Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды.
1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. выделяют следующие требования к навыкам и способностям людей, необходимым для их эффективной работы в команде:
1. Навыки системного мышления и владение ситуационным анализом, которые в себя включают - умение выделять из разнообразных источников полезную информацию по сравнительным данным, технологиям, методам, рыночной коньюктуре, потенциальным конкурентам и т.д.; умение системно анализировать информацию, формируя прогнозы, стратегии действий, вырабатывая возможные новые направления деятельности; умение оценивать риски возможных действий, объективно оценивать все плюсы и минусы различных последствий развития событий.
2. Коммуникативные данные, которые выражаются в умении создавать и поддерживать атмосферу доверия, ценить идеи, выдвигаемые другими; умение формировать мотивационные стимулы для других сотрудников, обеспечивая их ресурсами, обратной связью, обучением и развитием, необходимыми для их личностного и профессионального роста; умение ясно и убедительно аргументировать свои и чужие предложения.
3.Лидерские способности кандидатов, которые, по мнению авторов включают в себя уверенность, умение четко определить наиболее рациональный вариант действий и заразить других уверенностью в успехе
выбранного пути; умение наладить партнерское взаимодействие даже с теми службами и партнерами, с которыми традиционно складываются конфликтные взаимоотношения; нацеленность на действие и результат, способность брать на себя ответственность за достижение поставленных целей, преодолевая внешние трудности[45].
Кроме перечисленных навыков и способностей членов эффективной команды следует добавить еще высокий уровень развития базовых профессиональных умений и навыков, а также позитивные личные черты, которые в какой-то мере пересекаются с коммуникативными данными, предложенными в приведенной классификации.
2. Совместимость с лидером.
Профессионалов среднего и высшего звена набирают по-разному. Первые должны соответствовать ряду формализованных требований, а «управленческая командаскладываетсявокруглидера».
Необходимость совместимости нового члена команды с лидером признают практически все опрошенные.
Субъект, развивающий или формирующий команды должен учитывать некоторые формы "заболеваний" команд.
А.И. Пригожий приводит перечень возможных болезней управленческих команд:
1. "Пассажиры автобуса" - каждому важно доехать до своей остановки, и никого не интересуют проблемы водителя или автобуса в целом.
2. "Мы и он" - глубокое различие интересов сотрудников и руководителя, осознаваемое большей частью сотрудников.
3. "Один на поле, остальные на трибунах" - руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.
4. "Каждый несет свой чемодан, но без ручек" - большая нагрузка без прав и ресурсов.
5. "Хор солистов" - все члены команды являются сильными специалистами, но не склонными к совместной работе.
6. "Серпентарий единомышленников" - все работают в общем деле при острой конфликтности между собой.
7. "Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупицы!" - руководитель демонстрирует превосходство, порой унижает сотрудников, но в то же время требует высокой лояльности к себе, личной преданности.
8. "Грозный отец и напуганные дети" - руководитель настойчиво включает сотрудников в общеорганизационные решения, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.
9. "Много умных, мало взрослых" - специалисты высокого класса во главе с сильным руководителем избегают принятия на себя ответственности шире их прямых обязанностей, уклоняются от инициатив по решениям общеорганизационного уровня, во всем полагаясь на лидера.
10."Негативная селекция" - сотрудники специально подбираются с учетом того, чтобы их интеллектуальные способности, уровень профессионализма уступал руководителю[50].
3. Совместимость с командой на уровне мировоззрения и ценностей.
Близость мировоззрений и ценностей членов команды является необходимым условием командообразования
Однако наиболее психологически толерантные руководители, наоборот, предпочитают иметь дело с сотрудниками, сильно отличающимися друг от друга, в том числе, на уровне мировоззрения, при условии, что все они сумеют договориться между собой[55].
Групповые нормы в команде могут соответствовать или наоборот, противоречить нормам общества в целом. Нормы в команде выполняют регулятивную и контролирующую функцию по отношению к ее деятельности. Члены команды должны придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. В команде возникают такие групповые нормы как: совместный труд, взаимовыручка, взаимоподдержка, контроль над своими эмоциями, скрытие от окружающих истинные чувства и побуждения; гордость за свою команду. Если индивидуальные цели не совпадают с нормами групповыми, то возникает групповое давление на личность. Групповое давление может подчинить чувства, побуждения, эмоции индивида на вынужденное единообразие группового поведения, четкое соблюдение норм в команде [24].
