ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МЕТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МЕТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.2.Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.3.Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выводы по главе I.

ГЛАВА II. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.

2.1.Эстетическая сущность творческой деятельности.

2.2.Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.

2.3.Методика художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.

Выводы по главе II.

ГЛАВА III. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.

3.1. Цель и условия эксперимента.

3.2. Ход эксперимента.

3.3. Результаты эксперимента.

Выводы по главе III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва».

Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству (в контексте обучения иностранному языку).

Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

¾ обеспечение программно-дидактическим материалом;

¾ создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

¾ изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;

¾ создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);

¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

¾ определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы:

¾ теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);

¾ экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);

¾ эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский,  Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале интеграции обучения иностранному языку и ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.

Практическая значимость работы заключается в разработке альтернативной программы (в рамках программы «Лингва») и дидактического оснащения.

Апробация результатов исследования, результаты эксперимента и его анализ, а также некоторые теоретические положения данной работы докладывались на научных студенческих конференциях в 2007 г. и 2008 г.

Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.

В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания, выделены особенности дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания.

Вторая глава посвящена дидактической организации содержания обучения ручному творчеству.

Третья глава посвящена описанию эксперимента, его результатов и определению эффективности предлагаемой методики.

Для оценивания эффективности разработанной методики художественно-эстетического воспитания (на материале обучения детей ручному творчеству) разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств.

В заключении обобщаются результаты дипломного исследования, даются выводы о достижении поставленной цели.

В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.

 



Дошкольном возрасте

 

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование личности.

¾ ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

¾ усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2.Расширение сферы деятельности ребенка.

¾ ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

¾ формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3.Интенсивное познавательное развитие.

¾ происходит усвоение сенсорной культуры языка;

¾ совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

¾ развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

¾ происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 42]. Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

¾ овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

¾ обогащение содержания творческой деятельности;

¾ овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

 Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова  [Е.М. Торшилова, 2001, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Учитывая потребности и окружение ребенка, соотношение сфер художественно-эстетического воспитания можно представить следующим образом:

 


Схема 2. Соотношение сфер художественно-эстетического воспитания

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разнообразные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.


Детей дошкольного возраста.

 

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. На наш взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

· ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

· доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

· активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:

¾ знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);

¾ знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

¾ работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

В удмуртской культуре через:

¾ знакомство с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных материалов;

¾ показ и обсуждение с детьми фрагментов из книг;

¾ изготовление поделок из бумаги, картона, ткани (национальные игрушки, куклы), изготовление оригами, аппликации;

В татарской культуре через:

¾ знакомство с национальной кухней, бытом, одеждой;

¾ наглядное представление национального колорита (национальные цвета, кружева, орнамент), знакомство с живописью национальных татарских художников;

¾ изготовление поделок из природных материалов (ракушки, гальки), аппликации, оригами [А.Н. Утехина, Е.В. Тройникова, Л.И. Хасанова, 2007, 19-32];

Большими потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического воспитания располагает процесс обучения иностранному языку и интегрирующих с ним дисциплин, таких как, например, обучение ручному творчеству в детской воскресной школе «Лингва».

Задачами занятий по ручному творчеству являются:

1.  Осознание художественно-эстетического вкуса.

2.  Развитие образного мышления.

3.  Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4.  Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5.  Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

Изучение и анализ теоретической литературы, опыта обучения детей ручному творчеству в детской школе «Лингва» позволили сделать вывод о том, что основными сферами деятельности художественно-эстетического воспитания являются:

§ знакомство с традиционными видами народного творчества («Хохлома», «Палех», «Дымковская игрушка» и др.);

§ знакомство с народными костюмами;

§ выставки детских работ;

§ национальные праздники;

§ уроки ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами), ткани (куклы, игрушки), изготовление коллажей);

Дидактическое структурирование сфер знаний ребенка в программе обучения и развития «Лингва» осуществляется в дидактических блоках:

для I ступени (5-6 лет) – «Знакомство», «Осень», «Зима», «Зимние праздники и забавы», «Овощи, фрукты, ягоды», «Мамин праздник», «Наши друзья – игрушки»;

для II ступени (6-7 лет) – «Моя семья», «Домашние животные – мои друзья», «Дикие животные зимой», «Зимние игры», «Мы идем в цирк», «Птицы», «Времена года»;

для III ступени обучения (7-8 лет) – «Я – человек», «Мое лицо», «Моя одежда», «Зимние праздники», «Я и мой друг», «Я люблю играть», «Кем я хочу стать».

