Дипломная работа
на тему:
Исследование феномена благотворительности в истории России
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности, представляющей крупное общественное явление.
Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.
Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не сложились в стране. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.
Актуальность темы исследования проводимого в данной курсовой работе так же состоит в том, что благотворительность во все времена и при всех экономических формациях была сложным человеческим действием, мотивация которого обусловливалась социальными и психологическими факторами. С одной стороны, призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении государства. С другой - существование определенного «неблагополучного» социального слоя обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание и побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия.
«Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Определение, предложенное Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона, содержит в себе указание на то, что, во - первых, благотворительность является отношением между имущим и неимущим, во - вторых, и мы подчеркиваем данное положение, это отношение является ролевым, так как оно предписано институтом нравственности.
В советский период для научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности (бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий). Этот запрет действовал с середины 1930-х гг. до середины 1980-х гг. В процессе трансформации российского общества, начавшемся в конце 1980-х гг., изучение благотворительности становится весьма актуальным. Оно позволяет зафиксировать прерывность и непрерывность в развитии социальных процессов, проанализировать роль в нем исторических обстоятельств.
В настоящее время исследование благотворительности составляет объект многих научных дисциплин: истории, философии, этики, социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции. Очень полезным, дающим представление о современном изучении благотворительности, стало издание сборника «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001» («Лики России», С-Пб., 2001). В объемном издании была предоставлена возможность высказаться практически всем, занимающимся проблемами благотворительности: от представителей академической науки до практиков, впервые обобщивших свой опыт.
Обзор публикаций на тему благотворительности дает основание утверждать, что хотя количество исследований увеличилось, все еще практически нет работ, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов. Благотворительность рассматривается с исторической, этической, юридической, философской и других сторон, но очень мало исследований, выходящих на обобщенный социологический результат и формулирующих конкретные рекомендации.
Актуальность социологического рассмотрения темы, на мой взгляд, состоит:
а) в рассмотрении благотворительности как ролевого взаимодействия, в котором проявляется особое содержание отношений между благотворителем и принимающим его помощь;
б) в анализе благотворительности как социально-ролевого взаимодействия, складывающегося между группами в социальной структуре общества;
в) в позиционировании каждой из сторон - дающей и принимающей - по отношению друг к другу;
г) в характеристике благотворительности как отношений, имеющих конкретное институциональное - нравственное, правовое оформление;
д) в изучении благотворительности как динамичных, развивающихся и изменяющихся отношений, проявляющих меру развития гражданского общества в исторически определенной социальной системе. Все выделенные аспекты социологического исследования связаны между собой.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой социологического исследования благотворительности явились труды зарубежных и отечественных философов, историков, культурологов и социологов.
Наибольшее влияние на становление концепции данной курсовой работы оказали труды А.Аронова, Н.Бердяева, А.Боханова, М.Вебера, Ю.Вишневского, П.Власова, М.Гавлина, Ф.Гегеля, Э.Гидденса, И.Городецкой, И.Гофмана, Е.Заборовой, В.Ключевского, Дж.Г.Мида, Г.Орлова, Т.Парсонса, Е.Хорьковой, В.Шапко.
Мы подчеркиваем, что тема благотворительности привлекала чрезвычайно широкий круг исследователей. Но аспект, рассматриваемый в диссертации, не имеет четко выявляемой академической традиции.
Методологические основы исследования. Написание данной дипломной работы осуществлено на основе методологии социологии, сложившейся в конце XX века. Ее отличительной чертой является признание дуальности социального развития, в котором происходит взаимодействие личности и социальной структуры. В переходные периоды, протекающие в современных ритмах исторических изменений, данная закономерность не только складывается, но и эмпирически фиксируется. Последнее обстоятельство обусловило еще одну отличительную особенность «неклассической» социологии: единство эмпирического и теоретического анализа изучаемых социальных феноменов.
Работа также базируется на общенаучных принципах анализа: развития, историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценностные ориентации
Объектом исследования выступает благотворительность как процесс развития отношений между государством, социальными институтами и гражданами, с одной стороны, и между социальными группами, с другой.