Нормы в группе связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения, каких - либо социально значимых явлений. От того, какие ценности ставит перед собой каждый член команды, зависит не только их совместная жизнедеятельность, но и эффективность команды. Можно выделить несколько типов ценностей. Первая группа - материальная ценность. Их значимость обусловлена тем, что могут скомпенсировать недостаток внимания членов семьи, проживания в "экстремальной" обстановке и т.д. Вторая группа - ценность труда. Она выражается в то что, члены команды выполняют работу в соответствии с их профессией, родом занятием, призванием, способностями, профессиональной подготовкой. Третья группа - ценность взаимоподдержки, взаимовыручки членов. Четвертая группа - ценность в социальном общении - равноправном эмоциональном контакте с другими людьми, обмене духовными ценностями сопереживании. В зависимости от того, какие ценности и нормы членов команды совпадают, зависит не только их совместная жизнедеятельность, но и эффективность деятельности[45].
4. Психологическая совместимость с командой.
Это один из самых принципиальных показателей.
Совместимость можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании, и вызывающие чувства удовлетворения. Обеспечение совместимости связано с повышенными требованиями к членам бригады и зависит от личностных характеристик самих людей. К ним относятся способность личности к адаптации, т.е. способность устанавливать гармонические отношения с окружающей средой, от ее эмоций, интеллекта, темперамента, характера, интересов и т.д.
На физиологическом уровне выделяют возрастные особенности индивидов, особенности метаболических процессов и темпо - ритмической организации индивидов. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии темпераментов индивидов. Психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. Социально - психологический уровень предполагает согласование социальных ролей, интересов, эмоциональных переживаний и взаимоотношений, ценностных ориентации. Социальный уровень предполагает эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, социальных установок, потребностей, в которых отражаются все взаимодействия членов группы[23].
Также в понятие "психофизиологическая совместимость" включается взаимная "созвучность", положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов, потребностей, сходство динамической направленности и психофизиологических реакций (при операторской деятельности) и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений. То же самое характерно и для сплоченной группы. Раскроем смысл некоторых приведенных характеристик.
"Созвучность" - взаимопонимание между членами группы, когда каждый из них достаточно хорошо знает личностные качества своих партнеров. Обеспечивает надежность межличностных отношений.
Под положительным характером эмоциональных установок подразумевается взаимная симпатия, потребность в общении, взаимодействии друг с другом, что обеспечивает хорошее самочувствие.
Взаимовнушаемость - есть частный случай (эффект) подражания, когда происходит сближение мнений, оценочных суждений, возникает взаимное уподобление членов группы в характере поведения и в поступках.
Для сплоченности группы только психофизиологической совместимости недостаточно, утверждаем мы вслед за К.К. Платоновым и Н.Н. Обозовым, необходимо и духовное сближение между людьми [5 9].
В.Б. Ольшанский пишет, что наиболее общим признаком, включаемым в понятие "совместимость" считается взаимное соответствие свойств участников группы. Но каких именно свойств? В словаре В.И. Даля, например, их насчитывается несколько тысяч...[59]
Совместимыми можно считать тех людей, которые, в известном смысле, ситуативно неделимы и автономны (в смысле внутреннего единства и самоуправления). Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения. Так же в группе важна роль эмпатического отреагирования как феномена, связывающего систему в единое целое[25].
Уровень благополучия взаимоотношений, или психологический климат в группе, во многом зависит от психологической совместимости ее членов. Психологическая совместимость - это такое сочетание личностных качеств у членов группы, которые способствуют успеху групповой деятельности и приносят личное удовлетворение каждому из них. Взаимоприемлемость деловых и личных качеств друг друга для членов группы является основой групповой совместимости и ее дальнейшего сплочения. Высокая степень согласия по основным идейным нормам, совпадение взглядов и убеждений необходимы для достижения психологической совместимости. Порой причиной взаимных антипатий могут стать отдельные черты характера членов группы. Высокомерие, зазнайство, сварливость, склочность в группах любого типа действуют разобщающее[21].
