Межличностные эмоциональные отношения и их виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды

2. Компоненты и виды любви по Э Фромму

3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости

4. Динамики любви

5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви

6. Закономерности выбора партнера

7. Понятие семьи, типы семей

8. Типы дисфункциональных семей

9. Стадии жизненного цикла семьи

10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях

11. Конфликты в семье

12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)

13. Взаимоотношения между детьми в семье

14. Формирование личности ребенка в семье

15. Стили семейного воспитания

16. Завершение эмоциональных отношений

Список литературы



Межличностные эмоциональные отношения и их виды

 

Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.

Что-либо чувствовать – это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные – положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать – это не стыдно, это присуще любому человеку[1].

Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека – потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

 

Динамики любви

 

Если однажды, роком или ненароком, человек влюбляется по самые уши, то очень часто начинает преследовать стойкое убеждение, будто любимый человек совершенно не слышит.

Так как динамика любовных отношений у мужчин и женщин несколько разнится, то и не удивительно, что подобное проявление чувства в большей мере свойственно мужчинам[4]. И как только они не получили должного отклика от объекта своей влюбленности, на них и нападает стойкое убеждение, что вновь и вновь признаваться в любви надо при каждом удобном случае. Мне трудно сказать определенно, с чем это связано и почему признание в любви приобретает столь маниакальные формы. Очевидно лишь то, что подобная линия поведения будет наименее эффективна или даже разрушительна.

Во взаимоотношении полов две вещи парадоксальным образом всегда предполагаются как обязательные: любовь и секс. Обязательства, предполагаемые из секса, означают, что секс обязывает другого человека на дальнейшее развитие отношений. Обязательства, которые предполагаются от любви, говорят о том, что уже одно признание в любви требует какого-то продолжения отношений.

Сексуальные предписывания свойственны женскому менталитету, а любовные – мужскому. И если женщина пошла на сексуальную связь с мужчиной, то это ей кажется гарантией, обеспечивающей какое-то продолжение их отношений. В свою очередь, если мужчина признается в любви женщине, он также считает ее обязанной на ответное действие. Такой стиль мышления не является уникальным для того или иного пола, эти предписания очень сильно пропитывают обе стороны, и, например, мужчина, который вступил в сексуальную связь с женщиной, и сам очень часто начинает считать себя обязанным на дальнейшее развитие этих отношений (как честный человек, обязан на ней жениться, например).

Эти представления в подавляющем большинстве случаев бессознательны, и хотя человек их осознает, он не имеет представления, откуда это берется, и почему именно так, а никак не иначе. Важно лишь знать то, что мужчины и женщины очень часто выстраивают свою линию поведения именно на основе этих представлений.

 

Понятие семьи, типы семей

 

Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины , общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения, гордости друг за друга.

Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует:

во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда;

во-вторых, - городская, сельская (по типу поселения);

в-третьих, однонациональная, многонациональная (по национальному признаку);

в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные семьи, многодетные семьи и т.д.)[5]

Если первых три типа семьи характеризуются довольно просто, то два последних имеют много различий.

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребёнка; окончание деторождения - рождение последнего ребёнка; «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребёнка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическим социальными и экономическими характеристиками. Жизненный цикл семьи, который иногда называют моделью развития семьи, исследуется по шкале возраста супругов либо возраста семьи, под которым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти какого-либо из членов семьи, разделения или воссоединения родственников или прекращения брака, вступления во второй брак и т.д.



Конфликты в семье

 

Негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия[6].

· сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.

· длительные(хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи

выделяются еще два типа

· Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

· Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.

 

Стили семейного воспитания

 

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

 

Список литературы

 

1. Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. – М.: Просвещение, 1988.

2. Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1999.

3. Василев С. Психология любви. - М.: Интерпринт, 1999

4. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... - М.: Просвещение, 1999.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. – М.: Академия, 2002.

6. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000

7. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.


[1] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000 – с 159.

[2] Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990. – с 25.

[3] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000 – с 144.

[4] Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1999.  – с 68.

[5] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. – М.: Академия, 2002. – с 89.

[6] Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. – М.: Просвещение, 1988. – с 37.


Содержание

 

1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды

2. Компоненты и виды любви по Э Фромму

3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости

4. Динамики любви

5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви

6. Закономерности выбора партнера

7. Понятие семьи, типы семей

8. Типы дисфункциональных семей

9. Стадии жизненного цикла семьи

10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях

11. Конфликты в семье

12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)

13. Взаимоотношения между детьми в семье

14. Формирование личности ребенка в семье

15. Стили семейного воспитания

16. Завершение эмоциональных отношений

Список литературы



Межличностные эмоциональные отношения и их виды

 

Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.

Что-либо чувствовать – это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные – положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать – это не стыдно, это присуще любому человеку[1].

Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека – потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.