Для достижения поставленной цели решались следующие задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 6

1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества». 6

1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. 14

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 20

1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеству детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 31

Выводы по первой главе. 38

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 40

2.1 Метод исследования. 40

2.2 Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 43

2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 52

Выводы по второй главе. 58

Заключение. 61

Список литературы. 64

 



Введение

 

Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».

Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. В результате чрезмерной опеки со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, равнодушие к окружающим, душевная черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу, школе и семье. Направленные на удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.

Проблемой духовно-нравственного воспитания нормально видящих детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие [3; 12; 14; 21; 26; 27; 39; 52; 57; 63; 64; 67]. Исследований, посвященных разработке принципов нравственного воспитания младших школьников с нарушениями зрения, очень мало. Эти вопросы в своих работах задевают А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.С. Выгодский, В.П. Ермаков [15; 16; 22; 35; 47; 56].

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется важностью развития духовно-нравственного воспитания школьников в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с нарушениями зрения.

Объект исследования – духовно-нравственные качества младших школьников с нарушениями зрения.

Предмет исследования – особенности духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Цель исследования – определить содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Выводы по первой главе

 

Проанализировав теоретические вопросы по проблеме коррекции духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение литературы по данной проблеме позволяет сформулировать следующие определения:

Мораль – совокупность норм, принципов и правил, предписываемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения.

Нравственность – способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми.

Духовность – внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам.

Таким образом, духовно-нравственные качества можно определить как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые, под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

2. Младший школьный возраст является сензитивным для накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта. В это время у детей формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, возникают относительно устойчивые формы поведения в деятельности. А также, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознание своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.

3. Любое нарушение зрительного анализатора, без своевременной коррекционно-педагогической помощи, отрицательно сказывается на развитии духовно-нравственных качеств ребенка. Наблюдается формирование таких негативных моральных качеств как: эгоцентричность, эгоизм, иждивенчество, отсутствие чувства долга и товарищества, упрямство, раздражительность, пессимизм, равнодушие к окружающим, душевная черствость и т.п. При этом формирование духовно-нравственных качеств не зависит от наличия или отсутствия зрительного дефекта, глубины и временем его наступления. Правильная организация воспитания и обучения позволяет избавиться от перечисленных негативных характеристик или не допустить их вообще.

 4. Наблюдая за проявлениями в поведении и рассуждениях младшего школьника нравственности, педагог может судить о том, насколько развита в ребенке духовность и какие моральные нормы были им усвоены. Соответственно, мы пришли к выводу, что коррекция духовно-нравственных качеств будет заключаться в привитии новых или по каким-либо причинам не усвоенных ребенком моральных норм, вызове гуманных чувств и эмоциональных переживаний с помощью разнообразных общепедагогических методов (рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример и др.), учитывающих особенности детей с различными нарушениями зрения.

 



Метод исследования

 

В настоящее время собран значительный материал по методам исследования духовно-нравственных качеств у младших школьников. Однако все предыдущие исследования были направлены на нормально видящих детей, особенности восприятия духовно-нравственных ценностей детьми с нарушениями зрения до сих пор не выявлены. Поэтому при выборе методики нашего исследования мы руководствовались необходимостью сравнительного анализа нравственного развития детей, принадлежащих различным группам по зрению.

Н.П. Шитякова [65, 5] все разработанные на настоящий момент методики по исследования нравственных качеств младших школьников разбивает на несколько групп:

1. Часть исследователей (Н.И. Монахов, М.И. Шилова, И.С. Хазова и др.) для определения уровня нравственной воспитанности предлагают набор нравственных качеств личности.

2.  Ряд исследователей (Л.И. Божович, З.И. Васильева, И.А. Каиров, Т.Е. Конникова, А.В. Зосимовский и др.) полагают, что самой существенной характеристикой нравственного развития личности является её направленность.

3. В качестве критерия нравственной воспитанности И.С. Марьенко, В.Я Яковлев, Н.Е. Щуркова и др. выделяют отношение школьников к обществу учению, труду, людям.

4. В. Аромавичуте, Б. Битинас и др. в качестве интегративного показателя предлагает нравственную позицию личности

5. Е.В. Бондаревская за критерий берет уровень нравственных чувств, отношений, способностей к морально-общественной регуляции, идейно-нравственных убеждений и морально-политического мировоззренния.

