Состояние занятости и положение на рынке труда в республике Марий Эл
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В таблице 2 представлены показатели экономической эффективности населения РМЭ за 2007, 2008 и 2009 гг.

 

Таблица 2. Показатели экономической эффективности населения (человек)

Наименование показателей 2007 год 2008 год 2009 год
1. Численность населения, всего  274277 271797 260460
1.1. экономически активное население (ЭАН)  164291 175886 172399
в % к общей численности населения  59,9 64,7 66,2
занятые 154725 166130 163273
в % от численности ЭАН 94,2 94,5 94,7
2. Общее число безработных в соответствии с методологией МОТ 9566 9756 9126
3. Уровень общей безработицы *, % 5,82 5,55 5,39
4. Зарегистрировано безработных на конец отчетного периода 1531 1461 2926
5.Уровень регистрируемой безработицы, % 0,93 0,83 1,7

Источник: www.yolatrud.ru

 

В таблице 3 представлена информация о ситуации на рынке труда на 1 марта 2010 года:

 

Таблица 3. Ситуация на рынке труда на 1 марта 2010 года

 Численность ищущих работу граждан, зарегистрированных в ЦЗ 3472 чел.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗ 3182 чел.
Уровень регистрируемой безработицы (в %) 1,8
Потребность в работниках, заявленная работодателями для замещения свободных рабочих мест 798 чел.  
Напряженность на рынке труда (число незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию) 4, 4 чел.
Минимальный размер пособия по безработице 850 р
Максимальный размер пособия по безработице  4900
Размер прожиточного минимума                4614 руб.
Средний размер пособия по безработице                3378,13руб.

 

В настоящее время в республике действует программа «Социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009-2012 годы и на период до 2016 года», в которой предусмотрены мероприятия по развитию предприятий реального сектора экономики и созданию новых рабочих мест.

4 марта 2010 года состоялось заседание коллегии Департамента ГСЗН Республики Марий Эл, в котором участвовал Заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл, министр экономического развития, промышленности и торговли И.Г. Якупов. На заседании коллегии были подведены итоги работы органов службы занятости населения за 2009 год и определены задачи на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда Республики Марий Эл.

Выступающими было отмечено, что реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности ситуации на рынке труда стала необходимой и эффективной мерой, благодаря которой удалось не допустить социальной напряженности на рынке труда, и при поддержке Правительства Республики Марий Эл и взаимодействии с министерствами и ведомствами удержать уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении в пределах 1,68 процента. Итоги работы органов службы занятости населения в 2009 году показывают, что задачи, поставленные Правительством Республики в условиях преодоления последствий экономического кризиса выполнены.

В 2010 году основной целью органов службы занятости населения будет реализация увеличенных контрольных показателей программы содействия занятости населения, закрепление и усиление всех стабилизационных тенденций, проявившихся в 2009 году: недопущение роста уровня регистрируемой безработицы, содействие занятости населению.

В своем выступлении И. Г. Якупов отметил, что республике в сложных условиях удалось сдержать спад производства, поддержать системообразующие предприятия, а также ввести в строй новые предприятия, такие как: ООО "Гласстрейд" (стекольный завод в Пембе), ЗАО "Сернурский сырзавод" и другие. Принятые меры позволили уже во второй половине 2009 года не только стабилизировать уровень производства во всех сферах экономики, но и начать их поэтапное наращивание. По темпам роста промышленного производства Республика Марий Эл вновь, как и в предыдущие годы, находится в передовиках ПФО.

В республике с 2001 года проводится мониторинг сферы занятости населения и рынка труда населенных пунктов с высоким уровнем безработицы. В будущем такой мониторинг предполагается проводить постоянно с целью выявления оценки социально-экономической ситуации и определения уровня безработицы каждого сельского и городского поселения, распределения рабочей силы в разрезе муниципальных образований республики, сельских поселений, а также для того, чтобы рассчитывать основные направления активных форм содействия занятости населения. Одним из приоритетных направлений органов службы занятости населения является решение вопросов занятости молодежи.

