ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

для студентов 1 курса специальности

34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

                                                                                

                                                                         

 

 

                                        Составил:

Саенко А.А.,

преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»  

                            

 

Канск, 2018 г.

 

ТЕМА: «Функциональная анатомия лимфатической системы».

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечень знаний и умений

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Закрепить знания о значении лимфатической системы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: стол, стул, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы», раздаточный материал, плакаты, контрольные задания по теме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение значимости изучаемой темы.

2. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

3. Контроль базового уровня знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
Работа с методической литературой. 5 мин Ознакомьтесь с методической разработкой, законспектируйте в рабочем дневнике значимость изучаемой темы
Повторение основных сведений по изучаемой теме 15 мин Изучите теоретический материал «Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы», используя в качестве основного источника лекционный материал или практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы».
Контроль базового уровня знаний 25 мин 1. Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. 2. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. 3. Значение лимфатической системы для организма.
Закрепление материала 45 мин Письменно выполните задания в тетради, решив упражнения для темы 4.3., используя практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Гайворонский И. В, стр. 347-352

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ua

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5.  E-anatomy.ru




Приложение 1

Значимость темы

Лимфатическая система является частью иммунной системы в организме человека:

1. Основная функция лимфатической системы – резорбция (всасывание) белка и возвращение его кровеносной системе.

2. Лимфатическая система выполняет роль транспортной системы "отработанных соединений", обеспечивая чистоту межклеточного пространства.

3. Лимфатические узлы являются системой внутренней защиты всего организма от любого рода инфекции, выполняя роль своеобразных механических и биологических фильтров, и поставщиков иммуноактивных клеток (Т- и В-лимфоцитов).

4. Органы иммунной системы, такие как селезёнка и вилочковая железа, красный костный мозг, участвуют в процессах кроветворения, а такие лимфоидные органы как миндалины, аденоиды и аппендикс являются системой быстрого иммунологического реагирования.

5. В тонком кишечнике осуществляются процессы всасывания питательных веществ (аминокислот и глюкозы) в кровь, а жировых элементов - в лимфу, осуществляется иммунологический контроль химуса.

6. Благодаря лимфатической системе сохраняется жидкостное и белковое равновесие внутренней среды организма, а также поддерживается на должном уровне физико-химическое состояние и физиологическая активность соединительной ткани, как среды в которой и через которую развёртываются процессы обмена веществ между кровью, паренхимой органа и лимфой.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

  1. Назовите органы лимфатической системы?
  2. Значение каждого из отделов?
  3. Месторасположение и строение лимфатических узлов?
  4. Состав лимфы?
  5. Особенности строения селезёнки?
  6. Назовите части селезенки.
  7. Строение лимфатических узлов.
  8. В чем особенности системы правого лимфатического протока?
  9. Каковы особенности лимфооттока от головы?
  10. Объясните систему грудного лимфатического протока.


Приложение 3

Объяснение нового материала

АППЕНДИКС

Его поверхность слизистой из-за наличия в его стенках лимфоидных узелков неровная, имеет углубления. Между ними проникают соединительнотканные и мышечные пучки, образующие подобие капсулы, которая имеется не у всех узелков. Форма лимфоидных узелков округлая, овальная или округло-продолговатая. Иногда в стенках аппендикса можно было видеть сплошную диффузную лимфоидную ткань с отдельными центрами размножения. Обратив внимание на расположение лимфоидных узелков в 2 ряда на разной глубине по отношению к просвету аппендикса, В. П. Воробьев и Ф. А. Волынский высказались в пользу теории о четырех фазах созревания лимфоидных узелков и продвижении их к эпителию и выходе лимфоцитов через эпителиальный покров органа в его просвет по аналогии с другими лимфоидными образованиями пищеварительного тракта.

Групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка (аппендикса) в период их максимального развития (после рождения и до 16-17 лет) располагаются в слизистой оболочке и в подслизистой основе на всем его протяжении. Групповые узелки состоят из одиночных узелков, общее количество которых в стенке аппендикса у детей и подростков достигает 450- 550 штук. После 30 - 40 лет число узелков заметно уменьшается. У людей старше 60 лет лимфоидные узелки в стенке червеобразного отростка встречаются редко.

ГЛОТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНО МИНДАЛИНАМИ, расположенными в слизистой оболочке на границе носовой, ротовой полостей и глотки, и многочисленными одиночными узелками.