6. Б.Т. Лихачев, Т.Ф. Лысенко, Э.Р. Рахманов и др. предлагают изучать уровни нравственной воспитанности в деятельности и через сформированность отдельных сторон нравственного развития учащихся.

Согласно Л. Кольбергу [1] можно выделить три уровня нравственного развития человека:

1. Доморальный. На этом уровне развития нормы морали для ребёнка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений: чтобы избежать наказания или получить какую-нибудь награду за свои правильные действия.

2. Конвенциональная мораль. Ребенок стремится вести себя определённым образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимими для него людьми.

3. Автономная мораль. Моральные принципы и нормы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью.

По мнению психологов [64, 27], все дошкольники и большинство семилетних детей (70%) находятся на доморальном уровне развития, который сохраняется у части детей позже – у 30% в 10 лет и 10% - в 10-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Таким образом, наше исследование, проводимое в группах детей в возрасте 9-10 лет, может быть направлено на изучение только уровня сформированности нравственных понятий.

За основу исследования мы выбрали методику, предложенную в [58, 243] для детей дошкольного возраста. Методика заключается в проведении анкетирования, в ходе которого детям предлагается дать определения нескольким нравственным категориям. Мы переработали данную методику для детей младшего школьного возраста, усложнив некоторые из категорий и добавив новые. Кроме того, в виду невозможности проведения письменного анкетирования в группе слепых детей, мы заменили анкетирование устным опросом.

В начале работы предстояло ответить на вопрос о том, какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа и Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 11 категорий.

Эксперимент проводился на базе трёх школ: МОУСОШ №39, МКОУ IV вида №440, МСКОУ III-IV вида №127 города Челябинск. В исследовании принимали участие 25 учеников третьих классов: из них 11 человек, обучающихся в МОУСОШ, 11 человек, обучающихся в МКОУ IV вида и 3 человека, обучающихся по системе Брайля в МСКОУ III-IV вида.

Цель экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня знаний учащихся, принадлежащих разным группам по зрению, о содержании и функциях общечеловеческих норм жизнедеятельности.

Детям было предложено объяснить, что такое добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, приводя при этом примеры. Каждому ответу ребенка присваивался один из трех уровней осознанности:

1) первый уровень (+) – ребенок дает четкое и правильное объяснение изучаемому понятию, приводит корректные примеры.

2) второй уровень (–) – ребенок не может объяснить понятие или дает объяснение, которое не соответствует описываемому понятию, приводимые примеры не выражают суть понятия;

3) третий уровень (0) – отказ от ответа

Ответы детей оформляли в виде таблиц, анализ которых позволил определить общий уровень духовно-нравственного развития в каждом классе и выявить особенности духовно-нравственного развития у детей с нарушениями зрения.

 

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 4.

Таблица 5.

Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения

 

Поскольку проведенное нами исследование показало независимость формирования духовно-нравственных качеств от дефекта зрения, в работе со слабовидящими и слепыми детьми, педагогам необходимо руководствоваться, прежде всего, общими задачами нравственного воспитания, сформулированными в национальной доктрине образования РФ, которая призвана обеспечить:

–  историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальных культур, воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений и др. [30; 50].

Таким образом, исходя из поставленных задач, каждый учитель определяет основные направления работы с детьми на основе их социальных, этнических, культурных традиций. Когда же определена стратегия воспитания, тактика определяется учителем, школой. Какие формы, приемы использовать в организации воспитания, какое содержание вкладывать – все это личный выбор учителя.

Важно помнить: чтобы сформировать духовные, нравственные, моральные нормы поведения у школьников, общечеловеческие ценности и положительные черты характера, рядом с детьми должны быть взрослые, которые подошли бы к решению данной проблеме со всей серьезностью и ответственностью. Дети должны видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, видеть в них личностей, носителей высоких нравственных и духовных принципов.

Задачи повседневной важности для всех педагогов, воспитателей – нравственное воспитание молодого поколения. И одним из основополагающих педагогических принципов в системе воспитания детей является принцип духовности. Нужно учить детей гуманистическим способам освоения мира. Очеловечить процесс познания, поставить ученика в центр учебно-воспитательного процесса. Новой парадигмой образования следует считать личностно—ориентированный и индивидуальный подход [62, 3-5].

И.В. Павлов считает, что нормы, принципы и моральные идеалы выступают по отношению к людям, как предписание поведения. Руководство к действию. Однако отношение к ним у разных людей бывает разное. Одни воспринимают их как внешнюю, чуждую им силу приказа, другие следуют им добровольно, по убеждению, борются за их утверждение, рассматривая как цель и дело своей жизни [44].

