Использование экологических проблем для достижения экономических целей при международном сотрудничестве.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется, что государства должны сотрудничать для создании открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологичные и ресурсосберегающие технологии по возможности должны быть доступны для всех стран. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли. Однако, по словам представителя Госкомитета РФ по охране окружающей среды В.И. Данилова-Данильяна, решения конференции Рио-92 не выполнили ни США, ни Франция, Англия и Греция. Академик Н.Н.Моисеев идет в своих оценках гораздо дальше – он считает, что планета превращается в единую экономическую систему, управляемую рыночными принципами транснациональных корпораций, т. е. сиюминутными выгодами. При этом всему остальному миру рекомендуются такие экономические правила поведения, которые уже апробированы богатыми государствами. В первую очередь, это относится к таким понятиям как открытая конкуренция, свободная торговля, отказ от государственного протекционизма национальных товаров, жесткие стандарты. Однако внедрение этих современных методов хозяйствования, в том числе и с позиций сохранения окружающей среды, в развивающихся странах невозможно в силу отсутствия достаточных финансовых средств и экономического опыта.

7.1. Борьба вокруг потребления энергии и выбросов углекислого газа.

Хотя в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а потребление энергии на душу населения уже много лет неизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чужие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (то есть в загрязнении воздуха и "парниковом эффекте"), должны жестче ограничить себя.

Однако в самом мощном государстве Севера США отвергают подобную логику. Его Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы развитие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмосферу. "США хотят во что бы то ни стало сохранить свое экономическое превосходство и свой образ жизни – даже за счет интересов мирового сообщества", - говорит Тони Джунипер, руководитель международного природозащитного движения "Друзья Земли".

Различный подход к экологическим проблемам, и особенно связанным с ним обязательствам, выявился на встрече "большой восьмерки" в Денвере и на последовавшей за ней специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, была принята расплывчатая резолюция, ратующая за "значительное" сокращение выбросов углекислоты. А вот упоминание о 2010 г. исчезло вовсе. Резолюция сената США, приуроченная к боннской встрече, показала, что Вашингтон не только не намерен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по существу отказывается от них.

7.2. Продажа квот на выбросы парниковых газов.

У России появилась уникальная возможность продавать воздух. Японское правительство всерьез рассматривает возможность выкупа у России неиспользованной части квоты на выбросы в атмосферу "парниковых газов", установленной конференцией ООН по проблемам глобального потепления. На прошедшей в конце 1997 года в Японии международной конференции ООН по глобальному потеплению впервые были четко определены обязательства государств по сокращению выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов. В соответствии с протоколом конференции Япония должна сократить эти выбросы на 6% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения выбросов - это огромные затраты для государства, связанные с сокращением промышленного производства и переходом к более совершенным технологиям. Единственный выход правительство Японии видит теперь в приобретении квот, недоиспользованных другими странами. Например, у России, которая в результате спада промышленного производства оказалась в более выгодном положении и даже располагает некоторым резервом на право загрязнять планету. Для России эта сделка стала бы очень выгодной: во-первых, японцы подскажут, как усовершенствовать российские технологии и снизить выброс газов, а во-вторых, еще и заплатят нам за излишек квоты. Но можно быть уверенным, что в сложившейся экономической ситуации финансовые поступления по этим каналам вряд ли пойдут на природоохранные нужды.

7.3. Перевод "грязной" промышленности из развитых стран в развивающиеся.

В период 1970-90-х гг. были предприняты, причем довольно успешные, попытки создания "экологических оазисов" в отдельных развитых странах путем экологического государственного регулирования, экономических методов, введения жестких экологических законодательных актов. Это привело к переводу неэкологичной деятельности в те страны, где таких мер либо не было, либо они были менее жесткими. Например, в Японии были предприняты целенаправленные меры по переносу за рубеж производственной деятельности, загрязняющей окружающую среду. Прямые японские зарубежные инвестиции в химическую и металло-перерабатывающую отрасли развивающихся стран возросла с 13,5% в конце 1974 до 17,9% в конце 1983 г. Причем три четверти японских капиталовложений в эти отрасли связаны с развивающимися странами. Теперь же эти страны, в которых сейчас используют неэкологичные технологии, обвиняются в ухудшении экологической ситуации в мире, хотя они часто применяют импортные технологии и производства.

Для перехода на те же технологии сохранения окружающей среды, которые сейчас используют развитые страны мира, в развивающихся странах нет финансовых ресурсов. По данным немецкого Института экологических проблем и экономики, на доведение состояния окружающей среды в Восточной Германии до стандартов нового объединенного государства потребуется 10 лет и 249-308 млрд. $. В Польше и Чехословакии считают, что каждой из них придется потратить на аналогичные мероприятия более 20 млрд. $. в течении нескольких десятилетий. Но и эти скромные средства будет затруднительно найти в сложившихся условиях. По заключению консалтинговой фирмы Management Information Services, Inc. (Вашингтон), в США в производстве средств контроля за состоянием окружающей среды, борьбы с различными видами загрязнения и в самой природоохранной деятельности занято почти 3 млн. чел., которые обеспечивают 98 млрд. $. годового дохода. Для получения таких доходов странам Восточной Европы необходимо создать собственную индустрию средств защиты природы, либо занять денег у богатых стран.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 161.