Содержание
Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция – это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права.
Значение конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа.
Конституции подстраивались под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования.
Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Конституция РФ является ядром правовой системы Российской Федерации, основным источником всех отраслей права и в первую очередь основанием отрасти «Конституционное право».
В качестве предмета регулирования Конституция РФ выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства устройства государства и организации государственной власти имеющее огромное значение для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.
Конституция Российской Федерации и конституционное право - это отрасль российского права представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Так же актуальным является вопрос о поправках в конституцию. В связи с недавно внесенными поправками об изменении сроков полномочия Президента РФ и Государственной Думы РФ. Срок исполнения полномочий которых увеличен на один год, Президента на два года.
Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Структура данной дипломной работы состоит из введения, где рассматривается актуальность темы, ставится цель и задачи.
Первая глава содержит вопрос о Конституции РФ: понятие конституции, основные черты и истории её становления с первой конституции 1918 года.
Во второй главе рассматривается вопрос о Конституции РФ как источнике отрасли государственного права, рассматриваются виды конституций, юридические свойства, сущность, структура и функции.
В третьей главе будет рассматриваться вопрос о порядке внесения поправок в конституцию и её изменении.
В заключении подводятся итоги и выводы проделанной работы, и краткие рекомендации. В списке использованных источников содержится перечень литературы: нормативно-правовых актов, журнальных статей и учебный пособий, которые были использованы при работе над данной дипломной работой.
Понятие конституции
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства[38].
Конституция (от латинского constitutio – устанавливаю, учреждаю) - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную[39].
Термин «конституция» - употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция – фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая – особого рода юридический документ[40].
Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция – система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе закреплены эти нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок которых отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.)[41] Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами[42]. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства[43]. При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство". [44]
Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.
Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов[45].
Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.[46]
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.
Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью[47]. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности[48]. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти (Конституция РФ).
Конституция РФ – важнейший юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе российского демократического государства.
Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина[49].
Сущность Конституции
Если право призвано выражать компромисс разных общественных сил, государства и общества, то, в первую очередь, эту задачу решают конституционные акты, поскольку именно в них сфокусированы главные интересы разных общественных групп, отдельных людей. Конституция в идеале есть средство выражения ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинств, отдельных классов и слоев общества.
Сила Конституции в обеспечении хотя бы минимального баланса всех групп общественных запросов, такого баланса, который, даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. В этом и заключена глубинная сущность Конституции[60].
Сущность Конституции проявляется через ее функции, в числе которых, на наш взгляд, следует назвать:
· учредительную;
· регулятивную;
· духовно-мировоззренческую;
· обеспечения общественной устойчивости;
· соединения традиций и модернизации;
· стратегического целеполагания;
· систематизации законодательства, права[61].
Конституция является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предмет конституционного регулирования - государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. В законодательстве есть множество актов, более объемных, чем Конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как она. Отношения, учреждаемые названными актами, производны от отношений, учреждаемых Конституцией. Поэтому Конституцию еще можно охарактеризовать как первичный учредительный акт[62].
Конституция не только учреждает общественные и государственные институты, но и регулирует их текущую деятельность с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Конституция обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование. В этой части она действует, как и другие нормативные правовые акты. Необычность регулятивной функции Конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, проявляется лишь в самом предмете регулирования: отношениях по отправлению верховной государственной власти, ограничению государственной власти и обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.
Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение - система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен занимать) в нем человек. Формой мировоззрения является идеология - система индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок (программ) по сохранению, изменению существующего общественного порядка, исходя из соответствующих интересов[63]. Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, Конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор. Скажем, российские Конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли построение вначале социалистического общества ("от каждого по способностям, каждому по труду"), затем коммунистического общества ("от каждого по способностям, каждому по потребностям")[64].
Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью Конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических, др. Конституция отвечает за юридическое освящение названных ценностей, придание им статуса непреложных начал, требующих к себе выспренного отношения.
Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она - средство обеспечения многолетней, многопоколенной преемственности в обществе, а значит - сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько людских поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которую им не дано менять и которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач. Это резко усиливает действенность Конституции[65].