а) Небные миндалины – парный орган. Они располагаются по обеим сторонам зева между небно-язычной и небно-глоточной дужками, между которыми образуется миндаликовая ямка. Небная миндалина имеет округлую форму. Поверхность ее покрыта слизистой оболочкой, которая, проникая вглубь, образует 10-20 крипт (щелевидные углубления в слизистой оболочке). Эпителий слизистой оболочки, особенно в криптах, часто заселен Т- и В-лимфоцитами и другими иммунокомпетентными клетками. Микробы, попадающие в миндалины, активно фагоцитируются. Часть клеток эпителия крипт периодически отторгается и образует так называемые пробки, закупоривающие просвет крипт. В толще миндалины располагаются лимфоидные узелки, содержащие наряду с прочими иммунокомпетентными клетками Т-лимфоциты (до 60%) и В-лимфоциты (5-10%). Лимфа оттекает в заглоточные лимфатические узлы и к глубоким яремным лимфатическим узлам.

б) Глоточная миндалина располагается в области свода глотки, на ее задней стенке, между глоточными отверстиями слуховых труб. Строение ее сходно с другими миндалинами, но у детей она более развита. В некоторых случаях лимфоидная ткань настолько разрастается, что образуются аденоиды, закрывающие собой хоаны. Лимфатические сосуды идут к заглоточным лимфатическим узлам и верхним глубоким узлам шеи.

в) Язычная миндалина находится под многослойным плоским эпителием слизистой оболочки корня языка. Наибольшее количество узелков отмечается в подростковом возрасте (80-90). Поверхность слизистой оболочки над миндалиной бугристая, между бугорками находятся отверстия крипт, в которые открываются протоки слюнных желез. Лимфа оттекает в заглоточные и глубокие латеральные яремные узлы.

г) Трубные миндалины – парные образования, расположенные у глоточного отверстия слуховой трубы, обеспечивающей доступ воздуха из глотки в барабанную полость. Миндалины хорошо выражены у новорожденного, наибольшего развития достигают к 5-7 годам. Отводящие лимфатические сосуды впадают в глубокие заглоточные узлы.

 

 Сосудистая же часть лимафтической системы (рис. 1) представляет собой совокупность лимфатических сосудов и узлов, по которым от тканей в венозное русло движется лимфа — прозрачная или мутно-белая жидкость, близкая по химическому составу к плазме крови. В ее состав входят пропотевшая в лимфатические капилляры тканевая жидкость и лимфоциты. Значительная часть жира из кишечника всасывается непосредственно в лимфатическое русло. По лимфатическим сосудам могут переноситься токсины, микробы и клетки злокачественных опухолей (метастазирование в первую очередь происходит по путям оттока лимфы). Продвижению лимфы способствуют: сокращение мышц, пульсация артерий, внешнее давление, в частности массаж, и пр.

Лимфа движется гораздо медленнее, чем кровь. Ее продвижению способствуют особенности строения путей оттока лимфы: капилляров, посткапилляров, лимфатических сосудов, стволов и протоков. Лимфатические пути начинаются в виде слепых, т.е. не имеющих начальных отверстий, лимфатических капилляров. Диаметр лимфатических капилляров превышает диаметр кровеносных капилляров, а в стенке между эндотелиоцитами имеются просветы, которые обеспечивают пропотевание тканевой жидкости в просвет лимфатических капилляров. Следующее звено лимфатической системылимфатические посткапилляры. В их стенках появляются клапаны, которые образованы внутренней оболочкой сосудов. Они препятствуют обратному току лимфы. Лимфатические капилляры и посткапилляры составляют лимфомикроциркуляторное русло. Далее лимфа поступает в лимфатические сосуды, по ходу которых расположены лимфатические узлы.

Рис. 1. Лимфатическая система (схема):

Ушные лимфатические узлы; 2 — околоушные лимфатические узлы; 3 — под- нижнечелюстные лимфатические узлы; 4 — шейные лимфатические узлы; 5 — грудной проток; 6 — латеральные подмышечные узлы; 7 — глубокие локтевые лимфатические узлы; 8 — подвздошные лимфатические узлы; 9 — глубокие паховые лимфатические узлы; 10 — лимфатические сосуды голени; 11 — поверхностные паховые лимфатические узлы; 12 — брыжеечные лимфатические узлы; 13 — млечная цистерна; 14 — поверхностные локтевые лимфатические узлы; 15 — центральные подмышечные лимфатические узлы; 16 — подключичные лимфатические узлы; 17 — затылочные лимфатические узлы

 

Лимфатические узлы представляют собой скопления лимфоидной ткани размером от горошины до фасоли. Они покрыты соединительнотканной капсулой, от которой внутрь отходят перекладины — трабекулы (рис. 2). На разрезе в лимфатическом узле различают более темное корковое вещество, которое расположено по периферии и более светлое мозговое вещество, лежащее в центре. Лимфа протекает через лимфатические узлы, обогащается лимфоцитами и антителами. В лимфоузлах происходит фагоцитоз бактерий и инородных частиц, а также специфическая дифференцировка Т- и В-лимфоцитов. В связи с этим лимфа, оттекающая от лимфатического узла, имеет большее количество белых кровяных телец, чем лимфа, притекающая к нему.

