского оборота ценных знаний и технологий, не сформирована система их продвижения на рынок. Хотя сегодня именно экспорт подобных знаний и технологий, а не производимой на их основе промышленной продукции, определяет уровень развития государств.
Решение всех названных задач невозможно, особенно в условиях России, без сильного государства. Но следует подчеркнуть, что сильное государство - не синоним сильной власти. Необходимо единство: сильная власть - сильные законы - сильная судебная система - гражданское общество.
То есть, государство только тогда будет по настоящему сильно, когда в стране кроме “сильной вертикали власти” будет сильная и действительно независимая судебная система. Когда будут приниматься и действовать законы, образующие непротиворечивое и сбалансированное правовое поле. Когда эта система законов будет защищать права и свободы граждан, а граждане, в свою очередь, сформируют гражданское общество, выступающее как равноправный партнер государства, несущий наряду с ним ответственность за происходящее в стране.
Получит ли великая история России великое продолжение, зависит только от нас, ее граждан. Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее — неочевидно.
Мы обязаны конвертировать сырьевую экономику в интеллектуальную, чтобы проложить России путь наверх, в будущее, в сообщество креативных наций, направляющих историю.
Считаю, что пока в России не будет чёткого регулирования над всеми сферами жизни: политической, экономической, социальной, финансовой, экологической и многих других, Россия будет продолжать выглядеть слабой в условиях глобализации на фоне мира. Но нам нужны глобальные изменения и главное в кратчайший срок. Хотя мы прекрасно понимаем, что это невозможно сделать слишком быстро. Но преобразования уже пора начинать. Иначе в скором времени Россию вообще вытеснят более сильные страны. Начинать преобразования России необходимо с постановки новых задач для структурной политики. Думаю, что если во главе государства будут стоять люди, понимающие проблемы России, люди которые любят свою родину и готовы менять её к лучшему, то у России есть не просто будущее, а светлое и чистое будущее для России и её граждан.
Список литературы
1. Новосельский В. Перспективы развития экономики в условиях глобализации и научно-технического прогресса // Экономист. N 10.
2. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: Экономика. 2001. С. 107, 121.
3. Гершман Б.А. Неравенство доходов и экономический рост: обзор эконометрических исследований // Экон. наука соврем. России. - 2009. - N 2. - С.104-116.
4. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодный выпуск. М., 2005. С.11.
5. http://www.budgetrf.ru
6. Мировая экономика и международные отношения// Л.Зевин, Б.Хейфец. 2006. №12.С. 12-23
7. Мировая экономика и международные отношения.//С.Уткин 2009. №2 с. 49
8. http://www.vremya.ru /2008
9. Международные экономические отношения: Уч-к/В.И.Троненко - К.:КиМУ, 2004.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.