Устойчивость общества нельзя отождествлять с застоем. Устойчивость не отрицает, более того, предполагает эволюционные перемены. Поэтому Конституция не может не решать проблему соотношения в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической (в самом широком смысле) преемственности и введения в социально-экономическую, политическую, духовную жизнь общества новых элементов, ценностей иных народов, культур, что делает конституционный процесс внутренне противоречивым. Необходим, следовательно, поиск путей, позволяющих обеспечить одновременно и историческое затвердение конституционного материала, и его непрерывное соответствие вечно изменяющейся общественно-политической практике.
Конституцию можно менять не за счет изменения ее текста, ее привычных и уже дошедших до людей формулировок, а за счет ее нового истолкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур[66].
Обращение к толкованию как способу совершенствования Конституции и органичного соединения в конституционном процессе устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без которых возможности правового толкования не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два.
Во-первых, в стране должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные противостоять превращению в серьезную угрозу для страны радикальных консерватизма и модернизации. Другими словами, необходимо складывание в обществе среднего класса, уравновешивающего иные общественные течения. А это уже проблема во многом социально-экономическая и глубже - цивилизационная[67].
Во-вторых, Конституция не должна содержать положения, выражающие узко групповые интересы отдельных слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узко групповая идеологическая и тому подобная нацеленность Конституции всегда будет побуждать конституционно "обделенные" группы к пересмотру ее положений. Поэтому конституционный текст должен вбирать в себя лишь те идеи и принципы, что принимаются или, по крайней мере, не отвергаются всеми общественными группами, способными влиять на выбор политического курса государства и общества[68].
Традиции и модернизация как обеспечиваемые правом ценности разводят Конституцию и обычное (текущее) законодательство. Конституция должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества. Обычное законодательство, наоборот, важно нацеливать на обеспечение необходимых изменений в допускаемых Конституцией пределах.
Конституция выполняет в обществе функцию стратегического целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция - та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций. Таким образом, Конституция - это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов[69].
Конституция - основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Конституция - это своеобразный поверочный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит усиливается системность права.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора[70]. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума[71].
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа[72]. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции[73].
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности[74].
Общедемократическая сущность Конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие[75].
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию" (Преамбула Конституции РФ).
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением -- учредительной властью[76]. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:
· в верховенстве конституции;
· в ее высшей юридической силе;
· в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
· в особой охране конституции;
· в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок[77].
Структура Конституции
Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта[78].
Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение её системы.
Система конституции - это обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система конституции - это способ организации заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.
Элементами системы конституции выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных структурных элементов конституции[79].
Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование.
Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.
Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства[80].
В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции[81].
На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.
Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав.
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.
Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.
Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.
Функции Конституции
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую[82].
Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма[83]. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права[84]. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью[85]. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.
Заключение
Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:
- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);
- легитимность (Конституция – это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);
- верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);
- прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);
- реальность (соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);
- наличие базовых, основных принципов(она определяет процесс правотворчества – устанавливает порядок и субъектов принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней);
- программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);
- стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);
- особая охрана (в ней задействована вся система государственных органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных правовых формах).
Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.
В заключение стоит отметить, что система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Собр. законодательства - 2009. - №4. - Ст.445.
2. О Конституционном суде Российской федерации: ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 05.02.2007 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2007. - №.7 - Ст.829.
3. О Правительстве РФ: ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп. От 30.12.2008 №8-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. – Ст.3.
4. О Судебной системе в РФ: ФКЗ от 31.12.1996 г. № 3-ФКЗ (с изм. и доп. от 28.04.2008 №2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008- №18. – Ст.1937.
5. О Референдуме РФ: ФКЗ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (с изм. и доп. от 24.04.2008 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №17. – Ст.1754.
6. О гражданстве РФ: ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. от 30.12.2008 № 301-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. – Ст.9
7. О воинской обязанности и военной службе в РФ: ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 № 1-ФЗ) // Собр. законодательства, - 2009. - №7. – Ст.769.
8. Об альтернативной гражданской службе: ФЗ от 25.07.2002 г. № 113-Ф№ (с изм. и доп. от 06.07.2006 № 104-ФЗ) // Рос. газета - 2006. – 1 июля.
9. Об образовании: ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп. от 01.12.2008) // Рос. газета - 2008. – 8 декабря.
10. О референдуме РСФСР: Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. № 241-1 // Рос. газета - 1990. - 2 декабря.
11. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 // Рос. газета – 2000. – 15 мая.
12. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 // Рос. газета - 1993. – 20 октября.
13. О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 г.: Указ Президента РФ от 19 октября 1993 года № 1661 // Рос. газета - 1993. – 25 октября.
14. Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изм. и доп. от 28.01.2009 N 1643-5 ГД) // Рос. газета – 2009. – 30 января.
15. Регламент Совета Федерации: Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 33-СФ (с изм. и доп. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ) // Рос. газета – 2009. – 21января.
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008 г. // Рос. газета - 2008. – 6 ноября.
Специальная литература:
1. Авакьян С.А.. Конституционное право России. В 2 т. – М.: Юристъ, 2007. - 784с. – Т.2.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: Сашко, 2000. – 220с.
3. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: Итоги развития // Констит. и муницип. право - 2008 - №23 – С.3-9.
4. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права -2003.- N 11. – С.43-54.
5. Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное конституционное обозрение - 2008 - №3- С.17-19.
6. Автономов А.С.. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – М.:ТК Велби, Проспект, 2003. - 400с.
7. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Констит. и муницип. право – 2008 - №22. – С.2-6.
8. Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2004. – 666с.
9. Афанасьева В.И. Манифест 1812 года — первый российский Закон об охране авторских прав // История государства и права – 2007 - №6. – С.14-15.
10. Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007. - 784с.
11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. - М.: Профобразование, 2003. – 896с.
12. Борисов А.Б.. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): С коммент. Констит. суда РФ. – М.: Книжный мир, 2009. - 272с.
13. Виноградов В. Конституция России: Взгляд 15 лет спустя // Сравнительное конституционное обозрение - 2008. - №3. – С.9-13.
14. Гаврилов А. В чем сила Основного Закона? // Рос. газета - 2003 – 29 августа.
15. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2002. - 416с.
16. Загоровская Т.В. Федерализм в России: Проблемы и перспективы развития // Констит. и муницип. право – 2008 - №14 – С.17-20.
17. Закатнова А. Баглай М. Конституция - рубашка на вырост // Рос. газете - 2003 - 3 октября.
18. Закатнова А. Конституция - это математика свободы. [Глава КС Валерий Зорькин считает, что менять Основной Закон нет необходимости] // Рос. газета - 2003 - 9 декабря.
19. Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] // Рос. газета - 2007 - 12 декабря.
20. Закатнова А. Праздники меняются, Конституция остается // Рос. газета – 2004 - 11 декабря.
21. Ильин А., Омельченко И. Конституция сената. [Совет Федерации одобрил поправки Дмитрия Медведева в Конституцию] // Рос. газета – 2008 - 27 ноября.
22. История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. – 528с.
23. Клеандрова В.М., Мулуняев Р.С. История государства и права России. – 2-е изд. / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, 2008. – 576с.
24. История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.И. – М.: Юристъ, 2004. – 544с. - ч.1.
25. История отечественного государства и права / Под ред. Чистякова О.И. – М.: Юристъ, 2004. – 544с. - ч.2.
26. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Хорошилова А.Н. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 344с.
27. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 2005. – 944с.
28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 608с.
29. Кокотов А.Н. Конституция и общество: баланс интересов // ЧиновникЪ – 2003 - №6 – С.15-21.
30. Комментарий к Конституции РФ 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. – М.: Юрайт-М, 2002. – 960с.
31. Габричидзе Б.Н., Ким-Кимен А.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право. – М.: Тк Велби, 2003. – 472с.
32. Конституционное право / Под ред. Жилина Г.А. – М.: Омега-Л, 2002. – 672с.
33. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.Л. и Энтина Л.М. – М.: Норма-Инфра-М, 2008. – 1056с.
34. Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С. Авсеенко В.И. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 768с.
35. Шульженко Ю.Л. Конституционное право России. Курс лекций. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 480с.
36. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. – М.: Институт права и публичной политики, 2005. – 670с.
37. Конституция Российской Федерации с коммент. Констит. суда РФ. – М.: Инфра-М, 2008. - 200с.
38. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. – М.: Городец, 2006. - 592с.
39. Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права - 2002 - N 7 – С.15-18.
