I .2.1. Обучение, его признаки.
Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
· Двусторонний характер;
· Совместная деятельность учителя и учащихся;
· Руководство со стороны учителя;
· Специальная, планомерная организация и управление;
· Целостность и единство;
· Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
· Управление воспитанием и развитием учащихся.
Учебный процесс содержит следующие главные звенья
взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация эвристической и исследовательской деятельности. 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся. | 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. 2. Восприятие новых знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сравнение, систематизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижнений. |
В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении, реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, учитель автоматически выбирает демократический стиль руководства, активные методы обучения, личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
I .2.2. Понятие ''общение''. Три стороны
Общения.
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Проблема отношений имеет большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В.И.Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.
Б.Ф.Ломов выделяет 3 функции общения:
· Информационно-коммуникативная;
· Регуляторно-коммуникативная;
· Аффективно-коммуникативная.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме называется формальным.
Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:
· Социально ориентированное,
при котором, общественные отношения выражены наиболее ярко
(лекция, доклад и т.д.);
· Групповое предметно ориентированное общение,
При котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т.д.;
· Личностно ориентированное общение,
Т.е. общение одного человека с другим.
Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словамиб но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
- коммуникативную (передача информации);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (взаимопринятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как
способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.