ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ КОМПОНЕНТ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
1.2 ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ №33
2.2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ТРЕБОВАНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЕ ГОУ НПО ПУ №33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
3.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
3.2 РАЗРАБОТКА БАЗ ДАННЫХ И ИНСТРУКЦИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Рано или поздно руководство любой компании сталкивается с проблемой систематизации информации и автоматизации процессов, работающих с информацией. Если на начальном этапе развития небольшой фирмы возможна ситуация, когда сотрудники компании используют стандартные офисные приложения, такие как, например, MS Office, для ведения складского, бухгалтерского, управленческого и других учетов, а руководству компании для принятия решения, подкрепленного достоверными данными, достаточно позвонить нужному сотруднику и попросить подготовить отчет в произвольной форме. То со временем рост объемов данных (по данным исследований объем информации, аккумулируемой компаниями, удваивается каждые 18 месяцев) ставит перед компанией задачу создания современной корпоративной информационной системы, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности предприятия и дающей возможность получать достоверную информацию по различным вопросам управления.
Наличие в рамках корпоративной информационной системы информационно-справочного компонента дает возможность использовать еще один инструмент, позволяющий сохранить управление над компанией либо повысить эффективность этого управления. Автоматическое управление в социально-экономических системах не может быть применено. Поэтому если после внедрения информационно-справочной системы не ускоряется процесс сбора и обработки информации, не повышается достоверность и полнота данных, а руководство организации не получает новых данных, или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений.
Внедрение на предприятии информационно-справочной системы позволит достичь следующих целей:
· Оперативный доступ к достоверной, исчерпывающей информации, представленной в удобном виде, руководителей всех уровней управления предприятием;
· Создание единого информационного пространства для всех уровней управления;
· Упрощение регистрации данных и их обработку;
· Избавление от двойной регистрации одних и тех же данных;
· Регистрация информации там, где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, т.е. регистрация информации в режиме реального времени;
· Снижение трудозатрат и распределение их равномерно на всех участников системы учета, планирования и управления;
· Автоматизация консолидации данных для распределенной организационной структуры.
Информационно-справочная система сама по себе не повышает прибыльность предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Поэтому необходимо не только разработать (выбрать) и внедрить такую систему, но и научиться ее использовать с максимальной отдачей.
Причем понимание возможностей и способов использования системы должно предшествовать, а точнее определять выбор, поставщика и процесс внедрения Главное, что позволяет сделать информационно-справочная система – объединить информацию о деятельности предприятия. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия. Таким образом, актуальность проекта обусловлена тем, что использование информационно-справочной системы в качестве инструмента управления позволит руководителю предприятия или организации получить возможность увидеть все предприятие изнутри, посмотреть, как функционируют основные системы, где и за счет чего можно минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль или получить другие значимые результаты.
Объектом дипломного проекта является деятельность ГОУ НПО ПУ №33.
Предметом дипломного проекта является информационная система организации.
Целью – разработка проекта информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ №33.
В соответствии с актуальностью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
· изучить теоретические основы проектирования информационно-справочных систем;
· проанализировать информационную систему и требования пользователей к информационно-справочной системе ГОУ НПО ПУ №33.
· разработать проект информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ №33;
· дать оценку эффективности проекта информационно-справочной системы.
Методы исследования, используемые в процессе подготовки дипломного проекта – это системный и сравнительный анализ и методы анализа документов.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили научные и периодические издания, содержащие материалы об информационных системах управления, современных информационных технологиях, базах и банках данных и информационном менеджменте, а также документы предприятия, текущая бухгалтерская и статистическая отчетность, периодическая литература.
Структура проекта состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Рис. 1. 1 Использование информации в принятии управленческих решений
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, а также взаимодействием материальных и информационных потоков[1].
В настоящее время сложилось два направления автоматизации управленческой деятельности, связанных с применением автоматических и автоматизированных систем. Он и различаются характером объектов управления: если в первом случае объектами управления являются технологические процессы и работа оборудования и человек не принимает участия в процессе управления, то во втором — коллективы людей, занятых в сфере материального производства и сфере обслуживания, где роль человека остается определяющей.
В зависимости от роли человека в процессе управления, форм связи и функционирования звена «человек-машина», распределения информационных и управляющих функций между оператором и ЭВМ, между ЭВМ и средствами контроля и управления псе технологии можно разделить на информационные и управляющие. Информационные технологии, обеспечивающие сбор и выдачу «удобном для обозрения виде измерительную информацию о ходе технологического или производственного процесса, в результате соответствующих расчетов определяют, какие управляющие воздействия следует произвести, чтобы управляемый процесс протекал наилучшим образом. Выработанная управляющая информация служит рекомендацией оператору, причем основная роль принадлежит человеку, а машина играет вспомогательную роль, выдавая для него необходимую информацию[2].
Информационные технологии должны, с одной стороны, представлять отчеты о нормальном ходе производственного процесса и, с другой — информацию о ситуациях, вызнанных любыми отклонениями от нормального процесса. Различают дна вида информационных технологий:
- Информационно-справочные (пассивные), которые поставляют информацию оператору после его связи с системой по соответствующему запросу. В них ЭВМ необходима только для сбора и обработки информации об управляемом объекте. На основе информации, переработанной ЭВМ и представленной в удобной для восприятия форме, оператор принимает решения относительно способа управления объектом. ЭВМ предоставляет широкие возможности для математической обработки данных (сравнение текущих значений параметров с их максимально и минимально допустимыми значениями, прогнозирование характера изменения контролируемых параметров). В математическое обеспечение ЭВМ входят библиотека рабочих программ, каждая из которых выполняет одну или несколько функций централизованного контроля, и программа-диспетчер, выбирающая для выполнения ту или иную рабочую программу. Общение между оператором и ЭВМ ведется в режиме «запрос-ответ».
- Информационно-советующие (активные), которые сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени. В этих системах наряду со сбором и обработкой информации выполняются следующие функции: определение рационального технологического режима функционирования по отдельным технологическим параметрам процесса, определение управляющих воздействий по всем или отдельным управляемым параметрам процесса и т. п.
