Глава 3. Организация и методики исследования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2 ”в” классе в период с февраля 2003 года по апрель 2004 года.

Возраст детей: 8 - 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л.В. и др. /3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.

Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.

 На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей;

 на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций;

 на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.

2. Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:

а) вопросник Р.Кетелла; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).

А высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый;

низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.

В высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний;

низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.

С высокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;

низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.

D высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;

низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.

Е высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;

низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.

F высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;

низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.

G высокие значения: добросовестный, исполнительный, ответственный;

низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.

Н высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный;

низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.

I высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;

низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя.

О высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений;

низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.

Q 3 высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;

низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.

Q 4 высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный;

низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.

 Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .

 

 

б). Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия.

 Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”

 Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”

 Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.

3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:

а) метод неоконченных предложений.

Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.

В инструкции детям предлагалось закончить предложения.

Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки

                   мне нравится...

2. Иногда на уроках музыки мне не  

нравится...

3. Мне бы хотелось на уроках

музыки...

Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.

1. На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности.

2. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.

б) Рейтинговая оценка предметов.

По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география.

1 балл - самая низкая оценка;

10 баллов - самая высокая оценка.

Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету.

Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4.

4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.

а) Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов:

СКН социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);

НН нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);

К чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);

ССР повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов);

ИН   ориентация на избегание неудач (28 вопросов);

ФН фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).

Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.

 

б) Методика Фландерса.

Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.

Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;

2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:

1 паттерн=1палочка.

Стимульный материал (10 категорий):

1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;

2. Одобряет действия или поведение ученика;

3. Развивает идеи, предложенные учеником;

4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;

5. Объяснение, развитие собственных идей;

6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик;

7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;

8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена;

9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей;

10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю.

Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде:  .

2) качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой.

Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.