40. Кравец И. А.Сущность конституций и конституционный процесс: Динамика социально-политического содержания российских конституций // Правоведение -2002. - № 2. - С. 43 - 57
41. Кузнецов И.Н. История государства и права России. – М.: Дашков и К, 2003. – 452с.
42. Кузьмин В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений в Конституцию] // Рос. газета - 2006 - 13 декабря.
43. Кузьмин В. Три возможности права. [В Кремле отметили юбилей Конституции] // Рос. газета – 2008 - 15 декабря.
44. Лассаль Ф. О сущности конституции. - СПб.: Питер, 1996. – 189с.
45. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Констит. и муницип. право – 2007 - №15 – С.14-20.
46. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реализации. – М.: Юристъ, 2002. – 310с.
47. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право – 2004. – N4. - С.21-24.
48. Матузов М.М., Малько В.К., Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – 512с.
49. Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] // Рос. газета – 2009 - 21 января.
50. Михайлов А. Лицо Конституции // Рос. газета – 2008 - 10 декабря.
51. Прудников А.С.. Конституционное право России. – М.: Юнити-Дана, 2007. - 768с.
52. Платковский В. В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. — 1995. — № 10.-С.5-9
53. Пленарное заседание Госдумы (комментарий) // КоммерсантЪ - 1994 — № 95(563). — 26 мая.
54. Результаты референдума 12 декабря 1993 по проекту Конституции Российской Федерации. — Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Рос. газета, 1993. – 25 декабря.
55. Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май – август 1993 г.) // Констит.и муницип. право – 2008 - №23 – С.10-18.
56. Собянин А.А., Суховольский В.Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 года и будущий федеральный закон о выборах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1994. — № 1. — С. 2—10.
57. Сергеев С.Г. Конституционное право России. – М.: Дашков и К, 2008. - 576с.
58. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 416с.
59. Статычнюк И. О некоторых противоречиях российской Конституции // Констит. и муницип. право – 2008 - №1. – С.8-9.
60. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Юристъ, 2005. – 220с.
61. Хропанюк А.И. Теория государства и права. – М.: Омега–Л, Интерстиль, 2003. – 382с.
62. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2002. - 622с.
63. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2008. - 448с.
64. Шаповал В.Н. Сравнительное конституционное право. – М.: Княгиня Ольга, 2007. - 416с.
65. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран. – М.: ПРИОР, 2008. - 192с.
66. Эбзеев В.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. – М.: Юристъ, 2005. – 120с.
67. Эриашвили Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. Лучина В.О., Василевича Г.А., Прудникова А.С.. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. – 687с.
68. Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы] // Рос. газета – 2008 - 3 декабря.
69. Яковлева Е. Право имею! [60 лет назад была принята Всеобщая декларация прав человека] // Рос. газета – 2008 - 10 декабря.
Материалы судебной практики:
1. Пост. Констит. Суда РФ от 31.10.1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Рос. газета – 1995 - 9 ноября.
2. Пост. Констит. Суда РФ от 28.11.1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Рос. газета – 1995. - 14 декабря.
3. Пост. Констит. Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания -- Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Рос. газета – 2004 – 29 июля.
4. Пост. Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.
5. Пост. Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.
[1] История государства и права России. – 2-е изд. / Под ред. Титова Ю.П.. - М., 2008. - С.183.
[2] История политических и правовых учений / Под общ. ред. Хорошилова А.Н.. – М., 2001. - С.278.
[3] Малахов В.П. История политических и правовых учений. – М., 2003. - С.357.
[4] История политических и правовых учений / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. – М., 2005 - С.553, 561.
[5] История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. - С.194.
[6] История отечественного государства и права ч. 1 - 3-е изд. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.362.
[7] История государства и права России – 2-е изд / Под ред. Титова Ю.П.. - М., 2008. - С.229.
[8] Афанасьева В.И. Манифест 1812 года — первый российский Закон об охране авторских прав // История государства и права – 2007. - № 6 – С.14-15.
[9] История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. - С.330-331.
[10] История политических и правовых учений / Под общ. ред. Нерсесянца В.С. – М. – 2005. С.820.
[11] Кузнецов И.Н. История государства и права России. – М., 2003. - С.221.
[12] История отечественного государства и права ч.2. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.59.
[13] История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. - С.333.
[14] История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. - М., 2008. - С.326-327.
[15] История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. - С.443.
[16] Кузнецов И.Н. История государства и права России. – М., 2003. - С.298.