- Промежуточным классом между информационной и управляющей технологиями можно считать информационно-управляющую систему, которая предоставляет оператору достоверную информацию о прошлом, настоящем и будущем состоянии производственной системы. Следовательно, кроме программ сбора и обработки производственной информации необходима реализация ряда дополнительных программ статистики, прогнозирования, моделирования, планирования и др.
Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии[3]. Корпоративная информационная система - это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления. Корпоративной Информационной Системой может считаться система, автоматизирующая более 80% подразделений предприятия. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
Эффективное управление современным предприятием представляет собой довольно нетривиальную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как известно, планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности предприятия[4]. Формируемые в ходе выполнения вышеперечисленных функций управленческие решения служат отправным моментом для конкретных исполнителей. В связи с тем, что автоматизация исполнения должностных обязанностей и отдельных поручений фактически стала в последнее время стандартом де-факто, особую остроту приобретает проблема автоматизации непосредственно управленческих функций.
Следовательно, наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования[5].
Очевидно, что в состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.
Подобная широкопрофильная система должна в равной, максимально допустимой, степени удовлетворить все подразделения организации, по возможности сохранить существующие бизнес-процессы, а также методы и структуру управления. Без привлечения автоматизации практически нельзя контролировать постоянно меняющиеся бизнес-процессы.
Наполнение предметной части КИС может существенно изменяться в зависимости от профиля деятельности предприятия, включая, например, программное обеспечение для финансового анализа, складскую программу либо PDM-систему. Некоторая часть КИС определяется такими характеристиками, как масштаб организации и объемы информационных работ. С их увеличением становится актуальным внедрение специализированных модулей делопроизводства и архивного хранения, которые способны поддерживать крупные электронные архивы смешанной документации с обеспечением необходимого уровня надежности и безопасности хранения информации[6].
В дополнение к функционалу, структуру КИС определяют и реализующие данный функционал технологии. С этой точки зрения современные информационные системы должны отвечать целому набору обязательных требований. Среди них, в первую очередь, стоит отметить использование архитектуры клиент-сервер с возможностью применения большинства промышленных СУБД, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, модульный принцип построения из оперативно-независимых функциональных блоков с расширением за счет открытых стандартов (API, COM и другие), а также поддержку технологий Internet/intranet.
Кроме того, немаловажную роль играют и другие — эксплуатационные — характеристики: легкость администрирования, эргономичность, наличие локализованного (русифицированного) интерфейса.
Наиболее органичным и эффективным способом построения КИС, при котором были бы выполнены вышеперечисленные функции и требования к технологичности, является использование в качестве ядра всего информационного комплекса системы автоматизации деловых процессов[7].
Для того чтобы понять, почему это именно так, необходимо вспомнить, что, фактически, деятельность любой организации представляет собой нечто иное, как совокупность выработанных в повседневной практике деловых процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Именно деловые процессы определяют порядок взаимодействия отдельных сотрудников и целых отделов, а также принципы построения информационных систем. Поэтому автоматизация предприятия, исходя из делового процесса, наиболее логична, и самое главное, — вполне реальна благодаря современным workflow-системам, выступающим в роли связующего звена, вокруг которого и будут интегрироваться другие программные продукты. Сформированная таким образом КИС характеризуется одновременно универсальностью и эффективностью. Она способна автоматизировать деятельность предприятия практически любой отрасли и при этом позволяет сохранить специфические, критически важные нюансы управленческого и организационного ноу-хау. Кроме того, автоматизацию не нужно начинать с нуля. Интегрированный комплекс может создаваться на базе разрозненных автоматизированных рабочих мест, т. е. с использованием уже имеющегося системного и прикладного программного обеспечения. Не стоит забывать также, что при применении в предложенной структуре современных workflow-систем, которые характеризуются открытостью и широкими возможностями по настройке, легко достигается динамичная и гибкая модификация целей и функций КИС.
Сегодня существует целый ряд систем автоматизации деловых процессов (САДП), заслуживающих самого пристального внимания потребителя, который собрался проводить комплексную автоматизацию. Из зарубежных систем это, в первую очередь, Action Workflow фирмы Action Techologies и продукт фирмы Staffware Inc., который так и называется Staffware; из отечественных — ничуть не уступающая зарубежным конкурентам система WorkRoute компании ВЕСТЬ АО, получившая признание на западном рынке.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о построении КИС на подобных системах, имеет смысл вкратце познакомиться с их терминами и принципами функционирования.
Работа workflow-систем, как правило, основывается на том, что большая часть деловых процессов представляет собой периодически повторяемую, отрегулированную последовательность действий (выполнение заданий), которая может быть легко формализована. Для этой цели в них с помощью специальных редакторов создаются так называемые карты деловых процессов, которые описывают, кто, когда, на каком рабочем месте (возможно, в удаленном филиале), с помощью каких программ и как должен обработать те или иные данные. Заложенное в карту описание делового процесса позволяет автоматизировать формирование, активизацию, выполнение и контроль различных заданий.
Карта делового процесса создается, а обычно просто рисуется мышью с использованием нескольких графических примитивов и затем может быть легко изменена. Таким образом, без всякого программирования можно за считанные минуты получить реально работающее workflow-приложение. В некоторых workflow-системах создание информационных моделей деловых процессов возможно только с помощью программирования, что представляет собой довольно кропотливый процесс, требующий к тому же специальных знаний. Так, в Action Workflow программирование используется для разработки электронных форм, которые являются неотъемлемой частью бизнес-модели, обеспечивая взаимодействие системы с пользователем на этапах делового процесса[8].
Важно отметить, что, несмотря на общий подход, workflow-системы сильно различаются по возможностям карт деловых процессов, в связи с чем при выборе такой системы необходимо, прежде всего обратить внимание, насколько сложными могут быть структуры деловых процессов и какие в них поддерживаются типы этапов. Стандартный набор должен обязательно включать простой узел (выполнение элементарного действия, например редактирование первого варианта технического проекта), условие (ветвление дальнейшего хода делового процесса в зависимости от условий), ветвление (безусловное разделение процесса на несколько параллельных ветвей), объединение ветвей, скрипт (встроенный язык программирования для автоматического выполнения таких операций, как, скажем, обращение в базу данных внешней прикладной программы с извлечением из нее предварительной информации по техническому заданию), множественные точки входа и выхода из делового процесса.
