ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 13 ( V=(20*66)div 100=13)
Студента Ерёмина Константина Львовича,
Идентификатор BE011 EKL , пароль 00494266
БЕЛОВО, 2002
Какова структура философского знания?
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
· Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
· Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
· Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
· Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)
· Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.
· Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
· Философия истории.
· История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:
· Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
· Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
· Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.
Проблема бытия в философии XX века.
В период новой и новейшей истории в философии наметилась и развилась идея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельного субъекта. Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности.
Человеческое бытие в концепциях современной онтологии – это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек – это место столкновения бесконечного с конечным; он не может сказать, что из себя представляет бытие, оно для него не ''прозрачно'', но он может обнаружить его воздействие на собственную жизнь.
Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны:
· ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана.
В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах ''онтологического шока'' – столкновением человека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей наших возможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы.
Здесь эмоции – есть формы переживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет материю, жизнь психику, дух, - существующие во времени. Существование в пространстве присуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).
По Н. Гартману, - бытие не может порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство.
· Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.
Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он не может и удержаться в одной точке временного потока. Человек не может властвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика –есть форма освоения времени.
· ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, что
тело есть последняя осуществлённость личности. Тело – это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает эту ограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом.
· С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.
Взгляды современных философов на бытие как на естественно – искусственную проблему важны в настоящее время так, как технологическое могущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферным миром, окружающим его.
Появляется религия единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство). Реальностью, определяющей все сущее становится не природа, а Бог (есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение).
· Этап техногенных и информационных обществ.
Внешний мир, природа рассматривается как арена деятельности человека. Природа утрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается как бесценная кладовая. Человек становится господином природы, и власть его кажется безгранична. Воздействие человека на природу приобретает глобальный характер.
В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единство природы и космоса.
В заключение можно сказать:
1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционных процессов в природе и в обществе.
2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, с осознанием себя в окружающем мире.
3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на понимание своей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственного начала.
4. Проблема истины и заблуждения.
Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.
Взгляды философов различных эпох на данную проблему:
· Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.
· Когерентная теория (концепция) истины.
Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.
· Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.
· Диалектико – материалистическая концепция истины.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека.
Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность – заблуждение.
Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.
В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества
В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития
Неоклассический.
Пост классический.
10. Когерентная истина - это взаимосоответствие высказываний, согласованность высказываний, знаний с системой знаний о мире в целом.
Литература
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ПО ФИЛОСОФИИ
Вариант 13 ( V=(20*66)div 100=13)
Студента Ерёмина Константина Львовича,
Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.