1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2 ”в” классе в период с февраля 2003 года по апрель 2004 года.
Возраст детей: 8 - 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л.В. и др. /3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.
Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей;
на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций;
на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.
2. Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:
а) вопросник Р.Кетелла; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).
А высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый;
низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
В высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний;
низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
С высокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;
низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.
D высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;
низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;
низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.
F высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;
низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
G высокие значения: добросовестный, исполнительный, ответственный;
низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Н высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный;
низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
I высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;
низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
О высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений;
низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.
Q 3 высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;
низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Q 4 высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный;
низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.
Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .
б). Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия.
Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”
Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”
Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.
3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:
а) метод неоконченных предложений.
Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.
В инструкции детям предлагалось закончить предложения.
Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки
мне нравится...
2. Иногда на уроках музыки мне не
нравится...
3. Мне бы хотелось на уроках
музыки...
Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.
1. На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности.
2. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.
б) Рейтинговая оценка предметов.
По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география.
1 балл - самая низкая оценка;
10 баллов - самая высокая оценка.
Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету.
Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4.
4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.
а) Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов:
СКН социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);
НН нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);
К чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);
ССР повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов);
ИН ориентация на избегание неудач (28 вопросов);
ФН фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).
Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.
б) Методика Фландерса.
Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.
Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;
2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:
1 паттерн=1палочка.
Стимульный материал (10 категорий):
1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
2. Одобряет действия или поведение ученика;
3. Развивает идеи, предложенные учеником;
4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;
5. Объяснение, развитие собственных идей;
6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик;
7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;
8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена;
9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей;
10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю.
Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде: .
2) качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой.
Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.