Не менее важным направлением работы органов службы занятости населения останется оказание содействия в трудоустройстве женщин. Приоритетным направлением в работе с безработными женщинами является повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Большое внимание со стороны органов службы занятости уделяется содействию занятости инвалидов. Доля инвалидов в общем числе граждан, обращающихся в центры занятости, составляет 4,3 процента. Для лиц с ограниченной трудоспособностью в центрах занятости населения создан банк вакансий рабочих мест. Постановлениями глав муниципальных образований на предприятиях и в организациях республики ежегодно квотируются рабочие места для трудоустройства инвалидов. Эта традиция будет продолжена и в 2010 году.

С целью оказания дополнительной материальной поддержки безработным гражданам этой категории органами службы занятости населения организуются общественные работы. Центрами занятости населения формируются специализированные базы данных о свободных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Действенным является проведение ярмарок вакансий с участием инвалидов.

Одной из мер по содействию занятости и трудоустройства граждан, подлежащим высвобождению с предприятий и учреждений в связи с ликвидацией либо сокращением является дополнительной услугой службы занятости населения является оказание профориентационных услуг гражданам, прежде всего, так называемых профинформационных услуг, включающих информацию о ситуации на рынке труда, о применяемых технологиях работы с безработными гражданами в центрах занятости, оказываемых услугах, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения, самозанятости. Это может происходить в форме групповых и индивидуальных консультаций в виде лекций, бесед и собеседований.

В республике создана рабочая группа Правительства Республики Марий Эл по контролю ситуации на рынке труда и выплате заработной платы, которой разработан План первоочередных мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в сфере занятости населения.

С целью улучшения ситуации на рынке труда Республики Марий Эл Департаментом ГСЗН Республики Марий Эл разработан план мероприятий по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве в условиях, складывающихся на рынке труда Республики Марий Эл, в соответствии с которым для информирования и консультирования ищущих работу граждан, на базе ГУ Республики Марий Эл центров занятости населения городов и районов организовано 17 консультационных пунктов, кроме того, в 12 центрах занятости населения организованы передвижные мобильные центры.

Исходя из выше изложенного, главная задача органов службы занятости на перспективу - стабилизация рынка труда, недопущение роста уровня регистрируемой безработицы, повышение эффективности и качества оказываемых услуг и проведение активных форм содействия занятости населения на территории республики. Стратегической целью государственной политики в области занятости в республике остается создание эффективного рынка труда, обеспечивающего рост занятости населения.

Правительство республики продолжит в 2010 году реализацию республиканской программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и создание новых рабочих мест.

В 2010 году запланировано направить на финансирование дополнительных мероприятий в рамках программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов 115 млн. рублей. Эти деньги пойдут на опережающее профессиональное обучение, организацию общественных работ, стажировку выпускников, трудоустройство инвалидов, содействие самозанятости населения. Мероприятия региональной программы призваны помочь в трудоустройстве пяти тысячам человек. В их реализации будут задействованы Департамент государственной службы занятости населения, муниципальные образования, отраслевые министерства, кредитные организации и бизнес-инкубаторы.



Заключение

Экономический кризис, как ни когда в предыдущие десять лет, сфокусировал внимание всего общество на проблемах безработицы и ее последствий. Поэтому государственная политика предотвращения социальных и экономических последствий безработицы имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил.

Необходима соответствующая перестройка образования и профучебы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Поскольку значительным фактором увеличения безработицы является сокращение ВПК и Вооруженных Сил, необходимо разработать специальные программы развития и диверсификации районов с высокой концентрацией военных предприятий, обеспечить финансирование инвестиций в конверсию из государственного бюджета за счет сокращения военных расходов, создать льготный налоговый режим для частных инвестиций в этих районах.

Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области.

Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

Итоги девяти месяцев 2009 года показали, что меры, предусмотренные Антикризисной программой Правительства в сфере содействия занятости населения и в сфере трудовых отношений, оказались своевременными и эффективными в отношении процессов разворачивающихся на рынке труда в субъектах РФ под воздействием развития мирового экономического кризиса. При этом необходимо подчеркнуть, что эти меры своевременно и в полном объеме были обеспечены финансово. Сегодня уже можно определенно констатировать, что действия руководства страны получили активную поддержку со стороны населения, свидетельством чего является как стабильная социальная обстановка и устойчивость политической ситуации.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.