Также должна существовать возможность определять в контексте карты переменные различных типов, несущие любую смысловую нагрузку и влияющие на ход выполнения работы (допустим, название контрагента по сделке, сумма сделки, дата завершения этапа). Разумеется, должен быть встроенный редактор для создания экранных форм, которые на каждом этапе делового процесса отображают переменные и формируют пользовательский интерфейс workflow-приложения.
Следует помнить, что значения переменных, в идеале, должны считываться не только из базы данных workflow-системы, но и из баз данных прикладных программ, поддерживающих наиболее распространенные промышленные стандарты СУБД. Это позволяет интегрировать систему автоматизации деловых процессов с внешними приложениями в разрезе совместного использования данных. Что же касается встроенного языка программирования, о котором выше уже шла речь, то к нему, вполне очевидно, предъявляются такие требования, как простота (например, он должен быть семантически совместим с каким-либо распространенным языком — на сегодняшний день предпочтительнее всего VBA), эффективность, наличие широких возможностей по управлению деловыми процессами и связанными с ними данными. Крайне желательно, чтобы скрипт мог работать с OLE-серверами, запускать внешние программы, взаимодействовать с MAPI-совместимыми почтовыми системами. Кроме того, учитывая, что workflow-система рассматривается нами как основа КИС, для получения полной интеграции с другими программами и облегчения этого процесса, скорее всего, потребуется наличие открытого программного интерфейса API, который бы позволил управлять системой из внешних программ.
Международной организацией, курирующей разработку стандартов и спецификаций на системы класса workflow, является Workflow Management Coalition (WfMC). Теперь, после небольшого отступления, вернемся к проблеме построения КИС на базе системы автоматизации деловых процессов.
Если workflow-система отвечает большинству вышеперечисленных требований, то это позволит легко объединить вокруг нее любые современные приложения, поддерживающие те или иные стандарты межпрограммного взаимодействия. Ясно, что функциональная направленность интегрированного комплекса в принципе ничем не ограничена, однако некоторые сферы деятельности носят более распространенный характер, нежели другие, и поэтому заслуживают интеграции в первую очередь. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.
То есть говорят, что мы имеем дело с реальностью, описанием (представлением) реальности и с данными, которые отражают это представление. Данные, используемые для описания предметной области, представляются в виде трехуровневой схемы (так называемая модель ANSI/SPARC):
Рис. 1 .2 Процесс предоставления данных в ИС
Внешнее представление (внешняя схема) данных является совокупностью требований к данным со стороны некоторой конкретной функции, выполняемой пользователем. Концептуальная схема является полной совокупностью всех требований к данным, полученной из пользовательских представлений о реальном мире. Внутренняя схема - это сама база данных.
Отсюда вытекают основные этапы, на которые разбивается процесс проектирования базы данных информационной системы:
Концептуальное проектирование - сбор, анализ и редактирование требований к данным. Для этого осуществляются следующие мероприятия:
a) Обследование предметной области, изучение ее информационной структуры выявление всех фрагментов, каждый из которых характеризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами моделирование и интеграция всех представлений. По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели "сущность-связь".
b) Логическое проектирование - преобразование требований к данным в структуры данных. На выходе получаем СУБД-ориентированную структуру базы данных и спецификации прикладных программ. На этом этапе часто моделируют базы данных применительно к различным СУБД и проводят сравнительный анализ моделей. Физическое проектирование - определение особенностей хранения данных, методов доступа и т.д.
Различие уровней представления данных на каждом этапе проектирования представлено в следующей таблице.
Таблица 1.1 Уровни представления данных
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | |
сущности | Представление аналитика |
атрибуты | |
связи | |
ЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | |
записи | Представление программиста
|
элементы данных | |
связи между записями | |
ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | |
группирование данных | Представление администратора |
индексы | |
методы доступа |
В теории проектирования информационных систем предметную область принято рассматривать в виде трех представлений[9]:
- представление предметной области в том виде, как она реально существует
- как ее воспринимает человек (имеется в виду проектировщик базы данных)
- как она может быть описана с помощью символов.
Рис.1.3 Последовательность трансформации бизнес-модели в объекты БД и приложения
При этом последовательность трансформации бизнес-модели в объекты БД и приложения будет следующей. Разработка основных функций и назначения АИС и моделирование предметной области предшествует исследованию бизнес-процессов полученной модели и формированию объектов базы данных. При этом на каждом этапе используются специфические для него методы и средства.
Работа проектировщиков базы данных в значительной степени зависит от качества информационной модели. Информационная модель не должна содержать никаких непонятных конструкций, которые нельзя реализовать в рамках выбранной СУБД. Следует отметить, что информационная модель создается для того, чтобы на ее основе можно было построить модель данных, то есть должна учитывать особенности реализации выбранной СУБД. Если те или иные особенности СУБД не позволяют отразить в модели данных то, что описывает информационная модель, значит, надо менять информационную модель, так как производитель СУБД вряд ли будет оперативно менять собственно СУБД ради вашего конкретного проекта (хотя и такие, правда единичные, случаи имели место).
Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных. После этого для разработчиков информационной системы создается пробная база данных. С ней начинают работать разработчики кода. В идеале к моменту начала разработки модель данных должна быть устойчива. Проектирование базы данных не может быть оторвано от проектирования модулей и приложений, поскольку бизнес-правила могут создавать объекты в базе данных, например серверные ограничения (constraints), а также хранимые процедуры и триггеры, - в этом случае часто говорят, что часть бизнес-логики переносится в базу данных. Проектирование модели данных для каждой СУБД содержит свои особенности, проектные решения, которые дают хороший результат для одной СУБД, но могут оказаться совершенно неприемлемыми для другой. Ниже перечислим задачи, которые являются общими для проектирования моделей данных:
- выявление нереализуемых или необычных конструкций в ER-модели и в определениях сущностей;
- разрешение всех дуг, подтипов и супертипов;
- изучение возможных, первичных, внешних ключей, описание ссылочной целостности (в зависимости от реализации декларативно или с использованием триггеров);
- проектирование и реализация денормализации базы данных в целях повышения производительности;
- определение части бизнес-логики, которую следует реализовать в базе данных (пакеты, хранимые процедуры);
- реализация ограничений (ограничений и триггеров), отражающих все централизованно определенные бизнес-правила, генерация ограничений и триггеров;
- определение набора бизнес-правил, которые не могут быть заданы как ограничения в базе данных;
- определение необходимых индексов, кластеров (если таковые реализованы в СУБД), определение горизонтальной фрагментации таблиц (если это реализовано в СУБД);
- оценка размеров всех таблиц, индексов, кластеров;
- определение размеров табличных пространств и особенностей их размещения на носителях информации, определение спецификации носителей информации для промышленной системы (например, тип raid-массивов, их количество, какие табличные пространства на них размещаются), определение размеров необходимых системных табличных пространств (например, системного каталога, журнала транзакций, временного табличного пространства и т.п.);
- определение пользователей базы данных, их уровней доступа, разработка и внедрение правил безопасности доступа, аудита (если это необходимо), создание пакетированных привилегий (в зависимости от реализации СУБД это роли или группы), синонимов;
- разработка топологии базы данных в случае распределенной базы данных, определение механизмов доступа к удаленным данным.
Таким образом, корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации. Современные системы управления деловыми процессами позволяют интегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единую информационную систему. Тем самым решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное, полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую структуру, которую можно перестраивать и дополнять новыми модулями или внешним программным обеспечением.
Информационная система может строиться с применением послойного принципа. Так, в отдельные слои можно выделить специализированное программное обеспечение (офисное, прикладное), непосредственно workflow, систему управления документами, программы поточного ввода документов, а также вспомогательное программное обеспечение для связи с внешним миром и обеспечения доступа к функционалу системы через коммуникационные средства (e-mail, Internet/intranet).
Этапы проектирования информационно-справочной системы – одной из основных компонентов КИС – представляют собой последовательное продвижение от исследования предметной области до эксплуатации готовой системы. В процессе проектирования необходимо особое внимании уделить разработке модели данных на концептуальном, логическом и физических уровнях.
Определение взаимосвязей.
Взаимосвязь выражает отображение или связь между двумя множествами данных. Различают взаимосвязи типа «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим».
Например, один Абитуриент сдает много Экзаменов, один Преподаватель принимает несколько Дисциплин, один Экзамен связан с несколькими Дисциплинами, на одну Специальность поступает много Абитуриентов, а также на одну специальность много Экзаменов.
Таким образом, в базе данных Вступительные экзамены связи между всеми объектами будут «один ко многим». Это можно представить графически.
Рис.3.1 Связи «один ко многим» между объектами в базе данных Вступительные экзамены
Информационно-логическая модель базы данных может быть представлена следующим образом:
Таблица 3.1 Структура объектов базы данных «Вступительные экзамены»
№ объекта | Объект БД | Поля | Ключевое поле |
1 | 2 | 3 | 4 |
Продолжение табл. 3.1 | |||
1 | Экзамены | Код экзамена Код абитуриента Шифр специальности Код дисциплины Код преподавателя Результат контроля Дата экзамена № аудитории | Код экзамена |
2 | Дисциплины | Код дисциплины Название дисциплины | Код дисциплины |
3 | Преподаватели | Код преподавателя ФИО преподавателя Должность | Код преподавателя |
4 | Специальности | Код специальности Название специальности Шифр специальности Стоимость обучения Отделение | Код специальности |
5 | Абитуриенты | Код абитуриента ФИО абитуриента Документ об образовании Дата рождения Адрес Телефон Код специальности | Код абитуриента |
База данных «Преподаватели»
Определим первоначальные данные:
Личные данные – сведения о сотруднике (ФИО, телефоны для связи, дата рождения, семейное положение);
Квалификация – сведения о повышении квалификации, выданных по ее итогам документах, имеющемся разряде и преподаваемых дисциплинах учебного плана;
Паспортные данные – сведения о регистрационном номере паспорта, месте рождения, количестве детей и т.д;
Работа – сведения о дате приема на работу, поощрениях и взысканиях, занимаемой должности и т.д.;
Дисциплины – сведения о посеместровом (почетвертном) плане проведения дисциплин, закрепленных за преподавателем.
Определение взаимосвязей.
Сотрудник (Личные данные) связан с одной Работой в одной должности, один Сотрудник имеет один вариант Паспортных данных, один Сотрудник проходит в год не более одного повышения Квалификации, а одна Дисциплина соответствует многим повышениям Квалификаций. Графически это будет выглядеть следующим образом.
Рис. 3.2 Связи между объектами в базе данных «Преподаватели»
Информационно-логическая модель базы данных может быть представлена следующим образом:
Таблица 3.2 Структура объектов базы данных «Вступительные экзамены»
№ объекта | Объект БД | Поля | Ключевое поле |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Личные данные | Код сотрудника Фамилия Имя Отчество Дата рождения Адрес проживания Пол Телефон домашний Телефон мобильный | Код сотрудника |
2 | Паспортные данные | № Паспорта ФИО Место рождения Кем выдан Дата выдачи Адрес прописки Код сотрудника Кол-во детей Семейное положение | № Паспорта Код сотрудника |
Продолжение табл. 3.2 | |||
3 | Дисциплины | Код дисциплины Название дисциплины Семестр ФИО сотрудника Кол-во часов | Код дисциплины |
4 | Работа | Код сотрудника ФИО сотрудника Дата приема на работу Должность Поощрения Взыскания Разряд Рабочая неделя | Код сотрудника |
5 | Квалификация | Код сотрудника ФИО преподавателя Дата повышения квалификации Квалификация по диплому № диплома Название оконченного учебного заведения Разряд Код дисциплины | Код сотрудника |
База данных «Студенты»
Определим первоначальные данные:
Студенты – сведения о студентах и группах, в которых они обучаются;
Награждения – сведения о награжденных студентах;
Личная карточка – сведения из личного дела студентов;
Дисциплины – сведения о дисциплинах;
Специальность – сведения о специальностях.