Сработанность есть согласованность в работе между ее участниками. В этом определении существенны два признака: согласованность и работа [59]
Согласие определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. Согласованность здесь связана не с любым видом взаимодействия людей, а с конкретной деятельностью.
При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. При совместной деятельности, в случае ее достаточно высокой успешности, у партнеров возникает удовлетворенность не только собой как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером, также успешно выполняющим совместные задачи,общиедляпартнеров-членовгруппы.
Совместимость является условием возникновения межличностных симпатий, а несработанность может и не вызывать взаимных антипатий. Субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости. Антипатии возникают при несовместимости. Совместимость не связана с продуктивностью, успешностью, в отличие от срабатываемости, в которой продуктивность является самым главным компонентом. Примеры этому особенно часты в спортивных командах (особенно в игровых видах спорта).
Наличие психологической несовместимости, по мнению большинства специалистов в данной области, не фатально, так как ее можно скорректировать. Они убеждены, что профессионал должен быть в состоянии решить эту проблему. В различных организациях, ожидания, относительно совместимости нового сотрудника с командой, в которой ему предстоит работать, не совпадают. Однако, когда встречаются очень большие психологические и мировоззренческие расхождения между людьми, их постоянная совместная работа оказывается невозможной, но они могут сотрудничать в рамках отдельных проектов[55].
Существует проблема определения мировоззренческой и психологической совместимости членов команды. Используемые в настоящий момент процедуры опроса и тестирования при приеме на работу дают результаты ограниченной достоверности. Поэтому риск ошибки всегда остается.
Процесс формирования совместимости представляет собой срабатываемостъ. В условиях трудовой деятельности срабатываемость может выступать, во - первых, как согласие на уровне межличностных отношениях. Во - вторых, как согласованность членов бригады в производственной деятельности, которая ведет к результативности, успешности, способствует лучшей срабатываемости и повышает эффективность производства[55].
При оптимальной совместимости и срабатываемости по всем компонентам должно обнаруживаться сходство между партнерами.
Таким образом, можно утверждать, что совместимость и срабатываемость в комплексе определяют групповую сплоченность команды.
Групповая сплоченность и лидерство характеризуют результат оптимальной совместимости членов команды. Групповая сплоченность команды представляет собой определенный процесс развития внутригрупповых и производственных связей, соответствующие развитию групповой деятельности.
По А.Е. Донцову, в качестве операционального определения сплоченности можно использовать тесноту связей между индивидами, членами данной малой группы, которая может быть измерена с помощью социометрической методики. В основе исследования сплоченности лежат два аспекта: 1) изучение реального поведения членов малой группы; 2) обращение к реальности второго порядка, то есть к мнениям индивидов о желательности или нежелательности участвовать в совместной деятельности определенного рода со своими коллегами по малой группе[24].
Межличностная взаимоприемлемость, несомненно, имеет отношение к групповой сплоченности, иногда составляя внешне наблюдаемую форму ее. Однако, сама по себе, она еще не открывает тех специфически групповых процессов, которые порождают этот феномен. "Взаимно-выборные" связи, основанные на межличностных симпатиях и антипатиях, конечно, существует в любой группе. Но в производственных коллективах изначальная основа объединения - социально санкционированная совместная деятельность, поэтому непосредственные эмоциональные связи, по сути своей, здесь не являются решающим фактором группового сплочения.
Анализу проблемы сплоченности посвящена значительная часть работы Т.В. Забарина. Он считал, что "в процессе изучения личных взаимоотношений, механизма их действия, можно, а и подчас, и нужно, отвлекаться от главного содержания деятельности данного коллектива..."[26]. В результате, единственным объектом экспериментального изучения и здесь оказываются личные "эмоционально-интеллектуальные отношения членов коллектива друг к другу: взаимная и невзаимная симпатии, устойчивое или неустойчивое тяготение или, наоборот, отрицательное отношение". Критики считают, что не только вся система внутригрупповой активности, но и само межличностное общение не может быть сведено к сугубо эмоциональным контактам.
