Государственно-правовая доктрина и конституционное законодательство почти всех стран мира провозглашают независимость судебной власти. Вместе с тем за главой государства сохраняются значительные полномочия, позволяющие оказывать серьезное влияние на деятельность судейского механизма.
Важнейшими полномочиями в этой области являются:
• назначение на судебные или высшие судебные должности;
• председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судейскому корпусу;
• осуществление права помилования.
Так, в США президент "по совету и с согласия Сената" назначает членов Верховного суда, который представляет собой не только высшую судебную инстанцию общей юрисдикции, но и орган конституционного надзора. О значимости этих назначений можно судить по двум весьма примечательным примерам. В 30-е годы Президент США Ф. Рузвельт столкнулся с оппозицией консервативного большинства членов Верховного суда своему так называемому "новому курсу". Только проведя назначение нескольких либеральных судей, он сумел сломить это сопротивление, хотя его попытки реформировать Верховный суд окончились безрезультатно. В 1986 г. Президент Р. Рейган назначил председателем Верховного суда У. Ринквиста и членом суда А. Скалиа, которые были известны как архиконсервативные деятели[15].
Учитывая, что члены Верховного суда пребывают в должности пожизненно, а за годы своего существования судом были объявлены неконституционными тысячи законов Конгресса и отдельных штатов, проведенные назначения оказали заметное влияние на общую ориентацию судебной политики.
Назначение, перемещение и карьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различных консультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. Во Франции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом Республики[16].
Право помилования, которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно и включает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования. О том, как оно используется, свидетельствует решение Президента Дж. Форда об освобождении от судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с поста Президента США в связи с угрозой применения импичмента.
Чрезвычайные полномочия
Во многих странах (США, Франция, Шри Ланка, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Сенегал и др.) глава государства наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайных полномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т. п. Характеризующая их общая черта — это приостановка действия конституционных гарантий, ограничение полномочий представительных учреждений, расширение власти административных или военно-политических органов, введение в ряде случаев превентивного заключения[17].
Так, согласно ст. 16 Конституции Франции, Президент Республики в случае угрозы режиму, территориальной целостности и независимости страны, выполнению международных обязательств и нормальному функционированию властей может принять все необходимые меры, диктуемые обстоятельствами. Он должен проконсультироваться с Премьер-министром, Конституционным советом и председателем палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот период важнейшего полномочия — возможности выражения недоверия правительству. В США решение президента о введении чрезвычайного положения может сопровождаться использованием вооруженных сил внутри страны для подавления волнений.
В условиях демократических стран применение чрезвычайных полномочий должно носить временный характер и использоваться исключительно в целях защиты основных прав и свобод, восстановления и утверждения законности и обеспечения нормального функционирования государственных властей.
Заключение
Итак, мы дали характеристику института главы государства, определили полномочия главы государства, а также рассмотрели порядок осуществления полномочий главы государства.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.
Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации).
Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства. В законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право обращаться в органы конституционного контроля о конституционности того или иного акта). В сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления
они обычно нуждаются в контрасигнатуре). В судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).
В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности), в связи c чем вправе принимать акты, имеющие силу закона.
Список используемой литературы:
1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 560.
2. Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 1056.
3. Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 480.
4. Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 208.
5. Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 144.
6. Кондратович Н. М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 144.
7. Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 184.
8. Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 896.
9. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 520.
10. Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 336.
11. Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 896.
12. Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 192.
13. Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 288.
14. Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 244.
[1] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 528.
[2] Баглай М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 532.
[3] Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 205.
[4] Маклаков В. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 618.
[5] Василевич Г. А., Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 192.
[6] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 83.
[7] Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 124.
[8] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 89.
[9] Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 73.
[10] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 94.
[11] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 358.
[12] Ершов В. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С. 45.
[13] Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 117.
[14] Страшун Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2007. С. 420.
[15] Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 86.
[16] Шашкова А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 140.
[17] Черкасов А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М., 2008. С. 97.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.