Определение взаимосвязей.
Таблица Студенты связана с таблицами Дисциплины и Награждения связями один ко многим, а с таблицей Личные карточки связью один к одному и с таблицей Специальности связью многие к одному. Таблицы Личная карточка и Специальность связаны с таблицами Награды и Дисциплины соответственно связью один ко многим. Это можно представить графически.
Рис. 3.3 Связи между объектами в базе данных Студенты
Информационно-логическая модель базы данных может быть представлена следующим образом:
Таблица 3.3 Структура объектов базы данных «Вступительные экзамены»
№ объекта | Объект БД | Поля | Ключевое поле |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Студенты | Шифр студента ФИО Курс Шифр специальности № группы | Шифр студента |
2 | Дисциплины | Код дисциплины Название дисциплины Количество часов Курс Шифр специальности | Код дисциплины |
3 | Награды | Код награды Дата выдачи Шифр студента Грамоты Денежное вознаграждение | Код награды |
4 | Специальности | Название специальности Шифр специальности | Шифр специальности |
5 | Личные карточки | Шифр студента ФИО Оконченное учебное заведение Дата рождения Адрес Телефон Код специальности | Шифр студента |
База данных «Библиотека»
Определим первоначальные данные:
Библиотечная карточка – содержит сведения о библиотечных фондах;
Вид авторства – сведения о видах авторства;
Место издания – сведения о месте издания;
Место хранения – содержит сведения о местах хранения книг, периодики, видеоматериалов;
Сигла хранения – информация о видах сигл хранения;
Город – сведения о кодах городов издания;
Тематика – перечень тематических разделов книг и других фондов;
Экземпляры – сведения об инвентарных номерах.
Определение взаимосвязей.
Основной таблицей является Библиотечная карточка, которая связана с Видом авторства, Сиглой хранения, Тематикой, Местом хранения связями типа многие к одному, а таблица Экземпляры связана с Библиотечной карточкой связью типа многие к одному. Кроме этого таблица Сигла хранения связана с Местом хранения, а таблица Место издания с Городом связями типа многие к одному. Это можно представить графически.
Рис. 3.4 Связи «многие к одному» между объектами в базе данных Библиотечные фонды
Информационно-логическая модель базы данных может быть представлена следующим образом:
Таблица 3.4 Структура объектов базы данных «Библиотечные фонды»
№ объекта | Объект БД | Поля | Ключевое поле |
1 | Библиотечная карточка | Шифр книги Название Код вида авторства Автор Код тематики Сигла хранения Код места издания | Шифр книги |
2 | Вид авторства | Код вида авторства Наименование вида авторства | Код вида авторства |
3 | Место издания | Код места издания Издательство Код города | Код места издания |
4 | Место хранения | Код места хранения Место хранения | Код места хранения |
5 | Сигла хранения | Сигла хранения Код места хранения | Сигла хранения |
6 | Город | Код города Наименование города | Код города |
7 | Тематика | Код тематики Наименование тематики | Код тематики |
8 | Экземпляры | Шифр книги Инвентаризационный номер | Шифр книги |
Рис. 3.5 Окно изменения страницы кнопочной формы БД «Вступительные экзамены»
Основные элементы (объекты) базы данных представлены на следующих рисунках.
Рис. 3.6 Основные объекты БД «Вступительные экзамены»
Форма Дисциплины, также как и другие формы предназначены для добавления и редактирования записей.
Форма Экзамены позволяет редактировать сведения, относящиеся к вступительным экзаменам.
Рис 3.7 Форма Экзамен БД «Вступительные экзамены»
Таблица Абитуриенты содержит сведения об абитуриентах. Как и форма, она предназначена для редактирования записей и хранения информации об абитуриентах
Рис. 3.8 Вид таблицы Абитуриенты в БД «Вступительные экзамены»
Запросы реализуют наиболее важные функции БД, а именно выбор информации, удовлетворяющей каким-либо условиям. Например, запрос по отличникам, запрос по двоечникам.
Рис. 3.9 результат обработки информации запросом по двоечникам БД «Вступительные экзамены»
Еще один запрос – запрос по специальностям – работает следующим образом: после его активации возникает окно Введите параметр (введите специальность), в котором надо набрать название специальности, после чего появится результат обработки данных БД.
Рис. 3.10 Окно ввода параметра специальность для работы запроса по специальностям
Рис 3.11 Результат работы запроса по специальностям
Опишем состав объектов БД «Преподаватели».
Описываемая база данных состоит из следующих таблиц: Личные данные, Паспортные данные, Работа, Квалификация, Дисциплины.
Кроме таблиц, для удобства ввода данных были разработаны формы: Кнопочная форма, Сводная таблица, Личные данные, Паспортные данные, Работа, Квалификация, Дисциплины.
Для удобства обработки информации и выбора нужных сведений были разработаны следующие запросы: запросы с параметрами о сотрудниках по номеру телефона, по количеству детей, по дате рождения и по квалификации, запрос дисциплины по семестрам.
Отчеты, входящие в состав БД формируются на основании запросов.
При загрузке БД открывается Кнопочная форма, содержащая кнопки, открывающие следующие объекты: форму Сводная таблица, форму Личные данные, форму Паспортные данные, форму Работа, форму Квалификация, форму Дисциплины, отчеты по шести запросам и кнопку выхода из БД.
Рис. 3.12 Кнопочная форма БД «Преподаватели»
Основные элементы (объекты) базы данных представлены на следующих рисунках. Вносить изменения в структуру таблиц можно открыв любую из них в режиме конструктора.
Рис. 3.13 Режим конструктора таблицы Дисциплины
Формы БД предназначены для внесения и редактирования записей.
Рис. 3.14 Форма Паспортные данные БД «Преподаватели»
Все запросы в БД с параметром, то есть при активации запроса необходимо ввести параметр, например, количество детей, после чего будет получен результат обработки сведений в БД.
Рис. 3.15 Запрос по количеству детей БД «Преподаватели»
Кроме того в БД есть сводная таблица, открывающаяся со страницы Кнопочной формы. Она предназначена для ввода наиболее значительных данных по преподавателям.
