Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. В практике обучения истории проводят уроки, сходные по каким-либо признакам. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.
Многообразие форм проведения урока – одно из условий развития у учащихся интереса к истории как предмету, повышения качества обучения.
Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Из традиционных форм учебных занятий особой популярностью пользуются лабораторные работы и практикумы. Лабораторное занятие – это такая форма урока, когда учащиеся должны работать с историческими текстами. В итоге лабораторной работы должен быть получен определенный результат. Иная форма – практическое занятие. Главное на нем – выполнение практических работ. Например, работа с контурными картами. К нетрадиционным урокам относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки.
Система новых типов личностно-ориентированных уроков возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей, смысловых переживаний и проектов. Путь личностно-ориентированной технологии урока состоит в том, чтобы в предметном мир ребенок мог реализовать свое внутреннее «Я».
Личностно-ориентированная технология урока предлагает как обращение к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, расположенные в следующем порядке новые типы уроков:
1. урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры. Это первый этап каждой новой темы. Главная его цель – создать у учащегося впечатление-образ тех знаний, которые ему необходимо будет усвоить.
2. Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления. В процессе урока должен пробуждаться эвристический интерес, охватывающий все сознание школьника. В технологии личностно-ориентированного урока понятие мышления и логики приобретает качественно иной характер. Это объясняется тем, что урок логического мышления о истории понимается как условие открытия и переживания «чистых» состояний мышления детей. Урок завершается возвратом и разрешением проблемной задачи урока, приводящими сознание ребенка в устойчивое состояние «понимания».
3. Урок настроения имеет своей целью создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний, что и представляет собой настроение. Урок настроения – это, прежде всего, особая атмосфера эпох, литературных произведений, географических ландшафтов, музеев культуры. Это цвет и свет эпохи.
Заключение
В данной работе были рассмотрены существующие концепции содержания образования. Я считаю, что это наиболее актуальная в педагогическом и общественно-значимом плане модель, адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом.
Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.
Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 165.