Выбранные дидактические блоки затрагивают темы, которые дают детям первичные знания на широкой основе – иностранный и родной язык, природоведение, ручное творчество и уроки общения. Познание окружающего мира, вещей, себя, своего окружения тесно взаимодействует с языковой стимуляцией. Именно эти положения взяты за основу при создании интегративной программы [А.Н. Утехина, 2000, 205-206].

В качестве структурного элемента в содержание программы обучения и развития «Лингва» входит тематический цикл занятий «Творческая мастерская». Например, при прохождении темы «Знакомство» на уроке немецкого языка в рамках урока ручного творчества дети изготовляют игрушки «Улитки», «Змейки» и инсценируют знакомство с игрушками; при прохождении темы «Осенний сад» дети знакомятся с техникой оригами, изготовляют животных.

В третий год обучения при прохождении темы «Времена года» дети готовят коллективное панно «Букет», «Карусель». Во время подготовки к праздникам готовятся подарки для родителей, например, «Волшебный сундучок», открытки, рамки для фото.

На уроках ручного творчества дети знакомятся с техникой аппликации (изготовляют каркас для дома, в последующем крышу и сам дом), с бумажной пластикой как способом декоративного преобразования природных форм, основанных на эстетических и пластических свойствах бумаги и картона (рельефные декоративные композиции, способы складывания (оригами), вырезывания), проводятся коллективные творческие работы

 

Выводы по главе I

1. Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

2. Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

3. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

4. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

5. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Эстетического воспитания

 

В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая концепция определяет основное направление образования – качественно новый процесс обучения (социальные формы всестороннего воспитания и развития) и просвещения (приобщение к человеческой культуре).

Перестановка педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире культуры. Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение ребёнка к окружающему. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально- пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты.

Поскольку дошкольное образование входит в общую систему непрерывного образования, то дошкольное обучение должно логично и последовательно подводить ребенка-дошкольника к школьному, чем и обусловлен приоритет развивающего обучения. Главную задачу дошкольного образования мы видим в целостном развитии ребенка, в создании условий для реализации индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, интересов детей в целях беспроблемной интеграции в дальнейшую образовательную среду. Для этого необходимо создавать комфортную атмосферу и снимать, по возможности, стрессообразующие факторы [А.Н. Утехина, 2000, 35].

 Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, графики, скульптуры), в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).

Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.

Основываясь на общедидактических принципах дошкольной педагогики и руководствуясь личностно-гуманным подходом к обучению [Ш.А. Амонашвили, 1996, 101-110], мы выработали образовательные принципы для дошкольников:

· познание и усвоение ребенком прекрасного;

· проявление ребенком его истинной индивидуальности, неповторимости с особой миссией от природы;

· своевременное и всестороннее развитие задатков и способностей;

Эти принципы соответствуют идее личностно-гуманного подхода к ребенку в педагогическом процессе. Они определяют направленность и дух педагогического процесса, образ деятельности педагога гуманного типа.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможностям использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в творческой деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Продукты ручного творчества, изображение в рисунке, лепке, аппликации связаны с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. Важно, что ребенок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося свое понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир. Он его трансформирует, строит, использую разные способы, сочетая их между собой.

Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:

ü организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

ü  общение с искусством, материальное обеспечение;

ü учет индивидуальных особенностей ребенка;

ü бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

ü организация атмосферы творчества и мотивация задания;

   Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.

Учитывая немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что в период раннего возраста от 0 до 2,5 лет необходимо все внимание обратить на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами, учится действовать с ними. Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все это проходит без жесткого навязывания взрослым навязывания.

Итак, основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

· личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

·  развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

· создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

· изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка;

· разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход [Н.В. Агафонова, 2003, 58-61].

Именно такие условия, принципы организации занятий предусматриваются в функционирующей уже более 10 лет детской воскресной школе «Лингва». Обучение педагоги стараются сделать истинно гуманным, стимулирующим развитие духовного потенциала и творческой активности у детей.