Известная абсолютизация роли непосредственного общения как фактора внутригрупповой динамики характерна и для работ А.С. Леонавичуса. Исходный теоретический тезис - положение о том, что "... общение есть тот "механизм", который является базой, условием различного рода взаимоотношений между членами коллектива, своего рода "механизм" возникновения общественно-психологических явлений", в том числе, как далее отмечает автор, и сплоченности. На основании своей работы, В.И. Зацепин делает вывод: "... чем чаще общаются люди в коллективе, тем, в конечном счете, создаются лучшие предпосылки для формирования в нем высокой сплоченности".
Материалистический подход к анализу сплоченности коллектива, отмечает В. Михеев, предполагает исследование ее как проявляющейся в реальной деятельности общности целей, интересов и норм поведения членов коллектива. Согласно автору, сплоченность - это степень единства действий (поведения) членов коллектива, где единство действий есть выполнение каждым из них своих задач в рамках общих целей, то есть сотрудничество. Здесь важно, что единство поведения должно быть достигнуто в условиях свободного, без прямого принуждения со стороны, выбора членами коллектива того или иного вида действий из объективно возможных в данной ситуации. Условие свободного выбора автор рассматривает как важнейшее при анализе сплоченности [41].
Считая социометрические индексы сплоченности непоказательными, В. Михеев предпринял попытку разработки оригинальной методики измерения степени единства поведения членов коллектива, являющейся, по мнению автора, центральным показателем уровня сплоченности [41].
К числу наиболее последовательных относится подход к исследованию групповой сплоченности, предложенный В.В. Шпалинским. В основу экспериментального исследования им была положена идея о ценностно-ориентационном единстве группы как важнейшем показателе групповой сплоченности, являющимся интегральной характеристики системы внутригрупповых связей. Индексом ценностно-ориентационного единства "... может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом". Например, по отношению к лидеру, который является "носителем" определенных черт, представляющих для группы социальную значимость[62].
Существует значительное многообразие конкретных операциональных трактовок групповой сплоченности, но фактически единым термином обозначаются: межличностная эмоциональная взаимоприемлемость, сходство мнений и установок, сенсомоторная согласованность, единство поведения членов группы. Но, как это было показано выше, эти характеристики фиксируют состояние локальных и, отнюдь не всегда, жестко связанных аспектов внутригрупповой активности.
Выделяются три разновидности групповых процессов, которые наиболее стойко концентрируют вокруг себя исследования сплоченности.
Во-первых, это эмоциональные моменты межличностных отношений, в случае сплоченности характеризующиеся высоким уровнем взаимной приемлемости членов группы. Методический аппарат измерения здесь, как правило, - социометрическая техника, в основе которой сопоставление числа полученных или отданных выборов (отвержений), сделанных членами группы.
Во-вторых, изучение когнитивно-оценочных аспектов внутригрупповой активности. В данном случае, за показатель сплоченности берется степень согласованности (точнее, сходства) различных по характеру представлений, ориентации или интересов членов группы. Общая идея состоит в предположении, что, чем выше мера подобного сходства, тем выше уровень сплоченности группы.
Предметом анализа третьего направления исследований сплоченности является изучение условий оптимальности внутригруппового взаимодействия, нацеленного на решение стоящих перед группой задач. Это направление представлено исследованиями психофизиологической и сенсомоторной совместимости членов группы в процесс взаимосвязанной практической деятельности.
Поскольку сплоченная группа - это всегда совместимая группа, К.К. Платонов выделяет 4 вида совместимости: физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую (мы ужеупоминалиэтотфакт-В.Н.).
Физиологический уровень включает возрастно-половые особенности индивидов, темпо-ритмическую организацию индивидов, свойства нервной системы.
Психофизиологический уровень основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологический уровень предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения.
Социально-психологический уровень - это более интегрированный уровень взаимодействия, предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации.
Производственная сплоченность команды означает, что данный состав группы обеспечивать выполнение групповой функции, т.е. выполнения производственного задания. Социальная и психологическая сплоченность членов команды, выражается во взаимопонимании, терпении, доброжелательности и готовности к взаимопомощи. Таким образом, в основе сплоченности лежат интересы людей - производственные, социальные, дружеские и т.д.
