Нервно-психическое утомление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за на­рушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замед­ленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утом­ление сопровождается отвращением к работе и сни­жением работоспособности, а иногда из-за него возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раз­дражительность и неуравновешенность.

Нервно-психическое утомление вызывают:

· длительная умственная работа, требующая усилен­ной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

· тяжелый физический труд;

· однообразная работа в монотонном ритме;

· шум, слабое освещение и температура воздуха, неблаго­приятная для труда;

· конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

· заболевание, боль и недостаточное питание.

Утомление центрального происхождения в отли­чие от мышечного утомления может исчезать мгно­венно при некоторых условиях, когда, например:

· одна утомительная деятельность сменяется дру­гой;

·  изменяется обстановка;

· организм приходит в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;

· интерес к работе возобновляется бла­годаря новой информации;

· изменяется настрое­ние.

Возможность внезапного исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что оно не связано ни с накоплением «веществ утомления», ни с исчерпанием энергетических резервов. Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикуляр­ной формацией, активность кото­рой изменяется не только при интенсивной умствен­ной работе, но и под влиянием однообразной дея­тельности. Утомление, вызываемое однообразием работы, можно снизить путем смены канала вос­приятия информации, хотя таким способом нельзя предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомле­нию можно противодействовать, слушая радио.

При физической работе нервно-психическое утомление может возникать по причине афферентной импульсации от работающих мышц к головному мозгу, которая не только создает ощущение того, что мышцы устали (или даже болят), но и подавляет функцию коры (вызывая, таким образом, нервно-психическое утомление). Возможно, что эти рецепторы идентичны мышечным рецепторам, о которых уже упоминалось.

 

Способы борьбы с утомлением

 

Без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс, восстановления, расширяет резервные возможности организма. Следовательно, утомление выполняет не только охра­нительную роль, но и имеет важное значение в совершенствовании рабочих механизмов организма.

И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых - одно из лучших средств профилактики утомления. В на­стоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной орга­низации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.

 

Меры борьбы с развивающимся утомлением:

 

1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного; при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, напри­мер, 3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.

2. Увеличение микропауз - промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесо­образно снизить мощность выполняемой работы.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС - напри­мер, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выпол­нении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, щей, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.

7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность, например, глюкозы, витамина С, глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, жел­того сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (например, адреномиметики непрямого или смешанного действия типа фенамина), веществ с общестимулирую-щим действием на ЦНС, например; аналептиков (стрихнин, секуринин, кофеин, в том чис­ле в виде напитков чая или кофе), ингибиторов МАО (ниаламид), а также стимуляторов "экономизирующего" типа, например, антигипоксанты.

 

Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомле­ния и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты:

1. Вещества, повышающие "тонус" мозга и уровень эмоционального реагирования:

· адреномиметики непрямого действия - фенамин, центедрин, реактиван;

· ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина - кофеин, теофиллин и дру­гие ксантины;

· стимуляторы ЦНС с общетонизирующим действием - стрихнин, китайский лимон­ник, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;

· антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта типа ниаламида.

2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отноше­ние к процессам обучения:

· антихолинэстеразные вещества (галантамин и др.);

· олигопептиды памяти - фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.

3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:

· психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);

· актопротекторы типа пирувата.

4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях:

     транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием седативного (успокаивающего) действия, бета-адреноблокаторы типа обзидана, анаприлина.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.