В области головы, шеи, туловища и конечностей различают поверхностные и глубокие лимфатические сосуды и узлы. На верхней и нижней конечностях, в области головы и туловища направление поверхностных лимфатических сосудов в основном совпадает с направлением хода подкожных вен данной области. Глубокие лимфатические сосуды, отводящие лимфу от суставов, мышц, костей, идут вместе с крупными кровеносными сосудами и нервами. Они входят в состав сосудисто-нервных пучков.

Рис. 2. Схема строения лимфатического узла:

Корковое вещество; 2 — трабекулы; 3 — выносящие лимфатические сосуды; 4 — ворота; 5 — анастомоз между приносящими и выносящими лимфатическими сосудами; 6 — мозговое вещество; 7 — приносящие лимфатические сосуды; 8 — капсула; 9 — соединительнотканные тяжи

Лимфатические узлы расположены в основном группами. Различают поверхностные и глубокие лимфатические узлы. Узлы, собирающие лимфу от определенных участков тела, носят название областных, или регионарных. Есть скопления лимфатических узлов в области бронхов, ворот легких, в брюшной полости. Большие группы узлов находятся в подмышечной области, в области локтевого сгиба, в подколенной ямке, в паховой области, на шее, под нижней челюстью и т. д. В этих местах они лежат поверхностно, непосредственно под кожей, поэтому легко прощупываются. Пропальпировать можно следующие группы лимфоузлов: затылочные, околоушные, поднижнечелюстные, подбородочные, шейные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.

Лимфатические узлы служат своеобразными барьерами, задерживающими содержащиеся в лимфе чужеродные клетки (клетки опухоли, микроорганизмы и др.). Таким образом, лимфатическая система выполняет барьерную функцию — обезвреживает попадающие в организм инородные частицы, микроорганизмы и т.д. Кроме того, она облегчает работу венозной системы, удаляя из тканей в лимфатическое русло избыток жидкости. При попадании в организм инфекции лимфатические узлы становятся болезненными и увеличенными. В связи с этим при подозрении на инфекционное заболевание прежде всего необходимо прощупать регионарные поверхностные лимфатические узлы. Например, при заболеваниях зубов — поднижнечелюстные; при болях в горле — шейные; при травмах и инфицированных ранах нижних конечностей — паховые узлы.

Наиболее крупным лимфатическим сосудом является грудной проток. Он берет свое начало на уровне I поясничного позвонка. Он проходит через грудную полость позади аорты, поднимается справа от позвоночного столба в область шеи и впадает в левый венозный угол (рис. 3).

 

Рис. 3. Лимфатические стволы и протоки (схема):

Грудной проток; 2 — внутренняя яремная вена; 3 — левый яремный ствол; 4 — левый подключичный ствол; 5 — подключичная вена; 6 — левый бронхо-средостенный ствол; 7 — левая плечеголовная вена; 8 — кишечный ствол; 9 — левый поясничный ствол; 10— правый поясничный ствол; 11 — млечная цистерна; 12 — правый бронхо-средостенный ствол; 13 — правый подключичный ствол; 14 — правый лимфатический проток; 15 — правый яремный ствол

Начальный участок грудного протока расширен и носит название млечной цистерны. В нее впадают правый и левый поясничные стволы, по которым течет лимфа от нижних конечностей, таза и стенок брюшной полости. В 40% случаев в млечную цистерну открывается непарный кишечный проток, собирающий лимфу от кишечника. Лимфатические сосуды, проходящие в брыжейке кишок, носят название млечных сосудов. Они отличаются молочно-белым цветом, возникающим от того, что в них попадает жир, всосавшийся в пищеварительном тракте. Непосредственно перед впадением в левый венозный угол в грудной лимфатический проток вливаются левый яремный ствол (собирает лимфу от левой половины головы и шеи), левый подключичный ствол (от левой верхней конечности) и левый бронхосредостенный ствол (от левого легкого и левой половины грудной клетки).

Таким образом, грудной проток собирает лимфу от трех четвертей тела: от нижних конечностей и брюшной полости, от левой половины головы, левой половины шеи, левой верхней конечности и левой половины грудной клетки и левого легкого.

Второй крупный лимфатический сосуд носит название правого лимфатического протока. Формируется в результате слияния правых бронхосредостенного, подключичного и яремного стволов. Он собирает лимфу от правой верхней конечности, правых половин головы, шеи и грудной клетки. Он впадает в правый венозный угол.

Центральная нервная система (головной и спинной мозг) не имеет лимфатических сосудов и лимфатических узлов. Лимфатические сосуды отсутствуют также в эпителии кожи и слизистых оболочек, в хрящах, хрусталике глаза, его белочной оболочке и др.