Предметом исследования является функционирование благотворительности в качестве социально — ролевого взаимодействия. Выбор предмета обусловлен тем соображением, что период диссертационного исследования пришелся на этап т.н. «социального транзита» в российской истории. Это означает, что благотворительность проявилась в этих условиях не столько в форме отношения между социальными группами, которые просто еще не сложились, сколько в форме личностного выбора состоятельных людей, принявших на себя гражданскую ответственность за состояние культуры в переходное для общества время. Таким образом, предметом непосредственного изучения стала мотивация выбора и социально - ролевое оформление благотворительности.
Цель данной курсовой работы: исследование феномена благотворительности в истории России как социально - ролевого взаимодействия на основе единства методологического, теоретического и эмпирического анализа.
Задачи работы:
а) определение и аргументация методологии исследования благотворительности как социально - ролевого взаимодействия;
б) выявление исторической (вертикальной и горизонтальной) преемственности в развитии благотворительности в России;
в) рассмотрение социально - ролевой представленности в российской благотворительности;
г) исследование корпоративной благотворительности;
д) построение типов мотивации благотворительной деятельности на материалах проведенного автором опроса;
е) анализ эволюции отношений благотворительности в период российской трансформации.
Практическая значимость исследования, проводимого в данной курсовой работе состоит в том, что благотворительность вернула себе социально-историческую значимость и стала важной составляющей общественных отношений современного российского общества. Фактически вся социальная сфера в большей или меньшей степени в настоящее время связана с благотворительностью. Кроме того, владение методологией анализа социально-ролевого взаимодействия, понимание психологических рычагов воздействия на бизнес будет способствовать вовлечению в круг благотворителей более широкого числа предпринимателей, бизнесменов, частных лиц. Отношение «субъект-объект» в благотворительности является очень деликатной областью человеческого общения. Обе стороны взаимодействия в результате должны получить максимальное удовлетворение от сотрудничества, своеобразный партнерский вектор в будущее. Это тем более важно, что государство пока не ставит своей задачей определить более четко направление социальной поддержки и социального развития общества. Поэтому, бизнес, сотрудничая с социальной сферой, становясь социально-ответственным, занимаясь благотворительной деятельностью, начинает влиять на расширение гражданских свобод в обществе, вовлекается в процесс формирования гражданского общества, способствует возникновению в нем большей доверительности и открытости.
Структура дипломной работы - данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.Благотворительность является социально - ролевым взаимодействием, содержание которого определяется типом социально - экономической системы и характером отношений между государством и гражданским обществом, складывающимся в этой системе.
2.Благотворительность в дореволюционной истории России обрела социальную специфику, которая сформировала особый патриархатный характер ролевых отношений между субъектом благотворительности (благотворителями) и объектом благотворительности, т.е. теми, кто нуждался и принимал их поддержку.
З.В России, трансформирующейся после 1985 года, складываются новые отношения благотворительности, в которых соединяются возрождаемые национальные традиции и технологии, заимствованные с рыночного Запада. Этот синтез, обеспечиваемый законами преемственности, обусловливает сосуществование и партнерство в благотворительной деятельности носителей различных ролевых установок.
4.Эволюция благотворительности может быть представлена как развитие социально - ролевого взаимодействия, в котором изменяется ролевая представленность носителей рассматриваемого отношения.
Процессы, происходящие в современной России — расслоение общества, обнищание значительной массы населения — заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.
В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.
Современное постсоветское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность.
Исследование культурологического аспекта феномена «благотворительность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.
В сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных и культурных проблем.
Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответствии с существующим социумом, благотворительность, тем не менее, сохраняет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценностью общества, инструментом решения конкретных задач.
Исследование благотворительности с точки зрения культурологического знания, анализ новых интересных форм взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.
Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.
Проведенный исторический анализ позволил мне сделать вывод, что социально-ролевое взаимодействие в отношениях благотворительности имеет общечеловеческое, социально-экономическое и личностное (особое) содержание, помог глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.
2. Комментарии к Федеральному закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г.
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 3. Т. 26. 27469. Например, Декрет СНК от 20. 02. 20 об упразднении Союза инвададов войны и труда — СУ. 1920. № 11. Ст. 72; Постановление Наркомата Государственного Призрения от 12.12.1917 г. - СУ. 1917. № 11. Ст. 165; а также СУ. 1918. № 13. ст. 193. № 16. Ст. 28 и 227; № 56. Ст. 688
4. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987 г.