Разные отношения людей к одним и тем же принципам, нормам поведения. Принятым в обществе, объясняется уровнем развития нравственного сознания школьника. Чтобы формирование нравственных качеств шло успешно, педагогу следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, он должен проводить воспитательную работу, начатую на уроке, и во внеклассной работе, где продолжается приобретение учащимися знаний о нравственном поведении. Для этого используются различные формы нравственного просвещения: лекции, беседы, диспуты, рассказы, обсуждения книг и др., на которых обсуждаются различные вопросы.

Важно, чтобы нравственное воспитание не превращалось в сухие, надоедливые нравоучения, типа «… должен», «… обязан» и т.п., которые не имеют ничего общего с формами убеждения школьника. Нужно пробуждать у школьников высокую активность, вызывать оживленный обмен мнениями, заставлять их самих задумываться над вопросами морали. Выводы о нормах морали, о том или ином поступке школьники должны сделать сами, но под направляющим воздействием учителя.

Необходима правильная организация жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительно опыта нравственного поведения. Знания сами по себе не обеспечивают соответствующего морального поведения, более того, как подчеркивают психологи, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводят к возникновению нравственного формализма, выражающегося в разрыве и знаниях норм морали. Организация системы воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались претворять свои взгляды и убеждения в поступки.

Также важно выработать у школьников социальную потребность нравственного поведения. Правильные формы поведения сами по себе еще не решают, Какие качества личности сформируются у учащегося. Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные и противоположные качества личности, поэтому учитель должен знать, какие цели и связанные с ними мотивы побуждают школьника к той или иной форме поведения. Важно формировать у школьников нравственные побуждения и закреплять их как черты личности, чтобы они могли проявляться в различных ситуациях [25, 126-128].

Большую роль в данной работе играет умение учителя, преподнося материал, способствовать эмоциональному отклику детей. «Ни одна форма поведения, – писал Л.С. Выгодский, – не является столь крепкой, Как связанная с эмоциями». Поэтому если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставляли эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение [44, 44].

Большую роль в формировании правильных нравственных оценок, суждений, понятий, убеждений при внесении теории морали в сознание школьников играют методы воздействия на воспитуемых, осуществляемые через живое слово и личный пример педагога, который тесно взаимодействует с другими методами воспитания. Вся работа непременно проводится с учетом целей и задач воспитания, сложившейся в классе ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей, структуры дефекта зрения.

Работа в учреждениях III – IV вида по коррекции духовно-нравственных качеств должна учитывать и специфические задачи, вытекающие из особенностей структуры дефекта зрения и выявленных нами в ходе исследования особенностей формирования духовно-нравственных качеств у детей с нарушениями зрения.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении IV вида:

1. Поскольку у слабовидящих детей обнаружилась несформированность представлений об основных нравственных категориях, необходимо проводить дополнительные занятия, направленные на освещение сущности этих понятий (Приложение 1).

2. Позиция слабовидящих детей на промежуточном уровне между нормой и слепотой негативно влияет на их развитие. Нежелание считать себя ущербными, неосознанность своего дефекта приводит их к мнению об отсутствии для себя необходимости много трудиться, чтобы быть на уровне с нормально видящими детьми. В то же время они осознают свою особенность и требуют к себе соответствующего отношения (заниженных требований) и повышенного внимания. Поэтому для нормализации развития таких детей, по нашему мнению, необходимо повышать их уровень осознанности путем интеграции в общество нормально видящих детей. Для этого можно проводить различные виды соревнований и олимпиад, успешное участие в которых не зависит от зрения. При этом состязаться необходимо со зрячими детьми, чтобы слабовидящие ребята могли усвоить, что они действительно могут быть на уровне с нормой, но для этого требуется упорство и высокие требования к себе.

Рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждении III вида:

1. Главной особенностью духовно-нравственного развития слепых детей является сильная вербализация нравственных категорий. Они понимают суть понятий и могут привести подходящие примеры, но многие из примеров оказываются несуразными и даже казусными за счет того, что они не связаны с личным опытом ребенка. В связи с этим необходимо вовлечение слепых детей в такие виды деятельности, в которых они будут испытывать на себе нравственные поступки окружающих и сами принимать участие в реализации таких поступков. Для этого можно создать в классе живой уголок и завести график дежурства в нем или организовать занятия по знакомству с домашними животными и способами ухода за ними. Проявить заботу о своих одноклассниках и почувствовать такую же заботу на себе дети могут во время игры «Тайный друг» (Приложение 2)

2. Присущие слепым детям скромность, закомплексованность, неуверенность в своих силах, мнение о том, что без чужой помощи ничего невозможно добиться является еще одной важной особенностью таких детей, которую необходимо преодолевать для их дальнейшего гармоничного духовно-нравственного развития. Предлагаем применять самые разнообразные педагогические методы, описанные выше, в ходе которых прививаются следующие принципы: «другой не значит хуже», «ищите свои сильные стороны и пользуйтесь ими», «безвыходных ситуаций не бывает», «всего можно добиться, если трудиться и не сдаваться» и т.д. В приложении 2 описаны подходящие, на наш взгляд, для этого сказки «Две лягушки», «Заяц и Черепаха». Кроме того, полезно организовывать беседы о слепых людях, добившихся успеха, рассказывать о достижениях учеников их школы, приглашать выпускников школы на занятия и т.д.

3. Наблюдаемая у слепых эгоцентричность, их зациклинность на самом себе, уверенность в том, что окружающие зрячие должны им во всём помогать, но никто, кроме самых близких, этого не делает, разрушает общее, в целом неплохое впечатление об их нравственном состоянии. При этом слепые дети могут и не задумываться о том, что они сами могут и должны оказывать помощь окружающим, как слепым, так и зрячим, а особенно необходимо помогать маме (Приложение 2).

4. Говоря о слепых детях, хотелось бы особо обратить внимание на мнение Щербины Л.М. о том, что печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе, которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения трагедий. «Причитания и вздохи, — говорит Щербина, — сопровождают слепого в течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа". Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим, заставлять его играть со зрячими детьми, никогда не выражать в его присутствии жалости к нему из-за его слепоты и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств", по выражению Щербины. И многие слепые подпишутся под его заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть, отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага» [66, 35-39].

 

Выводы по второй главе

 

Исследовав сформированность духовно-нравственных качеств у младших школьников различных групп по зрению, мы получили следующие результаты:

1. Принимая духовно-нравственное развитие нормально видящих детей за средний уровень (65% правильных ответов) можно сделать вывод о том, что слабовидящие дети находятся на уровне ниже среднего (52%), тогда как дети, обучающиеся по системе Брайля, несмотря на имеющиеся у них большие затруднения в восприятии информации, находятся на уровне выше среднего (88%). Этот факт подтверждает идеи Литвака А.Г. о независимости духовно-нравственного развития от наличия и глубины патологии зрения.

2. Для слабовидящих детей характерен самый большой процент неправильных ответов – 41% (зрячие дети – 20%, слепые дети – 9%), при этом слабовидящие дети реже остальных отказываются от ответа – всего 7% от общего количества. Эти цифры свидетельствуют о том, что уровень осознанности у слабовидящих детей также находится ниже среднего. Эти дети не осознают свое отставание, они не сомневаются, что имеющиеся у них поверхностные представления о нравственных категориях являются достаточными.

3. Основными характеристиками духовно-нравственного состояния слабовидящих детей являются несформированность основных нравственных категорий, нежелание вникать в суть вещей, использование неграмотных, размытых формулировок, низкий уровень осознанности, завышенное самомнение.

4. Среди особенностей духовно-нравственного состояния слепых детей нами отмечены ярко-выраженная вербализация представлений, неуверенность в своих силах, наличие пессимистических настроений, ожидание помощи от зрячих людей, но при этом наиболее грамотное построение ответов, приведение корректных примеров, самый высокий уровень знаний и осознанности.

 Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать некоторые рекомендации по формированию и коррекции духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения:

1. Прежде всего, учителям, работающим в учреждениях III-IV вида необходимо выполнять общие требования к нравственному воспитанию школьников: привитие патриотических взглядов, уважения к истории и старшим поколениям, толерантности в национальных, религиозных и других вопросах, формирование целостного мировосприятия и современного мировоззрения и т.д.

2. Работая со слабовидящими детьми необходимо, прежде всего, формировать у них представление об основных нравственных категориях, поднимать их уровень осознанности, формировать адекватное представление о собственных способностях и возможностях. Для этого, на наш взгляд, должна осуществляться активная интеграция слабовидящих детей в общество зрячих сверстников.