В течение трех лет обучения в детской воскресной школе «Лингва» дети обучаются ручному творчеству в рамках интегративной программы:

 

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Тема

Учебная деятельность

Худ.-эстетич.восприятие детьми учебного материала

Учебная деятельность

Худ.-эстетич.воспитание и выполнение творческих работ

Первая ступень (5-6 лет)

1.Знакомство

Презентация сценки «Знакомство», обучение приветствию при знакомстве

Разыгрывание сценки, сказки

Изготовление игрушки («Улитки», «Змейки»)

Образцы ситуаций знакомства с изготовленными игрушками

2.Осенний сад

Рассказ об осени, желтых листьях, деревьях

-презентация сказки об осеннем саде;

-разговор детей с листиками;

-слова (осень, цвета, названия деревьев, разноцветные листья)

-вырезание листьев из цветной бумаги;

-знакомство с техникой оригами;

Составление букетов из цветной бумаги

3.Зима, зимние праздники

-приветствие зиме;

-стихи, песни;

-проведение Рождества;

-инсценировка зимних игр и забав, рождественской сказки;

Изготовление игрушки для украшения елки

«Птичка-синичка» (оригами), «Волшебный рождественский конверт»

4.Зимние развлечения

Заучивание песен и стихов

Инсценировка рассказа о снежинках

Изготовление игрушек-забав

«Мышка», «Рыбка», «Кошка»

 5.Овощи, фрукты, ягоды

Усвоение детьми названий фруктов, овощей, ягод в стихах, рифмовках

-презентация истории зверюшки с каким-нибудь фруктом;

-инсценировка какой-нибудь сказки о фруктах;

Изготовление фруктов из бумаги

Подготовка подарков из фруктов

6.Мамин праздник

Поздравление маме

-инсценировка: «Моя мама-самая лучшая»;

-песни, поздравления, стишки, танцы;

-изготовление открытки в подарок маме;

-изготовление праздничного конверта;

«Подарок» (игрушка-оригами)

7.Наши друзья-игрушки

Рассказ о весеннем празднике

-собираем свои игрушки в кружок(стихи, песни, считалки);

-весенний хоровод игрушек;

 

Изготовление наряда для народной игрушки (аппликация)

«Аквариум для выставки»

Вторая ступень (6-7 лет)

1.Моя семья

-веселая история из жизни семьи;

-рассказ семьи друга (из Германии, Англии, Франции);

Инсценировка про дружную семью, которая вырастила репку (стихи, песни, танцы)

Изготовление коллажа из листьев на бумаге

«Рисуем семью», «Зверюшки» (оригами)

2.Мои друзья-животные

Рассказ с использованием зрительной и двигательной наглядности

Инсценировка истории о девочке

Изготовление игрушек

«Собачка», «Кошка» (оригами)

3.Дикие животные зимой

-мультфильм (серии рисунков) о жизни животных зимой;

-презентация рассказа о животных;

-инсценировка рассказа с опорой на ключевые слова и выражения; -подготовка к рождеству;

Игры с животными (игрушками, масками)

«Зайчик», «Кубиковый» театр, «Рождественский волшебный сундучок»

4.Зимние праздники и игры разных стран

Рассказ о том, какой подарок дети желают себе на Новый год и как родители выполняют это пожелание

Урок-проект «Как готовятся и проводят новогодние праздники твои ровесники за рубежом?»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Подвижные игры

5.Мы идем в цирк

Рассказ «Животные в Африке» (что они могут, какие они издают звуки)

-презентация музыкальной истории с животными; -инсценировка-игра музыкальной истории;

Изготовление мягких игрушек

«Лев», «Тигр» в цирке

6.Птицы-вестники весны

«Птицы-вестники весны» (рассказ-знакомство с миром птиц)

«Птицы» (эмоциональное реагирование детей на рассказ)

Изготовление игрушки в подарок маме

«Райская птичка» (подарок маме)

7.Времена года

Рассказ о матери, которая имела четверых детей – Зиму, Весну, Лето, Осень

Рассказ о любимом времени года

Изготовление украшений для праздника

Зверушки и птицы

Третья ступень (7-8 лет)

1.Я-человек

Рассказ куклы или персонажа о себе: имя, возраст, что может делать

-презентация мини-диалога: «Здравствуй! Как тебя зовут? (Меня зовут…) Сколько тебе лет? (Мне 7 лет.) Что ты умеешь? (Я могу читать, петь, танцевать и т.д.)»; -инсценировка сказки-знакомства-расспроса;

-изготовление игрушки на основе цилиндра;

-изготовление коробочки;

Игрушка в коробочке 2.Моя внешность

Рассказ Карлсона о своей внешности

Разыгрывание этюда (рассказ о своем друге)

-изготовление цветов для панно;

-

Коллективное панно «Букет» 3.Моя одежда

Презентация маленького эпизода «Золушка едет на бал», рассказа «Одежда моей куклы (моего друга)»

Инсценировки: «Куда ты едешь? Какой ты нарядный!», «Как одеты твои сверстники?»