5. Антология социальной работы. ТТ.1-3. М. Сварогъ. 1994-95 г.
6. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. Москва.1995 г.
7. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (Из истории российского благотворения)// Российский журнал социальной работы. 1995. N 1.
8. Благотворительность в России. СПб., 1907 г.
9. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001 «Лики России», С-Пб., 2007.
10. Благотворительные учреждения Российской империи. Т. II. СПб. – 1900 г.
11. Боханов. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
12. Бурышкин П.А.. Москва купеческая, М.; 1991г.
13. Веснин В.Р. Менеджмент. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г.
14. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма//М.Вебер. Избранные произведения. М. 1990 г.
15. Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го – начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2007 г.
16. Георгиевский П. Организация частной благотворительности // Вестник благотворительности. 1897. 6. С. 57; Максимов Е. Д. Указ. соч. С. 51. Власов П. Указ. соч.
17. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2007 г.
18. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2007 г.
19. Деревягина Т.Г. Благотворительные организации: опыт прошлого//Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Москва - Ставрополь, 1998. С. 68; ГАКО, ф. 24, оп. 1. д. 43, л.
20. Думова Н.Г. Московские меценаты. М.; 1992 г.
21. Жуков Г.В. Благотворительность в культуре и её формы. / Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрег. науч. - практич. конф. аспирантов и молодых ученых. - Краснодар, 2007 г.
22. Жуков Г.В. Благотворительность как черта менталитета российского народа. / Материалы 2-х Кайгородовских чтений.-Краснодар, 2008 г.
23. Жуков Г.В. Благотворительность как феномен культуры. / Транснациональные проблемы культуры XXI века. Всероссийская науч. - практич. конф. - Краснодар, 2008 г.
24. Жуков Г.В.Функции благотворительности и их характеристика. / Развитие социально-культурной сферы. Региональная науч. - практич. конф. молодых ученых. - Краснодар, 2008 г.
25. Журнал «Меценат» № 1, 2008."Еще немного и мы преодолеем скользкий путь от гангстеров до филантропов".
26. Журнал «Меценат» №9, 2008. «Социальный портрет современного предпринимателя».
27. Ильинский К. Частные общества. Рига, б. г. С. 372; Вестник благотворительности. 1897. 9. С. 4. Ильинский К. Указ. соч. С. 372. Ильинский К. Указ. соч.
28. “ Исторические портреты.”, В.О. Ключевский, М., “Правда”, 1990 г.
29. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», 1997г.
30. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства.// Общество и экономика, 2007, № 9-10.
31. Коржихина Т.П.История государственных учреждений СССР.М., 1986 г
32. Ленинские декреты о социальном обеспечении. -М., 1972 г.
33. Максимов Е.Д. Очерки частной благотворительности в России, «Трудовая помошь». 1897. 2. С. 212. Ильинский К. Указ. соч.
34. Материалы Егорьевского Исторического и краеведческого музея. Ленинские декреты о социальном обеспечении. - М., 1972 г.
35. Мескон М., Альберт М., Хедоуи Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000 г.
36. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.
37. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. – Основы курса истории России: Учеб. Пособие. – М.: Простор, 1997 г.
38. ”Отечественная история ХХ век”, М., ”Агар”, 1997г.
39. Примерный устав общества пособия бедным — утвержден МВД 16 июня 18 97 года. № 17. Благотворительные учреждения Российской Империи. Т. 1. С. 18.
40. Россохина В.П. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.
41. Свод законов Российской Империи. 1892 г.
42. Словарь юридических и государственных наук / Под ред. А. Ф. Волкова и Ю. Д. Филиппова. Т. 1. С. 1019. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. 1873 г.
43. Смирнов В.И. – Мы – егорьевцы, - М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999 год.
44. «Социальная защита» № 1, 1995 г.
45. «Социальная защита» № 2, 1995 г
46. Сорвина А.С., Фирсов М.В. Учебно-методические материалы по курсу "История социальной работы в России". М. МГСУ. 1995 г.
47. Теория и методика социальной работы. ТТ.1-2. М. Союз. 1994 г.
48. Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995 г.
49. Фирсов М.В., Федоров Е.С. «Антология социальной работы», М., ”Сварогъ-НВФ СПТ”, 1994 г.
50. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995 г.
51. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995 г.
[1] ”Отечественная история ХХ век”, М. , ”Агар”, 1997г.
[2] “ Исторические портреты.”, В. О. Ключевский, М ., “Правда”, 1990 г.
[3] ”Отечественная история ХХ век”, М. , ”Агар”, 1997г
[4] ”Отечественная история ХХ век”, М. , ”Агар”, 1997г
[5] Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го – начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2007 г.
[6] Жуков Г.В. Благотворительность в культуре и её формы. / Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрег. науч. - практич. конф. аспирантов и молодых ученых. - Краснодар, 2007 г
[7] Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995 г.
[8] Жуков Г.В. Благотворительность в культуре и её формы. / Российская культура XXI века глазами молодых ученых. Материалы межрег. науч. - практич. конф. аспирантов и молодых ученых. - Краснодар, 2007 г
[9] Теория и практика социальной работы. Саратов. ПФ РУЦ. 1995 г.
[10] ”Отечественная история ХХ век”, М. , ”Агар”, 1997г
[11]Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. – Основы курса истории России: Учеб. Пособие. – М.: Простор, 1997 г.
[12] Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. – Основы курса истории России: Учеб. Пособие. – М.: Простор, 1997 г.
[13] ”Отечественная история ХХ век”, М. , ”Агар”, 1997г
[14] Фирсов М. В., Федоров Е. С. «Антология социальной работы», М.,”Сварогъ-НВФ СПТ”, 1994 г.
[15] Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство// История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина 19-го – начало 20-го вв.М.: РОССПЭН, 2000 г.
[16] Фирсов М. В., Федоров Е. С. «Антология социальной работы», М.,”Сварогъ-НВФ СПТ”, 1994 г.
[17] Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995 г
[18] Журнал «Меценат» №9, 2003. «Социальный портрет современного предпринимателя».
[19] Журнал «Меценат» №9, 2003. «Социальный портрет современного предпринимателя».
[20] Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности// Российский журнал социальной работы. N 2. 1995 г
[21] Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М. Институт социальной работы. 1995 г.
Дипломная работа
на тему:
Исследование феномена благотворительности в истории России
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности, представляющей крупное общественное явление.
Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.
Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной социальной политики, пока еще не сложились в стране. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.
Актуальность темы исследования проводимого в данной курсовой работе так же состоит в том, что благотворительность во все времена и при всех экономических формациях была сложным человеческим действием, мотивация которого обусловливалась социальными и психологическими факторами. С одной стороны, призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении государства. С другой - существование определенного «неблагополучного» социального слоя обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание и побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия.
«Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Определение, предложенное Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона, содержит в себе указание на то, что, во - первых, благотворительность является отношением между имущим и неимущим, во - вторых, и мы подчеркиваем данное положение, это отношение является ролевым, так как оно предписано институтом нравственности.
В советский период для научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности (бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий). Этот запрет действовал с середины 1930-х гг. до середины 1980-х гг. В процессе трансформации российского общества, начавшемся в конце 1980-х гг., изучение благотворительности становится весьма актуальным. Оно позволяет зафиксировать прерывность и непрерывность в развитии социальных процессов, проанализировать роль в нем исторических обстоятельств.
В настоящее время исследование благотворительности составляет объект многих научных дисциплин: истории, философии, этики, социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции. Очень полезным, дающим представление о современном изучении благотворительности, стало издание сборника «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001» («Лики России», С-Пб., 2001). В объемном издании была предоставлена возможность высказаться практически всем, занимающимся проблемами благотворительности: от представителей академической науки до практиков, впервые обобщивших свой опыт.
Обзор публикаций на тему благотворительности дает основание утверждать, что хотя количество исследований увеличилось, все еще практически нет работ, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов. Благотворительность рассматривается с исторической, этической, юридической, философской и других сторон, но очень мало исследований, выходящих на обобщенный социологический результат и формулирующих конкретные рекомендации.