3. Коррекция духовно-нравственных качеств слепых детей подразумевает необходимость формирования у них активной жизненной позиции, большого личного опыта в совершении нравственных поступков, укрепления веры слепых детей в собственные силы, а также избегание жалостливых чувств и высказываний по отношению к слепоте ребенка, вырабатывание отношения к нему, как к обычному зрячему человеку.

 



Заключение

 

В ходе выполнения данной квалификационной работы, определившись со значением термина «духовно-нравственные качества», мы определили содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

В первой главе работы мы изучили особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста и составили клинико-психолого-педагогическую характеристику младших школьников с нарушениями зрения, что позволило нам среди разработанных на данный момент общепедагогических методов коррекции духовно-нравственных качеств младших школьников выделить те, которые были бы наиболее эффективны при работе с детьми с нарушениями зрения. Рассмотрев современное представление о понятиях «духовность», «нравственность» и «мораль», мы определили, что в основе формирования духовно-нравственных качеств школьников лежит усвоение ими новых моральных ценностей, пропущенных через призму эмоциональных переживаний и гуманных чувств. При этом, по мнению многих исследователей, уровень духовно-нравственного развития детей в целом не должен определяться физиологическими дефектами, в том числе и состоянием зрительного анализатора, однако некоторые психические состояния и физиологические особенности восприятия информации, присущие детям с нарушениями зрения нельзя не учитывать во время работы с такими детьми. Выявление этих особенностей необходимо для разработки рекомендаций по коррекции духовно-нравственных качеств детей с нарушениями зрения. Поскольку большинство младших школьников, по утверждению многих психологов, находятся на доморальном уровне развития, единственным проявлением их нравственности, пригодным для исследования, является уровень сформированности у них основных нравственных категорий.

Во второй главе работы описан ход и результаты проведенного нами исследования по выявлению уровня сформированности нравственных понятий у детей младшего школьного возраста. Для выявления особенностей присущих детям с нарушениями зрения был необходим сравнительный анализ, в котором за средний уровень духовно-нравственного развития принимается уровень нормально видящих детей. Кроме того, нельзя было не учесть глубину дефекта зрения. Поэтому, наше исследование мы проводили в трех группах детей: нормально видящие, слабовидящие и слепые дети. Эксперимент позволил определить сформированность и уровень осознанности нравственных категорий у детей младшего школьного возраста. Выяснилось, что лучше всего среди трех исследуемых классов нравственные понятия сформированы у слепых детей, однако сильная вербализация знаний не позволяет им в полной мере адекватно усвоить основы нравственного поведения. Ниже среднего оказался уровень духовно-нравственного развития слабовидящих детей. Они не только хуже всех усвоили основные нравственные понятия, но оказались не в состоянии осознать поверхность и несостоятельность своих знаний. Рекомендации для учителей, работающих в учреждениях III вида, разработанные нами на основе результатов эксперимента, основаны на необходимости формирования у слепых активной жизненной позиции, большого личного опыта в совершении нравственных поступков, укрепления веры слепых детей в собственные силы. Работая со слабовидящими детьми необходимо, прежде всего, формировать у них представление об основных нравственных категориях, поднимать их уровень осознанности, формировать адекватное представление о собственных способностях и возможностях.

В целом по проделанной работе можно сформулировать следующие выводы:

1. Изучено состояние проблемы духовно-нравственного развития младших школьников с нарушениями зрения в её педагогическом, психологическом и медицинском аспектах. Выяснено, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств, причем на уровень усвоения нравственных понятий не влияет дефект зрения, его глубина и время наступления.

2. Руководствуясь доморальным уровнем духовно-нравственного развития младших школьников, нами была подобрана и адаптирована для детей с нарушениями зрения методика по выявлению уровня сформированности нравственных категорий.

3. Выяснено, что коррекция духовно-нравственных качеств заключается в преподнесении новых и неусвоенных моральных норм с помощью использования различных общепедагогических методик, таких как, беседа на этическую тему, рассказ, диспут, пример, развивающая игра и т.п., применение которых требует учета психических и физических особенностей детей с нарушениями зрения. И по результатам проведенного исследования сформулированы рекомендации для учителей младших классов, работающих в учреждениях III – IV вида.

 



Список литературы

 

1 Анцыферова, В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) [Текст] // Психология личности. – 1999. – №3. – С. 5 – 17.

2 Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] // Педагогика, 1999 – №4. – С.78-80.