-изготовление зверей для панно «Карусель»;

-панно «Карусель»; -«Рождественский волшебный сундучок»; 4.Да здравствуют каникулы!

Рассказ о зиме в Германии (Англии, Франции) с помощью эпиленты

Разыгрывание сценки «Мои каникулы»

Изготовление игрушек-забав

Игрушки-забавы 5.Я и мой друг

Презентация и разработка рассказа о друге

-описываем игрушку-персонаж; -проигрывание этюда;

-изготовление рамки в подарок папе;

-изготовление открытки в рамке для папы;

Подарки папе (рамка, открытка в рамке) 6.Мои увлечения и занятия

-рассказ о персонаже (что он любит делать);

-рассказ-презентация и разработка «Любимые занятия наших друзей»;

Проигрывание отрывка из рассказа о том, что любят твои сверстники делать в свободное время в нашей стране и за рубежом

Знакомство с техникой бумажной пластики

-«Открытка в подарок маме»; -«Дом» (каркас);  7.Кем я буду, когда вырасту?

Презентация рассказа «Какие профессии у наших друзей игрушек»

Разыгрывание пантомимы (изображение представителей профессии)

Изготовление украшений для праздника

«Крыша для дома» «Сборка и отделка дома»                      

 

Таблица 1. Содержание интегративных дисциплин «Иностранный язык – ручное творчество»

 

Принятые в программе интегративный и уровневый подходы (три ступени обучения) к постановке задач, отбору содержания и приемов обучения позволяют конкретно представить учебный материал по интегрирующим предметам, показать связь между ними и место каждого в реализации основной развивающей цели обучения.

 

Выводы по главе II

1. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности.

2. Занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности.

3. Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания предполагает учет принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела.

4. При разработке методики художественно-эстетического воспитания необходимо учитывать психолого-педагогические условия в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию, отбор личностно-ориентированных методов, приемов, организационных форм обучения в логике диалогичного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок – воспитатель, ребенок – ребенок, ребенок – группа, воспитатель – группа и т.д.), направленных на обеспечение следующих условий:

¾ включение обучаемых во взаимодействие с родной и изучаемой культурами, с воспитателем, со сверстниками в тематико-ситуативном взаимодействии;

¾ активизация мыслительной деятельности дошкольника;



Цель и условия эксперимента

 

Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:

¾ эстетическое осознание прекрасного;

¾ художественный вкус;

¾ умение творчески создавать продукты ручного творчества;

Для проверки гипотезы в детской воскресной школе «Лингва» проводился длительный систематический эксперимент. Для проведения эксперимента группа была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).

 В программе эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:

¾ одинаковая наполняемость групп (9 человек);

¾ работа во всех группах проводилась в рамках интегративной программы «Лингва»;

¾ были разработаны единые критерии оценивания;

¾ фиксирование результатов эксперимента проводилось по методике, А.Н.Утехиной;

 



Ход эксперимента

 

Эксперимент проводился в 2008 г. в детской воскресной школе «Лингва» среди детей I ступени обучения (5-6 лет).

Материалом для художественно-эстетического воспитания послужила программа обучения иностранному языку и интегрирующая с ней программа обучения ручному творчеству. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности создавать продукты ручного труда.

 

Результаты эксперимента

 

Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.

Критерии развития худ.- эстетического вкуса. Показатели критериев Уровень сформирован- ности худ.-эсте- тич. вкуса

1.Эстетическое осознание произведения искусства.

-ребенок умеет дать правильную оценку; -может описать произведение;   высокий
-ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета;   средний
-ребенок не может дать оценку самостоятельно; -с трудом определяет цвета;   низкий

2.Развитие художественного вкуса.

-ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; -устанавливает правильные пропорции;   высокий
-ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма; -с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции;   средний
-ребенок затрудняется в выборе цвета; -с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции;   низкий

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества.

-ребенок самостоятельно справляется с заданием; -правильно подбирает цвета; -правильно устанавливает пропорции;   высокий
-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов;   средний
-ребенок не справляется с заданием самостоятельно; -с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки;   низкий

 

Результаты  среза представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Результаты среза. Начало эксперимента.

