а) из самого Священного Писания
1) Во-первых, таковыми следует считать толкования самими священными писателями разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в книгах Нового Завета. Например, на вопрос — почему ветхозаветный закон дозволял разводы по разным случаям? Спаситель отвечал фарисеям: «Моисей по жестокосердию вашему позволял вам разводиться с женами вашими, с начала же не было так» (Мф. 19, 8). Здесь — прямое толкование духа Моисеева законодательства, данного применительно к нравственному состоянию ветхозаветного человека. Объяснения же древних пророчеств и ветхозаветных прообразований в книгах Нового Завета весьма многочисленны. Для примера можно указать Мф. 1, 22-23; Ис. 7, 14; Мф. 2, 17-18; Иер. 31, 15; Ион. 19, 33-35; Исх. 12, 10; Деян. 2, 25-36; Пс. 15, 8-10.
2) Другой не менее важный способ есть снесение параллельных или сходственных мест Писания. Так, слово «помазание», употребленное апостолом Павлом без всякого объяснения (2 Кор. 1, 21), повторяется у апостола Иоанна в смысле излияния благодатных даров Святого Духа (1 Ин. 2, 20). Так, относительно буквального и собственного смысла слов Спасителя о вкушении плоти и крови Его (Ин. 6, 56) не оставляет никакого сомнения апостол Павел, когда говорит, что едущие хлеб и пиющие чашу Господню недостойно, виновны против тела и крови Господней (1 Кор. 11, 27).
3) Третий способ есть исследование состава или контекста речи, то есть объяснение известных мест Писания в связи с предыдущими и последующими словами и мыслями, имеющими непосредственное отношение к объясняемому месту.
4) Четвертый способ — уяснение разных исторических обстоятельств написания той или иной книги — сведения о писателе, о цели, поводе, времени и месте написания её. Зная цель написания послания к Римлянам апостола Павла: опровергнуть ложное мнение иудеев о их преимущественном положении в христианской Церкви, мы понимаем, почему апостол так часто и настойчиво повторяет об оправдании единственно верою в Иисуса Христа без дел закона иудейского. Имея также в виду, что апостол Иаков написал своё послание по поводу неправильно понятого учения апостола Павла об оправдание верою, можно понять, почему он с особенною силою учит в своем послании о необходимости для опасения дел благочестия, а не одной только веры.
б) Из разных вспомогательных источников
К вспомогательным источникам изъяснения Священного Писания относится:
1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги — преимущественно еврейского и греческого, ибо во многих случаях единственным средством к уразумению подлинного смысла того или другого места в Писании служит выяснение его смысла по словообразованию первоначального текста. Например, в Прит. 8, 22 изречение «Господь созда мя…» точнее переводится с еврейского подлинника: «Господь стяжал (приобрел) меня» — в смысле «родил». В Быт. 3, 15 славянское выражение о семени жены, что оно будет «блюсти» главу змия, точнее и яснее переводится с еврейского так, что оно «сотрет» главу змия.
2) Сличение разных переводов Священного Писания.
3) Знание древней географии, и главным образом — географии Святой земли, а также хронологии (дат событий), чтобы иметь отчетливое познание о последовательной преемственности исторических событий, излагаемых в Священных книгах, а также для ясного представления тех мест, где эти события происходили. Сюда же относятся археологические сведения о нравах, обычаях и обрядах еврейского народа.
13. Главное руководительное начало изъяснения
Священного Писания
Несмотря на то, что книги Священного Писания, как произведения Духа Истины, содержат одну только чистую истину, она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невеждам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр (2 Петр. 3, 16), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным.
Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Преданием, заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах вселенских и поместных соборов и в творениях святых и богомудрых отцов и учителей Церкви.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.