Роль, канонического права в средневековой Европе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в Средние века занимало каноническое право. Первоначально оно возникло как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви, сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в западно-европейском обществе определялась рядом факторов. Здесь каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права.

Одним из наиболее значительных и уникальных явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецензия римского права, усвоение обществом[8].

Дайре определение терминов

· Варварские королевства – крупные конгломеративные королевства, где королевская власть возвышается над обществом.

В Европе в период ранних «варварских» государств, когда формирующийся класс земельных собственников – феодалов, сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшийся также поддержкой христианской церкви и крестьян – общинников, как правило, государственные образования приобретали форму раннефеодальной монархии[9].

· Меровинги – династия монархов Франкского государства. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг.[10]

После смерти Хлодвига (монарха, из династии Меровинги), его сыновья вступили в длительную кровавую борьбу за верховную власть. Феодальные распри с небольшими перерывами продолжались более ста лет. Королевство не раз распадалось на отдельные, по существу независимые государства. Лишь в начале VII в. наступило некоторое успокоение. Но события предыдущего столетия оказали существенное влияние на социально-экономическое и государственное развитие страны. Знать щедро наделялась землей. Для королей это был единственный способ привлечь ее на свою сторону. Подаренная земля становилась наследственной, свободно отчуждаемой собственностью, так называемым аллодом. Итогом таких дарений явилось резкое усиление объективно закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов – землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Особенностью монархии Меровингов было то, что здесь этот процесс приобрел исключительно большие размеры.

В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, но иногда и сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.

Упрочение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальном обществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Наступило время, как тогда говорили, «ленивых» королей.

Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (от лат. - старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактическим главой государства. На рубеже VII—VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов[11].

· Эклога – сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов Византии, разработанный на основе свода Юстиниана в 726 г.

Благодаря краткости и простоте изложения он получил широкое распространение и вне Византии, особенно в славянских странах[12].

· Совет пятисот (буле) – рабочий орган Народного собрания Афин.

Членом буле мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – территориальная единица)[13].

Каждый год Совет обновлялся, т. к. повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решения Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет[14].

· Фелония – нарушение обязанностей вассала в отношении сеньора и наоборот. Это понятие сложилось в английском уголовном праве в XIII в.

К XVI в. фелония являлась тяжким уголовным преступлением[15].

Решение задачи

Положение 176 Закона Хаммурапи гласит: «Если дворцовый раб или же раб мушкенума взял (в жены) дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, (то) дочь (полноправного) человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того, как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь (полноправного) человека для своих сыновей»[16].

Согласно этому, все нажитое совместное имущество, после смерти Кубата, должны поделить: его жена Лика и его хозяин Забар. А мастерскую по праву должен забрать Забар, т.к. это имущество не считается совместно нажитым – оно было приобретено хозяином Кубата, до вступления им в брак с Ликой.

 



Решение задачи

Согласно Закону Хаммурапи, сыновья могут делить имущество только после смерти отца. И только в определенных случаях:

· «Если человек подарил своему наследнику, которого он любит, поле, сад и дом и написал ему документ с печатью, (то) когда братья будут делиться после того, как отец умрет, подарок, который отец дал ему, он может забрать, а сверх того они должны поделиться поровну имуществом, (что) в доме их отца».

· «Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: «Я отвергну своего сына», (то) судьи должны рассмотреть его дело, и, если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую (полагается) отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства».

· «Если человеку его супруга родила сыновей, и его рабыня родила ему сыновей, (и) отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», (то) после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать (свою долю) и взять»[17].

Также, Законом Хаммурапи, предусмотрено лишение наследства: «Если сын нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, (то) в первый раз они (судьи) должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, (то) отец может отвергнуть своего сына от наследства».

А пока, делить имущество они не вправе, и являются на тот момент объектами права.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.