Актуальность социологического рассмотрения темы, на мой взгляд, состоит:
а) в рассмотрении благотворительности как ролевого взаимодействия, в котором проявляется особое содержание отношений между благотворителем и принимающим его помощь;
б) в анализе благотворительности как социально-ролевого взаимодействия, складывающегося между группами в социальной структуре общества;
в) в позиционировании каждой из сторон - дающей и принимающей - по отношению друг к другу;
г) в характеристике благотворительности как отношений, имеющих конкретное институциональное - нравственное, правовое оформление;
д) в изучении благотворительности как динамичных, развивающихся и изменяющихся отношений, проявляющих меру развития гражданского общества в исторически определенной социальной системе. Все выделенные аспекты социологического исследования связаны между собой.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой социологического исследования благотворительности явились труды зарубежных и отечественных философов, историков, культурологов и социологов.
Наибольшее влияние на становление концепции данной курсовой работы оказали труды А.Аронова, Н.Бердяева, А.Боханова, М.Вебера, Ю.Вишневского, П.Власова, М.Гавлина, Ф.Гегеля, Э.Гидденса, И.Городецкой, И.Гофмана, Е.Заборовой, В.Ключевского, Дж.Г.Мида, Г.Орлова, Т.Парсонса, Е.Хорьковой, В.Шапко.
Мы подчеркиваем, что тема благотворительности привлекала чрезвычайно широкий круг исследователей. Но аспект, рассматриваемый в диссертации, не имеет четко выявляемой академической традиции.
Методологические основы исследования. Написание данной дипломной работы осуществлено на основе методологии социологии, сложившейся в конце XX века. Ее отличительной чертой является признание дуальности социального развития, в котором происходит взаимодействие личности и социальной структуры. В переходные периоды, протекающие в современных ритмах исторических изменений, данная закономерность не только складывается, но и эмпирически фиксируется. Последнее обстоятельство обусловило еще одну отличительную особенность «неклассической» социологии: единство эмпирического и теоретического анализа изучаемых социальных феноменов.
Работа также базируется на общенаучных принципах анализа: развития, историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценностные ориентации
Объектом исследования выступает благотворительность как процесс развития отношений между государством, социальными институтами и гражданами, с одной стороны, и между социальными группами, с другой.
Предметом исследования является функционирование благотворительности в качестве социально — ролевого взаимодействия. Выбор предмета обусловлен тем соображением, что период диссертационного исследования пришелся на этап т.н. «социального транзита» в российской истории. Это означает, что благотворительность проявилась в этих условиях не столько в форме отношения между социальными группами, которые просто еще не сложились, сколько в форме личностного выбора состоятельных людей, принявших на себя гражданскую ответственность за состояние культуры в переходное для общества время. Таким образом, предметом непосредственного изучения стала мотивация выбора и социально - ролевое оформление благотворительности.
Цель данной курсовой работы: исследование феномена благотворительности в истории России как социально - ролевого взаимодействия на основе единства методологического, теоретического и эмпирического анализа.
Задачи работы:
а) определение и аргументация методологии исследования благотворительности как социально - ролевого взаимодействия;
б) выявление исторической (вертикальной и горизонтальной) преемственности в развитии благотворительности в России;
в) рассмотрение социально - ролевой представленности в российской благотворительности;
г) исследование корпоративной благотворительности;
д) построение типов мотивации благотворительной деятельности на материалах проведенного автором опроса;
е) анализ эволюции отношений благотворительности в период российской трансформации.
Практическая значимость исследования, проводимого в данной курсовой работе состоит в том, что благотворительность вернула себе социально-историческую значимость и стала важной составляющей общественных отношений современного российского общества. Фактически вся социальная сфера в большей или меньшей степени в настоящее время связана с благотворительностью. Кроме того, владение методологией анализа социально-ролевого взаимодействия, понимание психологических рычагов воздействия на бизнес будет способствовать вовлечению в круг благотворителей более широкого числа предпринимателей, бизнесменов, частных лиц. Отношение «субъект-объект» в благотворительности является очень деликатной областью человеческого общения. Обе стороны взаимодействия в результате должны получить максимальное удовлетворение от сотрудничества, своеобразный партнерский вектор в будущее. Это тем более важно, что государство пока не ставит своей задачей определить более четко направление социальной поддержки и социального развития общества. Поэтому, бизнес, сотрудничая с социальной сферой, становясь социально-ответственным, занимаясь благотворительной деятельностью, начинает влиять на расширение гражданских свобод в обществе, вовлекается в процесс формирования гражданского общества, способствует возникновению в нем большей доверительности и открытости.
Структура дипломной работы - данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.