Особенности построения банковских систем.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   

 

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе Российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а так же зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а так же реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути и деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а следовательно, и оказывать положительное воздействие на экономику страны.

Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно - экономических условий. На практике используется различные модели построения банковский систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее, можно выделить следующие особенности банковских систем:

Уникальность систем:

обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, и их организационная структура зависит от многих факторов (объективных и субъективных), к числу которых на ряду с историческими, национальными традициями следует отнести так же степень развития товарно - денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и друг. Например, на Северо - Американском континенте две высокоразвитые стран мира США и Канада, находящиеся в непосредственной близости к друг другу, имеют прямо противоположные подходы к организации своих банковских систем. В США насчитывается около 12.000 банков, в Канаде всего 6 банков, имеющих филиалы и отделения на территории всей страны. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков, как таковых, а в численности банковских учреждений ( филиалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации, и населения.

Количественная характеристика элементов банковской система - вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до проведения последней банковской реформы насчитывалось всего три государственных банка, которые имели разветвленную сеть учреждений по всей стране (Госбанк СССР - около 4,5 тыс. отделений, Стройбанк СССР - 2,5 тыс., и Внешторгбанк СССР - 7 отделений на территории страны). Возможность проведения единой государственной политике в денежно - кредитной сфере и жесткий контроль за ее реализацией были важнейшим преимуществом подобной банковской системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и межбанковской конкуренции тормозили поступательное движение Российской банковской системы;

 

Различие в понимании банка как основного элемента банковских систем.

В мировой банковской практике конкуренция между банками и не банковскими кредитными учреждениями, а так же среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельности, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, каковы же отличительные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных институтов, что такое современный банк. Полемика возникла в результате крупных изменений как в кредитной системе, так и в понимании, теоретическом осмыслении роли банков в условиях научно - технической революции, что привело к повышению и значимости банковской системы в целом. Среди изменений следует особо выделить рост числа финансовых институтов, именующих себя банками; диверсификацию услуг, предоставляемых банковскими и не банковскими кредитными организациями; существенные изменения в самом характере выполняемых услуг, сути банковских операций, вызванных широким внедрением электронно - вычислительной технике и орг.технике в банковскую сферу.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских ) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строительные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные карточки: банки приобретают биржевые маклерские фирмы и тд. При этом в соответствии с американским законодательством, например , не банковским кредитным институтом предоставлены те же юридические права, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (не банки) имеют определенные ограничения в деятельности;

Положение банков на рынке ценных бумаг. Исторически национальные особенности построения банковских систем проявляются тоже в том ,что в отдельных старинах (Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии и др.) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг

  В Германии, например, банки, исторически сочетают краткосрочные депозитно-ссудные и долго срочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестиционными фондами; могут иметь представители в советах компании, в которых у них есть собственность, и тд.

В США в кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и ценными корпоративными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим банкам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с ценными корпоративными бумагами.

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, в многом была построена по американскому образцу. В отличии от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяем вторгаться в сферу друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала(не выше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний ,в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют право самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

В Великобритании, в отличие от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки образовались из торговых банков. Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работают с привлеченными средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоциацию эмиссионных домов. Результатом подобного подхода является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков.

Система надзора за деятельностью коммерческих банков.

В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора. Можно выделить три группы стран отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах;

 

· Страны, в которых контроль осуществляется центральным банком - Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.

 

· Страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами - Канада, Дания, Швеция, Норвегия.

 

· Страны, в которых контроль производиться центральным банком совместно с другими органами - Швейцария, Франция, Германия, США.

 

Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки в США двойного, точнее раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части -властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:

 

· Национальные банки;

· Банки штатов - члены ФРС;

· Банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов;

· Банки не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы.

 

Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения, служба министерства финансов и пободают под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС. При этом банки определяют свою юрисдикцию, то есть выбирают подчинение федеральным властям или властям штатов. К этому следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов, они называются частными.

Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к компетенции властей штатов. В одних штатах (в 15 запрещено открывать отделения или филиалы; в других разрешается делать это без всяких ограничений. В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом, где располагается главная контора банка.

Подобной практике нет, не только в других странах, но и не в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайней важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле.

Следовательно, нужны специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система надзирающих органов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны задачи, традиции.

 

Уровни банковских систем.

 

Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

В стране еще нет центрального банка;

В стране есть только центральный банк;

Центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и кредитные организации) могут выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг, но и там ведется работа по созданию центральных банков.

Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с госбанком СССР. Подобная банковская система была по своей сути идеей Ленина о создании единого банка с отделениями по всей стране.

Третий случай так же апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции центрального банка и обслуживающим клиентуру. До 1987 года госбанк СССР, обличенный эмиссионной и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог брать средства "из одного кармана и перекладывать в другой", не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской стстемы.

В настоящее время, практически во всех странах с рыночной экономикой созданны и активно развиваются двухуровневые банковские системы, гле на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности;на втором - действуют коммерческие банки.

Однако, на страницах экономической литературы встречаются упоминания о трехуровневых (и более) системах. Это предполагает включение в банковские (кредитные) системы так же кредитных институтов не банковского типа (например, страховых компаний, финансовых компаний и др), что позволяет вести речь о различиях в составе элементов банковских систем.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 154.