3 Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание. – [Текст] М.: Просвещение, 1979. – 534с.

4 Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – [Текст] М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.

5 Астахов, Ю. С. Глазные болезни: Для врачей общей практики: Справочное пособие. [Текст] / Ю.С. Астахов, Г. В. Ангелопуло, О. А. Джалиашвили. – СПб.: Спец. Лит, 2001. – 240 с.

6 Барановски, Н. А. Свободное время и духовное богатство личности [Текст] / Н. А. Барановский, Т. И. Матюшкова, Ш. А. Шавель и др.; Науч. Ред. Е. М. Бабосов. – Мн.: Наука и техника,1983. – 143с.

7 Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова // Просвещение. – 1980.

8 Богданова, О. С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников [Текст]. М.: Педагогика. – 1972.

9 Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. – [Текст] М.: Просвещение, 1968. – 464с.

10 Большой энциклопедический словарь. – 2-ое изд., перераб. и доп. – [Текст] М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. – 1456 с.

11 Боскис, Р. М. Некоторые принципы диагностики аномального развития ребенка с частичным поражением анализатора (к теории вопроса) [Текст] // Известия АПН РСФСР. – М., 1961. – Вып. №17. – С. 3-16.

12 Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – [Текст] М., 1977.

13 Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». – [Текст] Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. — 112 с.

14 Виноградова, Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания [Текст] / Педагогика – 2007.

15 Воспитание и обучение слепого дошкольника. [Текст] / Под ред. Л.И. Солнцевой. М., Просвещение, 1967.

16 Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – [Текст] СПб.: Лань. – 2003. – 654 с.

17 Григорович, Л. А. Педагогика и психология – [Текст] М., 2004г.

18 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – [Текст] М.: Рус. яз., 1981. – 555с.

19 Дефектология: Словарь-справочник [Текст] / Авт. – сост. С.С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

20 Дмитриева, Н. Г. Основа духовно-нравственного поведения [Текст] // Нач. шк. – 1994. – №4. – С. 47-50.

21 Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности [Текст] / О. Г. Дробницкий –М.: Просвещение. – 1994. – 376 с.

22 Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод, пособие для учителя. [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М: Просвещение, 1990. - 223с.

23 Знаков, В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – С. 104-110.

24 Знаков, В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания [Текст] // Психологический журнал. № 1. 1993. С. 32 – 43.

25 Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст]. – М.: Просвещение. 1987.

26 Каиров, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – [Текст] М. – 1979. – С. 277

27 Калюжный, А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – [Текст] А –а. – 1994. – С. 187

28 Канапацкий, А. Л. Онтологическая истинность духовности [Текст] / Автореф. дис. канд. психол. наук. Уфа, 2004.

29 Кон, И. С. Словарь по этике. – [Текст] М.: Политиздат, 1983. – 445с.

30 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст] // Директор школы. – 2002. – №1. – С. 97-127.

31 Крогиус, А. А. Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики. - [Текст]. Саратов. - 1926. – С. 144

32 Куломзина, С. С. Христианское воспитание детей в современном мире [Текст] – М., Изд. «Отчий дом». – 2004

33 Лапшин, В. А. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М: Просвещение, 1991. – 143с.

34 Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности. – [Текст] Екатеринбург, 1997. – 150 с.

35 Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ. – 1998. – 271 с.

36 Литвак, А. Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика [Текст] // Дефектология. – 1991. - № 6. – С.9-11.

37 Макаренко, A.C. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. -Т.5. – [Текст] М.: Просвещение, 1976.

38 Марьенко, И. С. Нравственное становление личности [Текст]. – М. – 1985.

39 Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Ленинград – 1989 – С. 89

40 Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]. – М. – 2001.

41 Нефедовская, Л. В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России – [Текст] М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. – 240с.

42 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, А. Н. Российская; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное – М., 1995. – 928с.

43 Ольхина, Е. А. Психология эмоционально-личностного развития подростков с нарушенным зрением [Текст] / Е. А. Ольхина; [ред. Г. П. Коваленко]; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2007. – 307 с.

44 Павлов, И. В. Воспитание на традициях: Опыт работы шк. Чувашии [Текст] / Павлов И. В. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. – 1988.

45 Педагогика школы [Текст] / Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998.

46 Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] : Дис. … д-ра пед. наук. – М., 1999.

47 Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – [Текст] М.: РАОИКП, 1999.

