Школа под руководством А.С.Грачевского.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело для мальчиков).

Женская гимназияВ.Я.Стоюнина.

Программа делилась на 4 цикла:

# научные дисциплины

# иностранные языки

# искусство

# физическое воспитание.

Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.

Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А.Рачинский.

Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.

 

Развитие педагогической мысли в западных странах.

В XIX веке завершается формирование класси­ческой педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступа­тельном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития сис­темы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно, но эту демократизацию еще только предстояло осущест­вить на практике. Произошло становление национальных школьных сис­тем. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой соци­альной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладель­ческого Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем об­разования, к ослаблению церкви на школу. С другой стороны, значитель­ная часть населения Запада осталась без какого-либо образования.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

 

II. Классики Российской педагогики.

Дмитрий Иванович Писарев

(1841 - 1868 гг.)

В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания», считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной.

 

В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группа методистов внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были:

# Николай Александрович Корф

# Владимир Яковлевич Стоюнин

# Василий Иванович Водовозов

# Виктор Петрович Острогорский

# Николай Федорович Бунаков и др.

Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому.

 

Лев Николаевич Толстой

(1829 - 1910 гг.)

В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, школ.

После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился к идеям «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы:

# письмо

# счет

# религию

# историю

# географию

# рисование

# пение

# черчение.

Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея «свободного воспитания».

Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать гармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критерий педагогики есть только один - свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их.

Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями «свободного воспитания». Он признает религию как единственное и разумное воспитание.

Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе (1859 г.)

Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениями учащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми. Преподавали:

# чтение

# писание

# каллиграфию

# грамматику

# священную историю

# русскую историю

# рисование

# черчение

# математику

# Закон Божий

# проводись беседы из естественных наук.

Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.

 

Николай Иванович Пирогов

(1810 - 1881 гг.)

Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в «Морском сборнике» появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительный отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальная школа, прогимназия (реальная и классическая), университет и высшая специальная школа. Иными словами:

# Начальная школа (2 года)

#       Прогимназия: реальная (4 года), классическая  (4 года)             

# Гимназия: реальная (3 года), классическая (3 года)

# Высшие учебные специальные заведения

#  Университеты

Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху.

В статье «Нужно ли сечь детей ? » возражал против физических наказаний. Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников.

В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.

В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания посредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано ставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа - проводник к распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов необходимых государству для достижения обыденных целей ... Школа служит для воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать инстинктивной потребностью общества».

Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И. Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное - нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание - осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его социальной и биологической природе. И воспитание - единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться через воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая быть гражданином своего отечества».

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.

Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

# Закон Божий

# чтение

# письмо

# счет.

Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:

# Закон Божий

# русский язык

# алгебра

# арифметика

# геометрия

# два новых языка

# история

# география

# естествознание

# черчение.

Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии.

Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли:

# древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет.

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое направление.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 136.