Задачи ознакомления воспитанников с социальной действительностью в полной мере позволяет решать программа С.А. Козловой «Я – человек». Программа направлена на формирование у ребенка миро воззрения — своего видения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню развития его чувств.
Цели программы — дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Одной из задач социализации является овладение связной речью. Для эффективного решения задач речевого развития воспитанников используется программа А.Г. Арушановой «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ».
В программе представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». Работа направлена на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Поскольку одним из направлений деятельности детского сада является коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», на практике используются и дополнительные коррекционные программы.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» (С.А. Миронова). Цель программы — раскрытие специфики работы по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста и коррекции их речевых нарушений в специально организованных группах. Методическое пособие «ЛОГОПЕДИЯ» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) представляет собой систему логопедической работы, построенной по принципу поэтапности усвоения детьми родного (русского) языка при правильном формировании речевой функции.
Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых «детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может свободно выражать свои мысли. Весь практический материал пособия дается с постепенным усложнением. Его можно использовать полностью в той последовательности, как он помещен, а можно брать задания и упражнения выборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Одним из направлений познавательного развития дошкольника является работа по ознакомлению с миром природы. С этой целью используется программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. В работе по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений у воспитанников педагоги детского сада используют методику В.П. Новиковой «Математика в детском саду». Пособие построено как система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей математических представлений в соответствии с возрастом. Методика в пособиях дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. В конце каждого пособия дана специальная методика для проверки знаний, полученных детьми в процессе занятий. Задачу приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы помогает педагогам решать программа З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго».
Цель данной программы-хрестоматии – сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства.
В пособии предложены четыре основных вида занятий:
1. Тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, близким к их жизни.
2. Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста.
3. Творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
4. Аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.