Замечательное образное описание зарождения монашества дает нам И.М. Концевич. «Подобно тому, как кристаллическое вещество, находясь в расплавленном состоянии, не имеет определенных форм, но все в нем в движении, и только охлаждаясь постепенно, оно принимает определенные четкие формы кристалла, так и в Церкви – ее быт, догматы, каноны, ее институты – все вначале не имеет явно выраженных форм, но впоследствии они выльются из духовной сущности Церкви по законам истины, заключенной в недрах ее.
Итак, пока еще состояние Церкви находится как бы в расплавленном состоянии и она пронизана вся целиком светом и теплотою Духа Святаго, в то время всякое проявление жизни в ней по сущности своей не может быть неистинным, оно все в Духе Святом и по действию Духа Святаго.
Когда же Церковь расширяется и вбирает в себя элементы, находящиеся на первичной стадии духовного развития, не изжившие еще в себе «ветхого человека», тогда, благодаря этому прившедшему новому элементу, уклонения «одесную и ошуюю» становятся неизбежными. Но Церковь чувствует ложность их. Эти уклонения вынуждают Церковь ясно выразить исконную истину, оформить ее, символизировать и поставить точные грани.
Так происходит кристаллизация форм и установление Церкви … христианство с самого своего возникновения имеет в себе все свои составные элементы, и история христианства есть развитие этих элементов. Так и монашество должно было существовать с самого начала христианства» [10].
А.И. Сидоров, подчеркивая, что основой монашеского образа жизни является аскетизм, указывает следующие факторы, влияющие на аскетический образ жизни христиан в первые три века и естественным образом способствующие возникновению монашества [14]:
1. Периодические гонения на христиан, начавшиеся еще в апостольский век, и достигшие полной своей силы с конца I – начала IV веков (периода массового принятия христианами мученической смерти за веру). С одной стороны – аскетизм иногда практиковался как приготовление к мученичеству, с другой – как бы являлся подражанием мученичеству. По выражению свт. Игнатия Брянчанинова: «Монашество и мученичество – один и тот же подвиг в разных видах» [14, с. 57].
2. Выдвижение на первый план в древнехристианском аскетизме идеала девства. Сама Богоматерь являла собой совершеннейший образ девства. П.С. Казанский [9] указывает, что размышляя о девстве Пресвятой Марии Богоотроковицы, Отцы Церкви любили повторять слова Псалмопевца: «Приведутся Царю девы в след Ея, исренние ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев» (Пс. 44, 15–16). Тертуллиан восклицает: «Сколько людей посвятило себя целомудрию сразу после крещения! Сколько супругов с обоюдного согласия отказались от плотского общения, став добровольными скопцами ради Царствия Божьего!» [14, с. 63]. Массовость «увлечения» идеалом девства даже побудила апостола Павла научать коринфян, что девство не есть непременная обязанность христианина, но произвольный подвиг (1 Кор. 7).
3. Усвоение церковной мыслью отдельных элементов античного аскетизма, в первую очередь – так называемого «философского аскетизма». В христианстве возникает форма «созерцательно – мистического аскетизма» (яркий представитель – Климент Александрийский).
П.С. Казанский [9], как бы обобщая сформулированные А.И. Сидоровым [14] факторы, приводит слова Св. Киприана: «Тесен и узок путь, ведущий к славе. Убегайте широких и просторных путей: утехи там гибельны, удовольствия смертоносны. Первый сторичный плод – есть плод мученников, второй – шестидесятый – ваш (девственников) » (Мф. 13, 6).
В качестве приоритетных факторов, повлиявших на возникновение монашества, ряд авторов [10, 11, 16], указывают следующие:
§ гонения Декия (III век) как внешний повод к началу анахаретского образа жизни;
§ проникновение в Церковь многочисленных заблуждений (пример: донатисты) и, прежде всего, отравы арианства;
§ выражение протеста против начавшегося в Церкви сближения с миром и, как следствия, снижения высокого уровня духовности первых христиан.
Однако бытует превратное истолкование зарождения монашества, как некой элиты среди церковного братства. «Возникновение монашества было связано с угашением Духа Святого в Церкви», – указывает епископ Афанасий (Калинкин) [1]. Монашество возникло в противовес обмирщению Церкви, «являя собой силу духа, исповедание огненной живой веры, жизнь по евангельским заповедям, жизнь в любви» [1].
Кроме того, необходимо помнить, что цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя но и именно спасение всего мира. «Свет монахам – Ангелы, а свет для всех мирских – монахи и монашеское житие», говорит преподобный Иоанн Лествичник [6, с. 604]. Именно в этих емких словах преподобного, по мнению И. М. Концевича [10], и заключается мысль о единстве и иерархичности мира видимого и невидимого.
Итак, двумя доминирующими факторами, повлиявшими на возникновение монашества явились:
§ проникновение в Церковь многочисленных заблуждений и, прежде всего, отравы арианства;
§ выражение протеста против начавшегося в Церкви сближения с миром и, как следствия, снижения высокого уровня духовности первых христиан.
4. вОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА
Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.