Рис. 3.16 Сводная таблица по преподавателям БД «Преподаватели»
Опишем состав объектов БД «Студенты».
Описываемая база данных состоит из следующих таблиц: Дисциплины, Личная карточка, Награжденные студенты, Специальность, Студенты.
Кроме таблиц, для удобства ввода данных были разработаны формы: Кнопочная форма, Награжденные студенты, Студенты, Специальность, Дисциплины.
Для удобства обработки информации и выбора нужных сведений были разработаны следующие запросы: запросы о количестве награжденных студентов, запрос о дисциплинах, запрос о специальностях и о студентах, получивших награду.
Отчеты, входящие в состав БД формируются на основании запросов.
При загрузке БД открывается Кнопочная форма, содержащая кнопки, открывающие следующие объекты: редактирование формы Студенты, отчеты по ранее перечисленным запросам, печать отчетов и выход из БД.
Рис. 3.17 Кнопочная форма БД «Студенты»
Например, отчет по награжденным студентам выглядит следующим образом:
Рис. 3.18 Отчет по награжденным студентам БД «Студенты»
Таблица Студенты содержит наиболее полную информацию о студентах.
Рис. 3.19 Таблица Студенты БД «Студенты»
Все объекты БД призваны для упорядочивания информации, касающейся студентов ПУ №33.
Опишем состав объектов и указания пользователям БД «Библиотека».
Описываемая база данных состоит из следующих таблиц: Библиотечная карточка, Вид авторства, Место издания, Место хранения, Сигла хранения, Город, Тематика, Экземпляры. Кроме таблиц, для удобства ввода данных были разработаны формы: Кнопочная форма и формы по всем перечисленным таблицам. Для удобства обработки информации и выбора нужных сведений были разработаны следующие запросы: запросы по месту издания, запрос по тематике, запрос по количеству книг с определенным годом издания. Отчеты, входящие в состав БД формируются на основании сведений в библиотечной карточке.
Рис. 3.20 Библиотечная карточка БД «Библиотека»
При загрузке БД открывается Кнопочная форма, содержащая кнопки, открывающие следующие объекты: Библиотечная карточка, информация по запросам, отчет по карточке и выход из БД.
Рис. 3.21 Кнопочная форма БД «Библиотека»
После открытия объекта Информация по запросам, осуществляется переход на новую страницу кнопочной формы, представляющую доступ к открытию запросов.
Рис 3.22 Страница Кнопочной формы Информация о книгах в библиотеке
Объект кнопочной формы Библиотечная карточка открывает доступ ко всем формам БД.
Таким образом, нами была разработана информационно-справочная система, состоящая из четырех БД для разграничения доступа к информации и удобства использования в различных подразделениях ГОУ НПО ПУ № 33.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос систематизации информации является одним из актуальнейших вопросов управления. Наличие в рамках корпоративной информационной системы информационно-справочного компонента дает возможность использовать еще один инструмент, позволяющий повысить эффективность управления организацией. Информационно-справочная система предоставляет оперативный доступ к информации, помогает в создании единого информационного пространства для всех уровней управления, упрощает регистрацию данных и их обработку, позволяет регистрировать информацию в режиме реального времени в том месте, где она появилась, способствует снижению трудозатрат и распределению их равномерно на всех участников системы учета, планирования и управления.
В ходе работы над данным проектом нами были проанализированы теоретические основы проектирования информационно-справочных систем. В результате анализа было определено значение информационно-справочных компонент в корпоративных информационных системах и рассмотрены этапы проектирования информационно-справочных систем.
Далее в процессе решения задач проектирования была дана характеристика информационной системе ГОУ НПО ПУ №33. Анализ деятельности Государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 33 г. Белгорода» показал, что: учреждение является перспективным и динамично развивающимся; свою деятельность осуществляет в соответствии с нормативно-правовыми актами различных уровней; главной задачей является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии, соответствующего уровня квалификации, с возможностью повышения общего образовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы; решению задач в рамках достижения указанной цели способствует, в том числе, и развитие информационной системы ГОУ НПО ПУ № 33, которую в свою очередь можно оценить как удовлетворительную; -была выявлена необходимость проектирования информационно-справочной системы для повышения эффективности управления ГОУ НПО ПУ № 33.
Путем интервьюирования руководителя организации нами были выявлены наиболее важные направления деятельности, по которым необходимы сведения в составе информационно-справочной системы. Таким образом, была получена общая структура информационно-справочной системы, в составе которой имеется четыре базы данных, характеризующих предметные области деятельности ПУ №33. Это такие направления как: сведения об абитуриентах, сведения о студентах, сведения о преподавателях, сведения о библиотечных фондах.
Для разрабатываемой информационно-справочной системы предполагается отдельная работа каждого пользователя с конкретной базой данных. Для ввода предполагается наличие специальных форм, а производить ввод будет сотрудник, ответственный за конкретную базу.
Общие требования ко всем базам данных информационно-справочной системы были нами проанализированы и были сформулированы основные задачи проектирования информационно-справочной системы:
1. Возможность внесения в БД новых данных, наращивание массива записей в объектах базы данных.
2. Удобство и наглядность использования объектов баз данных.
3. Обеспечение эффективного выполнения запросов к содержимому БД для поиска нужных данных и информации.
4. Формирование полноценных отчетов по результатам выполнения запросов.
Далее мы спроектировали и создали базы данных, которые содержат информацию по следующим направлениям:
1. Сведения об абитуриентах и вступительных экзаменах. Необходимы для использования информации и данных в работе приемной комиссии. Пользователем базы данных будет секретарь приемной комиссии. Потребность в отчетной информации испытывает председатель приемной комиссии, а также директор ГОУ НПО ПУ №33.
2. Сведения о студентах, обучающихся в ГОУ НПО ПУ №33. Необходима база данных для использования в работе учебно-методической части. Информация будет поступать из отдела кадров, из приемной комиссии, от классных руководителей. Пользователем будет методист учебного отдела. Отчетные сведения будут получать завуч, директор, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе.
