Возможность освобождения от административной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Юридическая ответственность наступает только за деяния, содержащие в себе все признаки правонарушения, тогда как при наличии обстоятельств, исключающих противоправность деяния, соответственно исключается и юридическая ответственность.

Чтобы освободить человека от ответственности, прежде всего, надо убедиться, что им действительно совершено противоправное деяние, за которое наступает ответственность. Поэтому не могут быть признаны основаниями освобождения от юридической ответственности необходимая оборона и крайняя необходимость, поскольку в этих действиях нет состава правонарушения, а именно: отсутствует такой признак правонарушения, как общественная опасность деяния. Не могут быть признаны также в качестве оснований освобождения от юридической ответственности непреодолимая сила, умысел потерпевшего, отсутствие вины должника или причинителя вреда, его невменяемость, т.к. эти обстоятельства исключают противоправность деяния.

 Несколько иным образом обстоит дело с малозначительностью правонарушения. Так, в частности, в ст. 14 УК РФ закреплено положение о том, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Как видно из этого определения, критерии малозначительности в уголовном законе не установлены и зависят от степени общественной опасности, когда совершенное деяние преступлением не признается и, следовательно, уголовная ответственность не наступает, исключается.

В КоАП РФ, хотя критерии малозначительности также не определяются, общий подход к этому вопросу несколько иной. В ст. 2.9 КоАП РФ, в частности, сказано, что «при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием». Как видно, здесь уже идет речь не об исключении ответственности, а об освобождении от нее, когда административное правонарушение все же имело место, но правоприменитель счел его незначительным и освободил виновного от ответственности. При этом устное замечание правоприменителя правонарушителю мерой ответственности не является, правовых последствий не несет, носит воспитательный характер, но в то же время свидетельствует о государственном реагировании на противоправное поведение субъекта как некое отражение принципа неотвратимости юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности.

Освобождение от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения — это не обязанность, а право лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении, причем применение этого права должно быть обосновано материалами дела.

Закон предусматривает и другие основания для освобождения от административной ответственности: например, истечение предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности, когда лицо объективно и совершило правонарушение, но с процессуальной точки зрения уже не может быть привлечено к административной ответственности, т. е. освобождается от нее.

В правоприменительной практике возникает вопрос о применении статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

При рассмотрении ряда дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что статья 1.7 КоАП РФ не предусматривает пересмотра ранее принятых административными органами постановлений в связи с изменением законодательства, и в данном случае подлежит применению статья 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая прекращение исполнения постановления в случае отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность (решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.11.2008 № А19-2083/08-28).

Четвертый арбитражный апелляционный суд не согласился с указанным подходом, указав, что согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по делу № А19-2083/08-28).

Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 года №5378/08.



Заключение

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому обладает всеми признаками юридической ответственности

Общие признаки юридической ответственности:

является средством охраны правопорядка;

нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;

ее фактическим основанием является правонарушение;

сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;

неразрывно связана с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которые он обязан претерпеть;

реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

основанием административной ответственности является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Сущность административной ответственности заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия — воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной оценкой действий правонарушителя.

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления.



Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Административная деликтоспособность способность физического или юридического лица нести административную ответственность за совершенное им административное правонарушение
2 Административная ответственность разновидность административного принуждения, вид юриди-ческой ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом админи-стративного наказания к лицу, совершившему правонарушение
3 Административная юрисдикция правоохранительная, административно-процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решению административных споров, рассмотрению жалоб граждан
4 Административная юстиция особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами и органами государственного управления (должностными лицами)
5 Административное наказание установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (цели частной и общей превенции)
6 Административное правонарушение противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена администра-тивная ответственность
7 Административное производство нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов исполнительной власти по рассмотрению и разреше-нию индивидуальных административных дел; различают производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, согласительное производство
8 Административный процесс разновидность юридического процесса, совокупность последовательных действий для достижения юридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера
9 Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности, применяемой, как правило, субъектами линейной власти за нарушения требований дисциплины по отношению к государственным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений
10 Законность единообразное понимание и точное соблюдение действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами
11 Крайняя необходимость это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный.
12 Метод административного принуждения административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке
13 Необходимая оборона это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти.
14 Нормативное основание административной ответственности это наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее
15 Основание административной ответственности это административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей   эту административную ответственность.
16 Процессуальное основание административной ответственности это каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
17 Стадии производства по делам об административных правонарушениях возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения
18 Фактическое основание административной ответственности это каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения);


Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: – М. : Норма, 2008.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 15 декабря 2001 г.) «О судебной системе Российской Федерации»

3. Кодекс об административных правонарушениях [Текст]: кодекс от 20 декабря 2001 г.№195-ФЗ (в ред. от 10. 11. 2009 г.)// Собрание законодательства РФ - 2002 г - №1.

4. Уголовный Кодекс РФ [Текст]: кодекс от 13. 06. 1996 (с изм. от 19. 05. 2010)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – ст. 2954

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Российская газета. 1997. 31 июля.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.60

7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в редакции от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

8. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 (в редакции от 29 апреля 2002 г)

9. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5742

 

Научная литература

1. Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // "Современное право", 2008, N 3.

2. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Норма, 2000.

3. Агапонов А.К. Власть и ответственность (региональный аспект). Ростов-н/Д, 2002. С. 10—36.

4. Административное право: учебник (издание второе, переработанное и дополненное) / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005

5. Алехин. А П. Административное право Российской Федерации. Учебник М., 2008.

6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2010

7. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 2005.

8. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 2008

9. Белов А.А. Административное принуждение в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Автореф. диссертации ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.

10. Додин, Е.В. Основания административной ответственности [Текст]:// Ученые записки. Выпуск 1 (18).Додин, Е.В. - М.: Норма, 2006.

11. Ефремова О.Н. Понятие административной ответственности // "Административное право", 2008, N 4.

12. Заднепровская М.В. Осуществление юридической ответственности и социалистическая законность: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1984. С. 68, 89.

13. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. М., 2007.

14. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России. М., 2000.

15. Кононов П.И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: Диссертация ... доктора юрид. наук. М., 2001.

16. . Коренев А.П. Административное право России. Учебник: В 3 ч. М., 2010.

17. Максимов И.В. Административные понятия, правовое содержание и их система / Под общ. ред. д.ю.н., проф. И.М. Конина. Саратов, 2003

18. Масленников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1994

19. Попов Л.Л., Овсянко Д.М. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002

20. Родионова Е.В. Административная ответственность // "Транспортное право", 2007, N 3

21. Тихоненко И.Н. Основания освобождения от юридической ответственности: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1995

22. Трегубова Е.В. Правовой запрет в механизме реализации административной ответственности // "Административное и муниципальное право", 2008, N 10.

23. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.

 

Материалы судебной практики

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»



Приложение А «Основания административной ответственности»

 Основания административной ответственности

 

нормативное основание наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее

 

фактическое основание деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями

 

процессуальное основание правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение

[1] Агапонов А.К. Власть и ответственность (региональный аспект). Ростов-н/Д, 2002. С. 10—36.

[2] Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999. С. 25—26.

[3] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1996

[4] Додин Е.В. Основания административной ответственности // Ученые записки Выпуск 1 (18). М., 1964. С. 79

[5] Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000. С 13.

[6] Заднепровская М.В. Осуществление юридической ответственности и социалистическая законность: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1984. С. 68, 89

[7] Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985. С. 90.

[8] Назаров Б.Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976. С. 296

[9] Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998. С. 41—48.

[10] Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 349-350.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.