48 Подласый, П. И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст]. – М.: Просвещение, 1996.

49 Поиск исторического выбора в России [Текст] / Вопросы филос. – 1994. – №5. – С. 22-29.

50 Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы [Текст] // Вестник образования. – 1999. – №12. – С. 16-49.

51 Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

52 Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – [Текст] М. – 1981. – С.183

53 Силуянова, И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека [Текст] // Филос. Науки. – 1990. – №12. – с 100 — 104.

54 Сластенин, В. А.Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. [Текст] / В .А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов – М.: Школа-пресс, 1998.

55 Словарь по этике [Текст] / Под. ред. И. С. Кона. – М.: Издат-во Полит. лит-ры, 1975. – 391с.

56 Солнцева, Л. И. Воспитательная работа в школе слепых [Текст] / Просвещение. – М. – 1964.

57 Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения – [Текст] М: 1980.

58 Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

59 Усова, A. B. Философское мировоззрение: принципиальные подходы к содержанию категории «духовность» [Текст] / А. В. Усова, Н. А. Усова // проблема сущности человека и типа личности: Материалы 2-ой и 3-ей регион, межвуз. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. - с. 163-173.

60 Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590с.

61 Франк, С. Л. Духовные основы общества – [Текст] Сб. – М.: Республика, 1992. – 310 с.

62 Харисова, Л. А. Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2002.

63 Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – [Текст] М: Просвещение , 1983.

64 Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Текст]. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2004. – 158 с.

65 Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Сост. Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.

66 Щербина, Л. М. «Слепой музыкант» В. Г. Короленко как попытка зрячих проникнуть в психологию слепых в свете моих собственных наблюдений [Текст]. – М. – 1916. – с. 35 – 39.

67 Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. [Текст] / М. Г. Яновская – М: Просвещение, 1986. – 371с.

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 6

1.1 Определение понятия «духовно-нравственные качества». 6

1.2 Особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. 14

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрения. 20

1.4 Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеству детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 31

Выводы по первой главе. 38

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 40

2.1 Метод исследования. 40

2.2 Изучение состояния духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. 43

2.3 Рекомендации для учителей начальных классов по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения. 52

Выводы по второй главе. 58

Заключение. 61

Список литературы. 64

 



Введение

 

Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».

Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

Среди детей с нарушениями зрения приходится особое внимание обращать на нравственное воспитание, проводить работу по нравственному перевоспитанию чаще, чем среди зрячих детей. Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить основные понятия этики и нормы поведения, но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками. В результате чрезмерной опеки со стороны окружающих или отсутствия внимания, формируются отрицательные моральные стороны характера (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества, равнодушие к окружающим, душевная черствость). Осознание себя инвалидом формирует у ребенка неадекватные требования к обществу, школе и семье. Направленные на удовлетворении иногда эгоистических претензий, без глубокого осознания заботы и ответного внимания к другим. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей с дефектом зрения отрицательных личностных черт.

Проблемой духовно-нравственного воспитания нормально видящих детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие [3; 12; 14; 21; 26; 27; 39; 52; 57; 63; 64; 67]. Исследований, посвященных разработке принципов нравственного воспитания младших школьников с нарушениями зрения, очень мало. Эти вопросы в своих работах задевают А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.С. Выгодский, В.П. Ермаков [15; 16; 22; 35; 47; 56].

Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется важностью развития духовно-нравственного воспитания школьников в целом и отсутствием достаточного количества исследований этих вопросов в сфере работы с детьми с нарушениями зрения.

Объект исследования – духовно-нравственные качества младших школьников с нарушениями зрения.

Предмет исследования – особенности духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Цель исследования – определить содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушениями зрения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи

1. Изучить состояние проблемы специфики духовно-нравственного развития младших школьников с нарушениями зрения в педагогических, психологических и медицинских исследованиях.

2. Подобрать методики изучения духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и адоптировать их для детей с нарушениями зрения.

3. Показать возможности определения содержания коррекционной работы, способствующей коррекции духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Методы исследования:

1. Теоретические – поиск, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и медицинской литературы по теме исследования;

2. Эмпирические – педагогическое наблюдение, устный опрос, обобщение опыта работы.

Практическая база исследования:

1. МОУ СОШ №39 г. Челябинска

2. Школа-детский сад №440 комбинированного вида г. Челябинска

3. МСКОУ III-IV вида №127 г. Челябинска

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


Глава 1. Теоретические вопросы проявления нарушений духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.