[17] История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. – 2-е изд. М., 2008. - С.471.
[18] История отечественного государства и права ч.2 / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.430.
[19] История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. – 2-е изд. М., 2008. - С.473.
[20] История отечественного государства и права ч.2. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.491.
[21] История отечественного государства и права ч.2. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.430.
[22] История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. - М., 2008. - С.473.
[23] Кузнецов И.Н. История государства и права России. – М., 2003. - С.316.
[24] История государства и права России / Под ред. Чибиряева С.А. – М., 2001. - С.518.
[25] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М., 2000. - С.98.
[26] Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. – М., 2002. - С.76.
[27] Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май – август 1993 г.) // Констит. и муницип. право– 2008 - №23. – с.10-18.
[28] Результаты референдума 12 декабря 1993 по проекту Конституции Российской Федерации. — Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
[29] Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. — 1995. — № 10.- С.5-9.
[30] Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. Два проекта Конституции (май – август 1993 г.) // Констит. и муницип. право– 2008 - №23. – С.10-18.
[31] Собянин А.А., Суховольский В.Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 года и будущий федеральный закон о выборах // Констит. право: Восточноевропейское обозрение. — 1994. — № 1. — С. 2—10.
[32] Пленарное заседание Госдумы (комментарий) // КоммерсантЪ. — № 95. — 26.05.1994 года
[33] Филиппов М.Г. Воображая Фальсификации: Спор о Народном Волеизлеянии в 1993 году // Непрекосновенный Запас. — 2008. — 61.-С.13-16.
[34] Михайлов А. Лицо Конституции / Рос. газета – 2008 - 10 декабря.
[35] История отечественного государства и права ч.2. / Под ред. Чистякова О.И. – М., 2004. - С.493.
[36] История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. – 2-е изд. М., 2008. - С.538.
[37] Кузьмин В. Три возможности права. [В Кремле отметили юбилей Конституции] / Рос. газета. – 2008 - 15 декабря.
[38] Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное констит. обозрение - 2008 - № 3 – С.17-19.
[39] Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. – М., 2005. - С.91.
[40] Прудников А.С. Конституционное право России. – М., 2007. - С.70.
[41] Виноградов В. Конституция России: взгляд 15 лет спустя // Сравнительное конституционное обозрение - 2008 - № 3 – С.9-13.
[42] Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004. - С.25.
[43] Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб., 2002. - С.112.
[44] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М., 2007. - С.80.
[45] Гаврилов А. В чем сила Основного Закона? / Рос. газета, 2003 - 29 августа.
[46] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М., 2007. - С.85.
[47] Гаврилов А. В чем сила Основного Закона? / Рос. газета, 2003 - 29 августа. – с.3
[48] Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Констит. и муницип. право– 2008. - №22 – С.2-6.
[49] Закатнова А. Закон прав. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин о главном в Основном Законе / Рос. газета - 2008 - 12 декабря. – с.3
[50] Статычнюк И.О. некоторых противоречиях российской Конституции // Констит. и муницип. право – 2008 - №1. – С.8-9.
[51] Кравец А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права – 2002. - № 7. – С.15-18.
[52] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.96.
[53] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.96.
[54] Лассаль Ф. О сущности конституции. - СПб., 1996. - С. 45.
[55] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.96.
[56] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М., 2000. - С.124.
[57] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М., 2000. - С.156.
[58] Лассаль Ф. О сущности конституции. - СПб., 1996. - С.48.
[59] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.96.
[60] Статычнюк И. О некоторых противоречиях российской Конституции // Констит. и муницип. право – 2008 - №1 – С.8-9.
[61] Кокотов А.Н.. Конституция и общество: Баланс интересов // ЧиновникЪ - 2003 - №6 – С.15-21.
[62] Шульженко Ю.Л. Конституционное право России. Курс лекций. – М., 2007. - С.48.
[63] Кокотов А.Н. Конституция и общество: Баланс интересов // ЧиновникЪ – 2003. - №6– С.15-21.
[64] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. - С.49.
[65] Кокотов А.Н. Конституция и общество: Баланс интересов // ЧиновникЪ – 2003 - №6 – С.15-21.
[66] Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы ] / Рос. газета, 2008 - 3 декабря.
