Концепцией развития таможенных органов определены следующие проблемы, стоящие перед таможенным делом на сегодняшний день:
· недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. острыми проблемами в работе таможенных органов российской федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
· не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.
· не развита система информирования таможенных органов российской федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.
· таможенные органы российской федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории российской федерации (контроль на основе методов аудита).
· недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной, деятельности таможенных органов российской федерации.
· остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов российской федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
· не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов российской федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.
· оплата труда должностных лиц таможенных органов российской федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.
· остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации.
Таким образом, мы видим, что проблемы, возникающие при управлении таможенным делом, проистекают из 2 основных источников: особенностей объекта управления и его исторического развития.
К особенностям объекта управления мы отнесли его сферу – государственное управление – и его структуру – множество составляющих элементов, объединенных сложной системой взаимосвязей.
Область государственного управления предъявляет свои требования при реализации принципов и, особенно, методов управления. Так, явно превалируют административные методы, применение экономических методов управления в таможенных органах строго ограничено рамками законодательства о государственной службе, бюджетом, при реализации социально-психологических методов недопустимо применение неформальных методов.
Кроме того, как уже отмечалось, государственное управление исключает заинтересованность субъекта управления в результатах деятельности объекта управления, так как субъект управления не является собственником объекта. Данное обстоятельство приводит к инертности системы и трудностям с оценкой ее эффективности.
Сложная организация таможенного дела диктует необходимость создания громоздкой системы управления. Это обстоятельство в сочетании с принципом системности и комплексности требует учета большого количества факторов при выработке управленческих решений и разработки обширных комплексов мер.
Наряду с этим, данная особенность объекта управления определяет необходимость дифференцированно подходить к реализации того или иного принципа и метода управления в отношении каждого из элементов объекта управления.
Рассматривая исторический аспект в управлении таможенным делом, необходимо отметить, что не смотря на многовековую историю развития таможенного дела в России, фактически после распада СССР таможенную систему пришлось отстраивать с нуля. Такое положение привело к тому, что по целому ряду моментов Россия отстает в области таможенного дела от своих зарубежных партнеров. Так, значительное отставание наблюдается в применении методов на основе информационных технологий.
Одной из основных проблем управления таможенным делом, на которой основывается сама сущность управления, это оценка результатов управления, соотнесение их с затратами и, соответственно, определение эффективности реализации тех или иных мер.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем заключить, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.
Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.
Изучив процесс управления таможенным делом, мы можем заключить, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле сегодня. Также, помимо общих принципов управления, мы выделили частные, характерные для таможенного дела.
Кроме того, мы отметили, что особенности таможенного дела, как объекта управления, порождают ряд проблем, в частности, связанных с реализацией принципов и методов управления таможенным делом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.