Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития. Макроэкономические характеристики каждого из этих этапов в сопоставлении со сценариями энерго-сырьевого (II) и инерционного (I) развития приведены в таблице 1.
Таб.1. Основные макроэкономические показатели сценариев развития (темпы прироста, процентов)
|
|
2006 | Среднегодовые значения | 2020/2007, % | ||
2008-2012 | 2013-2017 | 2018-2020 | ||||
ВВП | 3 | 6,7 | 6,1 | 6,6 | 6,4 | 123 |
2 | 6,0 | 5,5 | 4,7 | 102 | ||
1 | 4,5 | 3,3 | 3,1 | 61 | ||
Реальные располагаемые доходы населения | 3 | 10,2 | 8,3 | 7,2 | 6,7 | 156 |
2 | 8,1 | 5,7 | 4,7 | 123 | ||
1 | 6,8 | 4,3 | 3,7 | 91 | ||
Розничный товарооборот | 3 | 13,9 | 8,7 | 6,5 | 6,3 | 150 |
2 | 8,6 | 5,3 | 4,5 | 124 | ||
1 | 6,7 | 4,4 | 3,7 | 91 | ||
Инвестиции | 3 | 13,7 | 11 | 10,7 | 9,6 | 270 |
2 | 10,9 | 8,8 | 6,6 | 211 | ||
1 | 5,6 | 4,2 | 4,1 | 83 | ||
Экспорт, млрд. долл. | 3 | 303,9 | 348 | 439 | 564 | 60 |
2 | 347 | 433 | 538 | 51 | ||
1 | 331 | 377 | 437 | 21 | ||
Импорт, млрд. долл. | 3 | 164,7 | 340 | 503 | 669 | 195 |
2 | 342 | 484 | 603 | 163 | ||
1 | 316 | 376 | 446 | 92 | ||
Инфляция | 3 | 9 | 5,6 | 4,5 | 3,3 | 85 |
2 | 6,2 | 4,8 | 3,4 | 90 | ||
1 | 7,5 | 6,1 | 4,0 | 111 | ||
Энергоемкость | 3 | -2,8 | -3,6 | -3,9 | -3,7 | -39 |
2 | -3,4 | -2,8 | -2,2 | -32 | ||
1 | -2,8 | -1,7 | -1,6 | -24 | ||
Электроемкость | 3 | -2,4 | -2,1 | -2,3 | -2,70 | -27 |
2 | -1,9 | -1,3 | -1,3 | -18 | ||
1 | -1,6 | -0,7 | -0,4 | -12 | ||
Производительность труда | 3 | 6,2 | 6,3 | 7,5 | 7,1 | 138 |
2 | 6,2 | 6,5 | 5,8 | 119 | ||
1 | 4,8 | 4,3 | 3,9 | 75 |
Первый этап (2008-2012 годы) – создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;
структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);
принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);
реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0%ВВП в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);
начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах до 7% в 2011-2012 годах);
поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода;
реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений;
развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10-12 процентов;
создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.
Таб. 2. Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 год к 2007 году, %)
Рост валового внутреннего продукта | 134-135 |
Рост производительности труда | 134-136 |
Снижение энергоемкости ВВП | 83-84 |
Рост реальных располагаемых доходов населения | 148-150 |
Рост инвестиций в основной капитал | 167-170 |
Темп роста потребительских цен | 134-136 |
Второй этап (2013-2017 годы) – переход экономики на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.
Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:
создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;
обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;
многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;
увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.
Таб.3. Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа
(2017 год к 2012 году, %)
Рост ВВП | 137-139 |
Рост производительности труда | 142-144 |
Снижение энергоемкости ВВП | 81-83 |
Рост реальных располагаемых доходов населения | 140-143 |
Рост инвестиций в основной капитал | 165-168 |
Темп роста потребительских цен | 123-125 |
Третий этап (после 2018 года) – закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики.
Приоритеты развития:
ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами;
развитие экологически чистых производств;
формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
выход на стабильные демографические показатели;
внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов;
создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, соответствие его уровня потребностями экономики, поддержание на высоком уровне расходов на НИОКР.
Таб.4. Целевые макроэкономические индикаторы третьего этапа (2020 год к 2017 году, %)
Рост ВВП | 119-122 |
Рост производительности труда | 121-124 |
Снижение энергоемкости ВВП | 88-91 |
Рост реальных располагаемых доходов населения | 120-123 |
Рост инвестиций в основной капитал | 130-133 |
Темп роста потребительских цен | 109-111 |
Перспективы развития после 2020 года характеризуются высокой неопределенностью. Накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит завершение этапа догоняющего роста, что создает предпосылки для снижения темпов роста ВВП к 2030 году до 4,5-5%. В результате усиления склонности к потреблению и активизации структурных сдвигов в пользу сервисной экономики и нематериальных активов можно ожидать стабилизации и даже некоторого снижения нормы накопления.
После 2020 годов российская экономика вступает в фазу развития в условиях снижающихся физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и снижающейся добычи нефти, при стабилизации объемов экспорта газа. В этих условиях резко возрастает нагрузка на инновационные высоко- и среднетехнологические сектора экономики и сектор услуг, как основные движущие силы экономического роста и поддержания сбалансированности внешней торговли.
На рубеже 2025-2030 годов можно ожидать формирования новой технологической инновационной волны, которая создаст новый импульс развитию экономики, особенно экономики знаний и обслуживания. Резко возрастет роль экологических и климатических барьеров роста, создающих в то же время для России в силу многообразия ее природных богатств новые уникальные шансы развития, при условии значительного снижения природоемкости экономики.
В 2020-2025 годы в полной мере развернется реализация и новых инфраструктурных проектов, связанных с освоением Арктики, Восточной Сибири (в т.ч. реализация проектов Севсиба, Приполярного Урала), что инициирует рост инвестиций в экономику и создаст новые полюса регионального развития.
В целом в период 2020-2030 годов российская экономика может устойчиво развиваться со значительным опережением по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Рост ВВП в 2021-2030 годах составит 160-175%, снижение энергоемкости – 65-75%23.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.