Глава 2. Общение и обучение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I .2.1. Обучение, его признаки.

Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

· Двусторонний характер;

· Совместная деятельность учителя и учащихся;

· Руководство со стороны учителя;

· Специальная, планомерная организация и управление;

· Целостность и единство;

· Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

· Управление воспитанием и развитием учащихся.

Учебный процесс содержит следующие главные звенья

взаимодействия:

 

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация эвристической и исследовательской деятельности. 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.  1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. 2. Восприятие новых знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сравнение, систематизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагностика достижнений.

    

В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении, реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, учитель автоматически выбирает демократический стиль руководства, активные методы обучения, личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку.

                 I .2.2. Понятие ''общение''. Три стороны

Общения.

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Проблема отношений имеет большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В.И.Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Б.Ф.Ломов выделяет 3 функции общения:

· Информационно-коммуникативная;

· Регуляторно-коммуникативная;

· Аффективно-коммуникативная.

Каждая личность выполняет множество функций: служебные (напр., подчиненный, начальник, педагог, ученик и т.д.), семейные (мать, отец, сестра, брат и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме называется формальным.

Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:

· Социально ориентированное,

   при котором, общественные отношения выражены наиболее ярко

  (лекция, доклад и т.д.);

· Групповое предметно ориентированное общение,

При котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т.д.;

· Личностно ориентированное общение,

Т.е. общение одного человека с другим.

Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словамиб но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

- коммуникативную (передача информации);

- интерактивную (взаимодействие);

- перцептивную (взаимопринятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как

способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.