Субъективные оценки членов группы, в которых отражаются когнитивные и эмоциональные процессы, обнаруживают зависимость от эффективности совместной деятельности и взаимодействия.
Взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Соотношения оценок и самооценок не одинаково, в зависимости от степени сплоченности группы.
В сплоченных группах оценки, даваемые другим членам группы, выше, чем те, которые испытуемые дают себе. Наоборот, в менее сплоченных группах уровень самооценки преобладает над уровнем тех оценок, которые даются другим ее членам.
Различное соотношение элементов оценочной системы говорит о неодинаковых типах межличностных отношений в группах сплоченных и несплоченных. Увеличение уровня самооценки свидетельствуют об ориентации членов группы на себя. Для членов этого типа групп другие не являются источником удовлетворения потребности в общении, а потому им даются более низкие оценки, чем самим себе. Сплоченность группы, как показатель межличностных отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в коллективе. Наряду с этим, сплоченность группы - это результат оптимальной совместимости ее членов и условие эффективности групповой работы. "Чем более сплоченная группа, тем более в ней положительных взаимных связей и наоборот".
Как показано в совместной работе Р.М. Зильбана, В.Ф. Сафина и др., в сплоченной группе ее члены меньше "угадывают" лиц, которые выбрали их для совместной деятельности. Наоборот, в менее сплоченных группах более адекватно оцениваются межличностные притяжения ее членами. Дело не только в адекватности оценок, но и в самом критерии выбора. В менее сплоченных группах ее члены осуществляют выбор при условии большей уверенности во взаимности. Члены сплоченной группы производят выбор, используя менее жесткий критерий в своих оценках. Для них взаимность выборов не является главным условием регулирования отношений. В то же время, авторы обнаружили при сравнении самооценочных и взаимных оценочных показателей большое сходство в группах сплоченных.
Изучение внутригрупповых связей, объединяющих людей, привлекает внимание многих отечественных и зарубежных ученых.
В социально-психологической науке правильно выделены признаки сплоченности группы: взаимная привязанность ее членов, взаимная привлекательность, согласие в отношениях к значимым для групповой деятельности объектам, близость позиций и установок. Однако, при выявлении этих признаков зарубежными авторами используются неадекватные приемы и экспериментальные методы. Например, степень сплоченности группы в американской социальной психологии оценивается количеством актов общения, частотой общения между членами групп: чем чаще вступают в общение члены группы, тем выше, якобы, индекс сплоченности. Несостоятельность подобного подхода к оценке сплоченности группы неоднократно отмечали отечественные психологии (Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, А.Л. Свенцицкий, В.В. Шпалинский и др.)[62].
Методически неубедительные формулы измерения групповой сплоченности встречаются и на страницах отечественной социально-психологической литературы. В основу этих формул положены социометрические выборы. Так, В.А. Тихонов считает, что коэффициент степени сплоченности коллектива может быть выведен из соотношения числа произведенных взаимных выборов к общему числу возможных взаимных выборов.
Иное решение проблема измерения сплоченности группы, коллектива дано в исследованиях В.В. Шпалинского [62]. Они исходят из того, что в группах, которые длительно функционируют на основе общих для них ценностей, интенсифицируется процесс групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы. При этом, ценностно-ориентационное единство членов группы рассматривается как показатель ее сплоченности: речь идет о совпадении позиций членов группы в нравственной и деловой сферах, в оценке целей и задач совместной деятельности. За индекс сплоченности берется частота совпадения мнений или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для всех ее членов.
Прикладная роль исследования сплоченности велика. В практической деятельности людей характер их взаимодействия имеет решающее значение, так как сейчас не так много индивидуальных видов деятельности. Это позволяет вырабатывать специальные рекомендации с целью повышения эффективности совместной деятельности и получения удовлетворения от совместной работы.
5. Способность усвоить корпоративную культуру организации.
Это базовое требование, но соответствие ему до сих пор определяется скорее интуитивно, хотя есть некоторые выделенные критерии, в каждой компании свои.
И по критерию совместимости на уровне корпоративной культуры не всегда удается добиться желаемого соответствия.
Оценка нового человека на соответствие требованиям организации только начинается в момент его трудоустройства. Принципиальное значение имеет то, как он сумеет проявить себя в период адаптации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.