[67] Закатнова А. Конституция - это математика свободы. [Глава КС Валерий Зорькин считает, что менять Основной Закон нет необходимости] / Рос. газета, 2003 - 9 декабря.
[68] Михайлов А. Лицо Конституции / Рос. газета, 2008 - 10 декабря.
[69] Кокотов А.Н. Конституция и общество: Баланс интересов // ЧиновникЪ – 2003 - №6. – С.15-21.
[70] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 2003. - С.42.
[71] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2006. - С.72.
[72] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 2003. - С.44.
[73] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2002. - С.36.
[74] Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004. - С.32.
[75] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2006. - С.92.
[76] Арбузскин А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004. - С.32.
[77] Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 2. – М. 2005. - С.138.
[78] Шульженко Ю.Л. Конституционное право России. Курс лекций. – М., 2007. - С.43.
[79] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2006. - С.79.
[80] Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: Итоги развития // Констит. и муницип. право – 2008 - №23. – С.3-9.
[81] Загоровская Т.В. Федерализм в России: Проблемы и перспективы развития // Констит. и муницип. право – 2008 - №14 – С.17-20.
[82] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.86.
[83] Конституционное право зарубежных стран: Учебник. / Под общ. ред. Баглая М.В.,. Лейбо Ю.Л., Энтина Л.М. – М., 2008. - С.84.
[84] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2002. - С.37.
[85] Автономов А. Конституция как ценность // Сравнительное констит. обозрение - 2008 - №3 – С.17-19.
[86] Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января.
[87] Кузьмин В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений в Конституцию] / Рос. газета - 2006 - 13 декабря.
[88] Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января.
[89] Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: Проблемы и перспективы // Журнал рос. права - 2003 - N 11. – с.3-9.
[90] Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] / Рос. газета – 2007 - 12 декабря.
[91] Комментарий к Конституции РФ. - 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. – М., 2002. - С.211.
[92] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2006. - С.74.
[93] Конституционное право России \ Под ред. Прудникова А.С. Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.100.
[94] Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы] / Рос. газета – 2008 - 3 декабря.
[95] Румянцев О.Г. Состязательный конституционный процесс. [Два проекта Конституции (май – август 1993 г.)] // Констит. и муницип. право – 2008 - №23. – С.10-18.
[96] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Карповича В.Д. 2-е изд. доп. и перераб. – М., 2002. - С.943.
[97] Ильин А., Омельченко И. Конституция сената. [Совет Федерации одобрил поправки Дмитрия Медведева в Конституцию] / Рос. газета, 2008- 27 ноября.
[98] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. С.96.
[99] Конституционное право России / Под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – М., 2007. - С.100-103.
[100] Комментарий к Конституции РФ. - 2-е изд. доп. и перераб. / Под общ. ред. Карповича В.Д. – М., 2002. - С.946.
Содержание
Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция – это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права.
Значение конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа.
Конституции подстраивались под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования.
Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Конституция РФ является ядром правовой системы Российской Федерации, основным источником всех отраслей права и в первую очередь основанием отрасти «Конституционное право».
В качестве предмета регулирования Конституция РФ выступает как концентрированное внешнее выражение связи человека и государства устройства государства и организации государственной власти имеющее огромное значение для нормального существования этих отношений и требующее поэтому повышенного внимания со стороны конституционного права.
Конституция Российской Федерации и конституционное право - это отрасль российского права представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.
Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Так же актуальным является вопрос о поправках в конституцию. В связи с недавно внесенными поправками об изменении сроков полномочия Президента РФ и Государственной Думы РФ. Срок исполнения полномочий которых увеличен на один год, Президента на два года.
Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Структура данной дипломной работы состоит из введения, где рассматривается актуальность темы, ставится цель и задачи.
Первая глава содержит вопрос о Конституции РФ: понятие конституции, основные черты и истории её становления с первой конституции 1918 года.
Во второй главе рассматривается вопрос о Конституции РФ как источнике отрасли государственного права, рассматриваются виды конституций, юридические свойства, сущность, структура и функции.
В третьей главе будет рассматриваться вопрос о порядке внесения поправок в конституцию и её изменении.
В заключении подводятся итоги и выводы проделанной работы, и краткие рекомендации. В списке использованных источников содержится перечень литературы: нормативно-правовых актов, журнальных статей и учебный пособий, которые были использованы при работе над данной дипломной работой.
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.