 

Группа Имя, фамилия ребенка Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания

 

 

КГ

Надя А. В
Оля В. С
Катя К. С
Дима А. Н
Валера Г. Н
Ваня Ф. С
Аня О. С
Ирина М. Н
Ксюша Ш. Н

 

 

ЭГ

Света Д. В
Женя Е. В
Таня К. В
Никита К. С
Юля Л. Н
Слава Г. С
Артур П. С
Марина О. Н
Люба В. С

 


Таблица 4. Результаты среза. Конец эксперимента.

 

Группа Имя, фамилия ребенка Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания

 

 

КГ

Надя А. В
Оля В. В
Катя К. С
Дима А. Н
Валера Г. С
Ваня Ф. С
Аня О. С
Ирина М. Н
Ксюша Ш. Н

 

 

ЭГ

Света Д. В
Женя Е. В
Таня К. В
Никита К. С
Юля Л. Н
Слава Г. С
Артур П. В
Марина О. Н
Люба В. В

 

 

Общий уровень художественно-эстетического развития детей можно представить в виде диаграммы на рисунках 1 и 2.


Рисунок 1. Начало эксперимента

ЭГ                                                         КГ

 

Рисунок 2. Конец эксперимента

ЭГ                                                         КГ

 

Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.

Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.



ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

1. Использование специальной разработанной методики проведения занятий в рамках интегративной программы «Лингва» дало положительные результаты.

2. Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что процесс художественно-эстетического воспитания с использованием специально разработанной методики, обеспеченной программно-дидактическими материалами будет способствовать формированию следующих качеств:

¾ эстетическое осознание прекрасного;

¾ художественный вкус;

¾ творческие способности;

3. В ходе эксперимента были соблюдены необходимые варьируемые и неварьируемые условия.

4. Были разработаны критерии сформированности художественно-эстетических качеств.

5. После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:

¾ сформировался художественный вкус и эстетическое осознание прекрасного;

¾ были развиты творческие способности;

6. Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств целесообразно использовать специально разработанную методику с учетом психолого-педагогических условий организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим материалами.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

 Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 



БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.

6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

7. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

8. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

9. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.

10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.

11. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь /Ред. Г.Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1996.

13.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

14.  Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1985.–128с.

15. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

16. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

17.  Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.

18. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

19.  Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.

20.  Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

21. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.

22.  Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.

23.  Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17-29.

24.  Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. – М.: Тарту, 1994.

25.  Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.

26.  Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.

27.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1997.

28. Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. – М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.

29.  Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / Под ред. З.А.Каменского. – СПб.: Питер, 2000.

30.  Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.

31.  Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.

32. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.

33. Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. – 1980. – №8. – с.13-18.

34.  Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.

35. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66.

36. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.-87 с.

37.  Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.

38.  Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / УдГУ. Институт иностранных языков и литературы. Кафедра дидактики раннего обучения ин.яз. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-246с.

39.  Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.

40.  Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва». Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ижевск, 2000.-с.

41.  Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе / под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2007.-147с.

42.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287

43.  Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

44.  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.

45.  Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

46.  Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.

47.  Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

48.  Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.

49.  Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. М., 2003.-121с.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МЕТЕРИАЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ)



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.2.Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

1.3.Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выводы по главе I.

ГЛАВА II. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.

2.1.Эстетическая сущность творческой деятельности.

2.2.Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.

2.3.Методика художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.

Выводы по главе II.

ГЛАВА III. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.

3.1. Цель и условия эксперимента.

3.2. Ход эксперимента.

3.3. Результаты эксперимента.

Выводы по главе III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Исходя из актуальности данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва».

Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству (в контексте обучения иностранному языку).

Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

¾ обеспечение программно-дидактическим материалом;

¾ создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

¾ изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;

¾ создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);

¾ разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

¾ определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы:

¾ теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);

¾ экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);

¾ эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);

Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский,  Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале интеграции обучения иностранному языку и ручному творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания.

Практическая значимость работы заключается в разработке альтернативной программы (в рамках программы «Лингва») и дидактического оснащения.

Апробация результатов исследования, результаты эксперимента и его анализ, а также некоторые теоретические положения данной работы докладывались на научных студенческих конференциях в 2007 г. и 2008 г.

Объем и структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.

В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического воспитания, выделены особенности дошкольного возраста, определены пути художественно-эстетического воспитания.

Вторая глава посвящена дидактической организации содержания обучения ручному творчеству.

Третья глава посвящена описанию эксперимента, его результатов и определению эффективности предлагаемой методики.

Для оценивания эффективности разработанной методики художественно-эстетического воспитания (на материале обучения детей ручному творчеству) разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств.

В заключении обобщаются результаты дипломного исследования, даются выводы о достижении поставленной цели.

В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.