3. Сведения о преподавателях ГОУ НПО ПУ №33. База данных будет использована в отделе кадров, пользователь – методист отдела кадров. Отчетная информация потребуется директору, начальнику отдела кадров и сотрудникам, организующим культурно-массовые мероприятия.
4. Сведения о библиотечных фондах образовательного учреждения. Информация базы данных необходима для упорядочивания информационных процессов в библиотеке. Пользователь – библиотекарь. Информация отчетного характера необходима главному бухгалтеру, директору, преподавателям.
Кроме разработки баз данных нами были описаны инструкции пользователям информационно-справочной системы, а также была рассчитана эффективность проекта.
Таким образом, задачи, поставленные для достижения цели дипломного проекта, были решены и внедрение результатов проектирования, на наш взгляд, положительно отразится не только на оперативном управлении ГОУ НПО ПУ №33, но и в целом на повышении эффективности деятельности учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: Учебник/ Балдин К.В., Уткин В.Б.- М: Дашков и К? – 2004. - 395 с.
2. Банк В.Р. Информационные системы в экономике: Учебник для вузов/ Банк В.Р., Зверев В.С, - М: Экономистъ, 2005. - 477 с.
3. Барановская Т. П. Информационные системы и технологии в экономике Издательство: Финансы и статистика. – 2003, - 416 с.
4. Блюмин А. М. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания/ Блюмин А. М., Печеная Л. Т., Феоктистов Н. А. –М.: Издательский дом Дашков и К, 2009 – 352 с.
5. Божко В. П. Информационные технологии в статистике Издательства: Финстатинформ, КноРус, 2002 - 144 с.
6. Веревченко А. П. Информационные ресурсы для принятия решений Издательства: Деловая Книга, Академический проект; 2002. - 560 с.
7. Волокитин А. В. Средства информатизации государственных организаций и коммерческих фирм. Справочное пособие Издательство: ФИОРД-ИНФО 272 стр., 2002
8. Гаранин М.В. Системы и сети передачи информации Издательство: Экзамен, 336 стр., 2003 г.
9. Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы Издательство: Высшая школа, 432 стр., 2003 г.
10. Гвоздева Т. Проектирование информационных систем. – М.: Феникс. – 2009, -354 с.
11. Герасимова Л.Н. Информационное обеспечение маркетинга Издательство: Маркетинг, 120 стр., 2004 г.
12. Годин В. В. Информационное обеспечение управленческой деятельности.// В.В. Годин, И.К. Корнеев. - Издательства: Высшая школа, Мастерство, - 2001. - 240 стр.
13. Годин, В.В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров ≪Управление развитием организации≫. Модуль 17./ В.В. Годин, И.К. Корнеев — М.: ИНФРА-М, 2000. — 352 с. (23, 88, 109, 116, 242)
14. Григорьев, Л. Информационные технологии: проблемы развития отрасли в России
15. Гринберг А. С. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой Издательство: Юнити-Дана; 400 стр., 2003 г.
16. Гринберг А. С. Информационный менеджмент Издательство: Юнити-Дана; 416 стр., 2003 г.
17. Данилин, А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий/ Интернет-университет информационных технологий/ ИНТУИТ.ру 2005// Данилин А., Слюсаренко А.- [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.intuit.ru/department/itmngt/entarc/popup.lit.html#122
18. Дик В.В. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. В.В.Дика. — М.: Финансы и статистика, 1996. – 342 с.
19. Дудипска Э., Мизла М. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2. С. 114—120.
20. Душин В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем Издательство: Дашков и Ко , 250 стр., 2002 г.
21. Калянов Г. Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе Издательство: Горячая Линия – Телеком 208 стр., 2004 г.
22. Карминский, А.М. Информатизация бизнеса: Концепции, технологии, системы/ Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П. и др. - М: Финансы и статистика. – 2004, - 624 с.
23. Крылович А.В. Информационные технологии в управлении предприятии.// Открытые системы. Директор информационной службы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.osp.ru/cio/2008/07/38319/ 12 февраля 2009
24. Липаев В. В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем Издательство: Синтег; 268 стр., 2002 г.
25. М. Р. Когаловский Перспективные технологии информационных систем Издательства: ДМК Пресс, Компания АйТи; 288 стр., 2003 г.
26. Майкл Дж. Д. Саттон Корпоративный документооборот. Принципы, технологии, методология внедрения Издательства: БМикро, Азбука, 446 стр., 2002 г.
27. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов Издательство: Диалог – МИФИ, 240 стр., 2003 г.
28. Меняев М. Ф. Информационные технологии управления. Книга 3. Системы управления организацией , 464 стр., 2003 г.
29. Н. Н. Карабутов Информационные технологии в экономике Издательство: Экономика; 208 стр., 2003 г.
30. Патрушина С. М. Информационные системы в бухгалтерском учете Издательство: МарТ; 368 стр., 2003 г.
31. Патрушина С.М. Информационные системы в экономике: Учебное пособие для вузов - М: ИКЦ МарТ, - 2004. - 352 с.
32. Прокушева А. П. Информационные технологии в коммерческой деятельности Издательство: Маркетинг, 192 стр., 2001
33. Родионов, И. И.. Рынок информационных услуг и продуктов Издательство: МК-Периодика 552 стр., 2002 г.
34. Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Тихомирова Н.П./ М: Экзамен – 2003, - 496 с.
35. С. М. Патрушина Информационные системы в экономике. Издательство: Бизнес , 352 стр., 2004 г.
36. Синюк В.Г., Шевырев А.В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений Издательство: ДМК Пресс; 160 стр., 2003 г.
37. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем Издательство: ДМК Пресс; 256 стр., 2002 г.
38. Сорокин А.А. Проектирование экономических информационных систем: Учебник для/ Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф.- М: Финансы и статистика, – 2003. - 512 с.
39. Стрелец И. А. Новая экономика и информационные технологии Издательство: Экзамен, 256 стр., 2003 г.
40. Томас Хюлланд Эриксен Тирания момента. Время в эпоху информации Издательство: Весь Мир, 208 стр., 2003 г.
