Глава 1 Система социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава 1 Система социальной работы

1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности

1.2 Формирование системы социальной работы в РФ

Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы

2.1 Психологические аспекты социальной работы

2.2 Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом

2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы

2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами

2.3 Применение психологических технологий в практике социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

ДОБАВИТЬ ГИПОТИЗЫ

 



Введение

Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная работа и психология представляют собой смежные науки. Знания по психологии помогают специалисту по социальной работе в его повседневной деятельности. Недаром дисциплина «Психология» внесена в государственный образовательный стандарт специалиста по социальной работе.

В связи с этим мы выделили цель нашей работы:

1. Рассмотреть(исследовать) взаимосвязь психологии и социальной работы в теории.

Цель определяет следующие задачи:

- определить систему социальной работы;

- изучить(исследовать) психологические аспекты социальной работы;

- рассмотреть психологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе с клиентом;

Предмет нашего изучения: взаимосвязь социальной работы и психологии.

Объект: реализация психологических приемов в социальной работе

Методы исследования, используемые в работе: анализ документов; метод сравнения и сопоставления; анализ существующей ситуации на основе теоретических и практических данных.

Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы, таких как: В.М. Басова, М.А. Гулина, И.Г. Зайнышева, А.И. Кравченко, Е.В. Кулебякин и многих других.

Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, списка литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что полученные знания представляют интерес для работников и специалистов в области социальной работы, а также практических работников в данной сфере.



Глава 1 Система социальной работы

Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы

Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом

Применение психологических технологий

Заключение

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Социальные работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д.

Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами.Все психологические состояния и особенности поведения клиентов вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими трудностями, бедностью, безработицей, выходом на пенсию и ее низким уровнем жизни, злоупотреблениями представителями власти и насилием со стороны других людей и групп (в том числе, связанных с криминалом), неудачи в лично-семейной жизни (развод или разлад в семье и т.п.), национально-расовые конфликты, последствия участия в военных действиях, нахождение в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т.п.). С другой стороны, психологические проблемы клиентов обусловлены особенностями самой личностной структуры. Именно наложение отмеченных объективных жизненных ситуаций и субъективных внутренних особенностей данного человека приводит в итоге к психологической неудовлетворенности им своей жизнью. Отсюда вполне понятно, что психосоциальный работник обязан в своей работе с клиентами оказать ему не только социально-организационную помощь в рамках своих возможностей, но и уметь достаточно грамотно решать чисто психологические проблемы клиента, активно используя коррекционно-реабилитационные методы и средства.Среди многочисленных методов и средств коррекции и реабилитации клиентов важнейшее значение в психологической работе с клиентами имеют психологическое консультирование и психотерапия, представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе. Следует отметить то, что и психологическое консультирование и психотерапия в решении проблем клиентов опираются на базовые принципы и поэтому включают целый ряд соответствующих основных подходов: диагностический (диагностическая шкала), функциональный (функциональная школа), метод решения проблем, психоаналитический, когнитивный, бихевиоральный (поведенческий), мультимодальный (включает наряду с бихевиоральным также анализ сенсорных процессов личности, межличностных отношений, воображения), экзистенционально-гуманистический (гуманистическая и экзистенциальная психология), трансактный подход (на основе трансактного анализа гештальт психологии), системный, интегративный (на основе принципа: для каждого клиента своя психотерапия), онтопсихологический, подход с позиций трансперсональной психологии, деятельностный и другие.

 



Список использованной литературы

1. Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. – М.: Дашков и К, 2008. – 364 с.

2. Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

3. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

4. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2008. – 416 с.

5. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 82 с.

6. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

7. Ромм, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: [б.и.], 1999. – 52 с.

8. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – 224 с.

9. Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577

10. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

11. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

12. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.

13. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

14. Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – 346 с.

15. Шемет, И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе: научное издание / И.С. Шемет. - Кострома: КГУ, 2004. - 226 с.


[1] Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 73

[2] Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – С. 24

[3] Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 121

[4] Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – С. 82

[5] Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. – С. 84

[6] Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – С. 7-8.

[7] Чернецкая, А.А. Технологии социальной работы: учебник для ВУЗов / А.А. Чернецкая. – М.: Феникс, 2006. – С. 115

[8] Ромм. М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: [б.и.], 1999. – С. 15.

[9]Гулина, М.А. Психология социальной работы: учебник для вузов / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2004. – С. 125.

[10] Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 265-267.

[11] Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 185-189.

[12] Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект; Велби, 2008. – С. 120

[13] Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89.

[14] Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы / Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. – С. 71

[15] Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2002. – С. 80.

[16] Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 187.

[17] Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577

[18] Шемет, И.С. Интегративные психотехнологии в социальной работе: научное издание / И.С. Шемет. - Кострома: КГУ, 2004. – С. 112

[19] Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – С. 136.

[20] Басова, В.М. Социальная работа: учебное пособие / В.М. Басова, Н.Ф. Басов, С.В. Бойцова. – М.: Дашков и К, 2008. – С. 98

[21] Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. – С. 234.


Содержание

Введение

Глава 1 Система социальной работы

1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности

1.2 Формирование системы социальной работы в РФ

Глава 2 Взаимосвязь психологии и социальной работы

2.1 Психологические аспекты социальной работы

2.2 Использование психологических методов в социальной работе при взаимодействии с клиентом

2.2.1 Психологические приемы в работе с клиентом социальной службы

2.2.2 Психологические теории, применяемые при работе с клиентами

2.3 Применение психологических технологий в практике социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

ДОБАВИТЬ ГИПОТИЗЫ

 



Введение

Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная работа и психология представляют собой смежные науки. Знания по психологии помогают специалисту по социальной работе в его повседневной деятельности. Недаром дисциплина «Психология» внесена в государственный образовательный стандарт специалиста по социальной работе.

В связи с этим мы выделили цель нашей работы:

1. Рассмотреть(исследовать) взаимосвязь психологии и социальной работы в теории.

Цель определяет следующие задачи:

- определить систему социальной работы;

- изучить(исследовать) психологические аспекты социальной работы;

- рассмотреть психологические методы и приемы, используемые социальным работником в работе с клиентом;

Предмет нашего изучения: взаимосвязь социальной работы и психологии.

Объект: реализация психологических приемов в социальной работе

Методы исследования, используемые в работе: анализ документов; метод сравнения и сопоставления; анализ существующей ситуации на основе теоретических и практических данных.

Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной работы, таких как: В.М. Басова, М.А. Гулина, И.Г. Зайнышева, А.И. Кравченко, Е.В. Кулебякин и многих других.

Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих определенное количество параграфов, заключения, списка литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что полученные знания представляют интерес для работников и специалистов в области социальной работы, а также практических работников в данной сфере.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.