( И. М. Марковская)
В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей дошкольников содержит 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2-я шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.
4-я шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: тревожность за ребенка. Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.
8-я шкала: непоследовательность-последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. д.
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
По результатам, проведенным в обеих группах испытуемых:
Таблица 4
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей
№ | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | |
1 | 77 | 13 | 60 | 25 | 54 | 37 | 54 | 49 | 48 | 290 |
2 | 61 | 14 | 46 | 26 | 33 | 38 | 35 | 50 | 42 | 217 |
3 | 28 | 15 | 60 | 27 | 44 | 39 | 32 | 51 | 84 | 262,5 |
4 | 33 | 16 | 69 | 28 | 69 | 40 | 82 | 52 | 24 | |
5 | 79 | 17 | 108 | 29 | 90 | 41 | 37 | 53 | 90 | 404 |
6 | 78 | 18 | 56 | 30 | 75 | 42 | 64 | 54 | 44 | 318 |
7 | 73 | 19 | 72 | 31 | 58 | 43 | 64 | 55 | 52 | |
8 | 80 | 20 | 82 | 32 | 77 | 44 | 94 | 56 | 79 | 412 |
9 | 43 | 21 | 50 | 33 | 48 | 45 | 81 | 57 | 57 | 279 |
10 | 78 | 22 | 71 | 34 | 68 | 46 | 73 | 58 | 75 | 365 |
11 | 41 | 23 | 44 | 35 | 37 | 47 | 29 | 59 | 33 | 184 |
12 | 65 | 24 | 89 | 36 | 85 | 48 | 69 | 60 | 78 | 386 |
Таблица 5
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из неполных семей
№ | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | № | Баллы | |
1 | 87 | 13 | 72 | 25 | 52 | 37 | 53 | 49 | 50 | 314 |
2 | 66 | 14 | 53 | 26 | 33 | 38 | 41 | 50 | 51 | 244 |
3 | 31 | 15 | 61 | 27 | 43 | 39 | 36 | 51 | 84 | 274 |
4 | 37 | 16 | 73 | 28 | 69 | 40 | 84 | 52 | 30 | |
5 | 80 | 17 | 89 | 29 | 92 | 41 | 44 | 53 | 88 | 393 |
6 | 92 | 18 | 66 | 30 | 77 | 42 | 68 | 54 | 43 | 355,5 |
7 | 87 | 19 | 86 | 31 | 67 | 43 | 74 | 55 | 51 | |
8 | 84 | 20 | 85 | 32 | 71 | 44 | 89 | 56 | 77 | 406 |
9 | 47 | 21 | 59 | 33 | 51 | 45 | 87 | 57 | 56 | 300 |
10 | 92 | 22 | 85 | 34 | 80 | 46 | 85 | 58 | 81 | 423 |
11 | 40 | 23 | 43 | 35 | 45 | 47 | 32 | 59 | 42 | 202 |
12 | 70 | 24 | 92 | 36 | 84 | 48 | 84 | 60 | 80 | 410 |
Вследствие этого можно сделать следующие выводы:
1. Дети из полных семей уравновешеннее и спокойнее, нежели дети из неполных семей. Это говорит о том, что ребенок тяжело переносит травму утраты дорогого для него человека, а так как это еще ребенок он не может в полной мере контролировать свои эмоции;
2. Дети из полных семей более раскрепощенные, по сравнению с детьми из неполных семей. Такое возможно вследствие развития комплексов в связи с неполнотой семьи;
3. Дети из неполных семей тянутся к маме, так как именно она для них сейчас самый близкий и родной человек. Для ребенка важно как можно больше времени проводить с ней, ведь именно она заменяет ему папу.
Заключение
Изучение отношения родителей к детям из неполных семей не выявило значимых различий с родителями из полных семей. То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
Выдвинутая гипотеза не подтвердилась:
По результатам исследования детско-родительских отношений в неполных семьях можно говорить о том, что родители относятся положительно к своему ребенку. Они принимают детей такими, какие они есть, признают их индивидуальность. Но в тоже время они могут применять наказания при непослушании. Они высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, возможно даже больше родителей детей из полных семей. Родители детей из неполных семей не устанавливают дистанцию между собой и ребенком, они стараются быть ближе к нему (ведь именно это ребенку так необходимо). В таких семьях неудачи ребенка считаются случайными, родители ребенка верят в высокие возможности своего ребенка.
Подобными же были результаты исследования родителей детей из полных семей. Родители положительно относятся к своим детям. Воспринимают их такими, какие они есть. Они уважают и признают индивидуальность детей, одобряют их интересы, проводят с ними по возможности больше времени. Родители высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Они не устанавливают границы между собой и ребенком. Стараются удовлетворять его разумные потребности. Также как и родители детей из неполных семей неудачи ребенка они считают случайными и верят в его силы.
Родители всех испытуемых относятся к детям положительно, стараются быть эмоционально близкими, заботятся о них.
Отношение к детям из полных и неполных семей в целом одинаково, но в полных семьях контроль выше. Это может быть связано с тем, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными.
Список литературы:
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.
2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
3. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. — М., 1998.
4. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000.
5. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С 35.
6. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев. 1990 – С 7.
7. Григорьева Е. Дети после развода//Семья и школа. 1995.
8. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. — М., 1995.
9. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
10. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1988.
11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
12. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
13. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
14. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989 – С 70.
15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., 1990.
16. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999.
17. Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.
18. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.
19. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М., 1989.
20. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. № 9.
21. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995.
22. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми. — Кишинев, 1993.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 430.