Знание расположения основных лимфатических сосудов и узлов необходимо для правильного применения массажа, который способствует наиболее быстрой эвакуации лимфы из определенных участков тела. Вместе с ней при массировании удаляются продукты обмена веществ, которые скапливаются в тканях в результате физических напряжений и могут оказывать неблагоприятное действие.

 

Направления движения лимфы от органов и областей тела:

1. Голова ® регионарные лимфоузлы головы ® регионарные лимфоузлы шеи ® латеральные глубокие лимфоузлы шеи ® яремный ствол ® лимфатический проток ® венозная система.

2. Шея ® регионарные лимфоузлы шеи ® латеральные глубокие лимфоузлы шеи ® яремный ствол ® лимфатический проток ® венозная система.

3. Верхняя конечность ® регионарные лимфоузлы верхней конечности ® подмышечные л.у. ® группы верхушечных лимфоузлы ® подключичный ствол ® лимфатический проток ® венозная система.

4. Органы грудной полости ® регионарные висцеральные лимфоузлы груди ® бронхосредостенный ствол или грудной проток ® лимфатические протоки ® венозная система.

5. Органы брюшной полости ® регионарные висцеральные лимфоузлы живота:

а) ® поясничные лимфоузлы ® поясничный ствол ® грудной проток ® венозная система

б) ® кишечный ствол ® грудной проток ® венозная система

6. Органы полости таза® регионарные висцеральные лимфоузлы таза ® внутренние подвздошные лимфоузлы ® общие подвздошные лимфоузлы ® поясничные лимфоузлы ® поясничный ствол ® грудной проток ®венозная система

7. Нижняя конечность® регионарные лимфоузлы нижней конечности ® паховые лимфоузлы ® наружные подвздошные лимфоузлы ® общие подвздошные лимфоузлы ® поясничные лимфоузлы ® поясничный ствол ® грудной проток ® венозная система.

Приложение 5

Закрепление

Приложение 6

Самостоятельная работа

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

для студентов 1 курса специальности

34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

                                                                                

                                                                         

 

 

                                        Составил:

Саенко А.А.,

преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»  

                            

 

Канск, 2018 г.

 

ТЕМА: «Функциональная анатомия лимфатической системы».

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечень знаний и умений

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Закрепить знания о значении лимфатической системы.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: стол, стул, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы», раздаточный материал, плакаты, контрольные задания по теме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение значимости изучаемой темы.

2. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

3. Контроль базового уровня знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
Работа с методической литературой. 5 мин Ознакомьтесь с методической разработкой, законспектируйте в рабочем дневнике значимость изучаемой темы
Повторение основных сведений по изучаемой теме 15 мин Изучите теоретический материал «Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы», используя в качестве основного источника лекционный материал или практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы».
Контроль базового уровня знаний 25 мин 1. Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. 2. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. 3. Значение лимфатической системы для организма.
Закрепление материала 45 мин Письменно выполните задания в тетради, решив упражнения для темы 4.3., используя практическое пособие по изучению раздела «Функциональная анатомия лимфатической системы»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Гайворонский И. В, стр. 347-352

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ua

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5.  E-anatomy.ru




Приложение 1

Значимость темы

Лимфатическая система является частью иммунной системы в организме человека:

1. Основная функция лимфатической системы – резорбция (всасывание) белка и возвращение его кровеносной системе.

2. Лимфатическая система выполняет роль транспортной системы "отработанных соединений", обеспечивая чистоту межклеточного пространства.

3. Лимфатические узлы являются системой внутренней защиты всего организма от любого рода инфекции, выполняя роль своеобразных механических и биологических фильтров, и поставщиков иммуноактивных клеток (Т- и В-лимфоцитов).

4. Органы иммунной системы, такие как селезёнка и вилочковая железа, красный костный мозг, участвуют в процессах кроветворения, а такие лимфоидные органы как миндалины, аденоиды и аппендикс являются системой быстрого иммунологического реагирования.

5. В тонком кишечнике осуществляются процессы всасывания питательных веществ (аминокислот и глюкозы) в кровь, а жировых элементов - в лимфу, осуществляется иммунологический контроль химуса.

6. Благодаря лимфатической системе сохраняется жидкостное и белковое равновесие внутренней среды организма, а также поддерживается на должном уровне физико-химическое состояние и физиологическая активность соединительной ткани, как среды в которой и через которую развёртываются процессы обмена веществ между кровью, паренхимой органа и лимфой.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

  1. Назовите органы лимфатической системы?
  2. Значение каждого из отделов?
  3. Месторасположение и строение лимфатических узлов?
  4. Состав лимфы?
  5. Особенности строения селезёнки?
  6. Назовите части селезенки.
  7. Строение лимфатических узлов.
  8. В чем особенности системы правого лимфатического протока?
  9. Каковы особенности лимфооттока от головы?
  10. Объясните систему грудного лимфатического протока.


Приложение 3

Объяснение нового материала

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.