41. Уткин В. Б., К. В. Балдин Информационные системы в экономике Издательство: Финансы и статистика , 288 стр., 2004 г.
42. Хорошилов А. В. Мировые информационные ресурсы Издательство: Питер; 176 стр., 2004
43. Черенков А.П. Информационные системы для экономистов: Учебное пособие для вузов - М: Экзамен, - 2004. - 192 с.
44. Шафрин Ю. Информационные технологии. Часть 2 Издательство: Бином. Лаборатория знаний; 320 стр., 2002 г.
45. Широков Л. А. Бухгалтерские информационные системы Издательство: МГИУ, 250 стр., 2002 г.
[1] См.: Банк В.Р. Информационные системы в экономике: Учебник для вузов/ Банк В.Р., Зверев В.С, - М: Экономистъ, 2005. – С. 18
[2] См.: Стрелец И. А. Новая экономика и информационные технологии Издательство: Экзамен. – 2003
[3] См.: Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы Издательство: Высшая школа, - 2003. – С. 102
[4] См.: Крылович А.В. Информационные технологии в управлении предприятии.// Открытые системы. Директор информационной службы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.osp.ru/cio/2008/07/38319/ 12 февраля 2009
[5] См.: Гринберг А. С. Информационный менеджмент Издательство: Юнити-Дана. – 2003, - С. 23
[6] См.: Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов Издательство: Диалог – МИФИ. – 2003, - С. 89
[7] См.: Романов В.П. Интеллектуальные информационные системы в экономике: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Тихомирова Н.П./ М: Экзамен – 2003
[8] См.: Годин В. В., И. К. Корнеев Информационное обеспечение управленческой деятельности Издательства: Высшая школа, Мастерство. – 2001, - С. 67
[9] См.: Блюмин А. М. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания/ Блюмин А. М., Печеная Л. Т., Феоктистов Н. А. –М.: Издательский дом Дашков и К, 2009 – С.46
[10] См.: Сорокин А.А. Проектирование экономических информационных систем: Учебник для/ Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф.- М: Финансы и статистика, – 2003. – С. 53
[11] См.: Веревченко А. П. Информационные ресурсы для принятия решений Издательства: Деловая Книга, Академический проект. – 2002
[12] См.: Дудипска Э., Мизла М. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2. С. 114—120
[13] См.: Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия// Административно-управленческий портал. – Режим доступа http://www.aup.ru/books/m67/1.htm
[14] См.: Доронин А. Информационно-аналитическая работа: основные принципы. //Психология для руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.inter-press.ru/articles/detail/237
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ КОМПОНЕНТ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
1.2 ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ №33
2.2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ТРЕБОВАНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЕ ГОУ НПО ПУ №33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
3.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ НПО ПУ №33
3.2 РАЗРАБОТКА БАЗ ДАННЫХ И ИНСТРУКЦИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Рано или поздно руководство любой компании сталкивается с проблемой систематизации информации и автоматизации процессов, работающих с информацией. Если на начальном этапе развития небольшой фирмы возможна ситуация, когда сотрудники компании используют стандартные офисные приложения, такие как, например, MS Office, для ведения складского, бухгалтерского, управленческого и других учетов, а руководству компании для принятия решения, подкрепленного достоверными данными, достаточно позвонить нужному сотруднику и попросить подготовить отчет в произвольной форме. То со временем рост объемов данных (по данным исследований объем информации, аккумулируемой компаниями, удваивается каждые 18 месяцев) ставит перед компанией задачу создания современной корпоративной информационной системы, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности предприятия и дающей возможность получать достоверную информацию по различным вопросам управления.
Наличие в рамках корпоративной информационной системы информационно-справочного компонента дает возможность использовать еще один инструмент, позволяющий сохранить управление над компанией либо повысить эффективность этого управления. Автоматическое управление в социально-экономических системах не может быть применено. Поэтому если после внедрения информационно-справочной системы не ускоряется процесс сбора и обработки информации, не повышается достоверность и полнота данных, а руководство организации не получает новых данных, или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений.
Внедрение на предприятии информационно-справочной системы позволит достичь следующих целей:
· Оперативный доступ к достоверной, исчерпывающей информации, представленной в удобном виде, руководителей всех уровней управления предприятием;
· Создание единого информационного пространства для всех уровней управления;
· Упрощение регистрации данных и их обработку;
· Избавление от двойной регистрации одних и тех же данных;
· Регистрация информации там, где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, т.е. регистрация информации в режиме реального времени;
· Снижение трудозатрат и распределение их равномерно на всех участников системы учета, планирования и управления;
· Автоматизация консолидации данных для распределенной организационной структуры.
Информационно-справочная система сама по себе не повышает прибыльность предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Поэтому необходимо не только разработать (выбрать) и внедрить такую систему, но и научиться ее использовать с максимальной отдачей.
Причем понимание возможностей и способов использования системы должно предшествовать, а точнее определять выбор, поставщика и процесс внедрения Главное, что позволяет сделать информационно-справочная система – объединить информацию о деятельности предприятия. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия. Таким образом, актуальность проекта обусловлена тем, что использование информационно-справочной системы в качестве инструмента управления позволит руководителю предприятия или организации получить возможность увидеть все предприятие изнутри, посмотреть, как функционируют основные системы, где и за счет чего можно минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль или получить другие значимые результаты.
Объектом дипломного проекта является деятельность ГОУ НПО ПУ №33.
Предметом дипломного проекта является информационная система организации.
Целью – разработка проекта информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ №33.
В соответствии с актуальностью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
· изучить теоретические основы проектирования информационно-справочных систем;
· проанализировать информационную систему и требования пользователей к информационно-справочной системе ГОУ НПО ПУ №33.
· разработать проект информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ №33;
· дать оценку эффективности проекта информационно-справочной системы.
Методы исследования, используемые в процессе подготовки дипломного проекта – это системный и сравнительный анализ и методы анализа документов.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили научные и периодические издания, содержащие материалы об информационных системах управления, современных информационных технологиях, базах и банках данных и информационном менеджменте, а также документы предприятия, текущая бухгалтерская и статистическая отчетность, периодическая литература.
Структура проекта состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.