Основные этапы развития стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

1. Основные этапы развития стандартизации

2. Государственные стандарты РБ. Требования к содержанию стандартов на продукцию и услуги

3. Предварительные государственные стандарты. Порядок разработки и применения

4. Законодательная основа проведения работ по стандартизации в РБ

5. Средства измерений и испытаний. Понятия о достоверности и объективности измерений испытаний

6. Виды деятельности по сертификации (сертификация продукции, услуг, систем качества, персонала и др.)

7. Порядок выдачи сертификатов соответствия. Выдача копий и дубликатов сертификатов

Список использованных источников

 



Государственные стандарты РБ. Требования к содержанию стандартов на продукцию и услуги

 

Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

- национальной безопасности;

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

- охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

- требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

- требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

- требования к технической и информационной совместимости;

- правила оформления технической документации;

- общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

- требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

- термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Предварительные государственные стандарты. Порядок разработки и применения

 

Государственный стандарт Республики Беларусь - стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства - в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Государственные стандарты являются добровольными для применения.

Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов.

Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

 

Содержание

 

1. Основные этапы развития стандартизации

2. Государственные стандарты РБ. Требования к содержанию стандартов на продукцию и услуги

3. Предварительные государственные стандарты. Порядок разработки и применения

4. Законодательная основа проведения работ по стандартизации в РБ

5. Средства измерений и испытаний. Понятия о достоверности и объективности измерений испытаний

6. Виды деятельности по сертификации (сертификация продукции, услуг, систем качества, персонала и др.)

7. Порядок выдачи сертификатов соответствия. Выдача копий и дубликатов сертификатов

Список использованных источников

 



Основные этапы развития стандартизации

 

Важнейшей задачей развития хозяйства республики в современных условиях является обеспечение роста эффективности производства, улучшение качества продукции, усиление режима экономии. Этим объективно предопределяется роль стандартизации как важнейшего средства управления качеством продукции.

Стандартизация возникла в глубокой древности. К ее первым проявлениям можно отнести письменность, летоисчисление, системы счета, единицы мер и весов и др.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875г. представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

В 1925г. был создан первый центральный орган по стандартизации – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1926г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары народного потребления.

В 1968г. в соответствии с Постановлением СМ СССР “Об улучшении работы по стандартизации в стране” от 11 января 1965г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов “Государственная система стандартизации” (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68, были введены четыре категории стандартов:

- Государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ);

- республиканский стандарт (РСТ);

- отраслевой стандарт (ОСТ);

- стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 7 января 1985г. “Об организации работы по стандартизации в СССР”. В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

В Постановлении Совета Министров СССР от 25 декабря 1990г. №1340 “О совершенствовании организации работы по стандартизации” определены задачи в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой – приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой.

Образование в 1992г. независимых государств на территории бывшего Советского союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств – участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РБ послужили началом формирования системы стандартизации Республики Беларусь.

В Республике Беларусь единым органом государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт), созданный на основании решения Правительства Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 219 «Об образовании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь» было установлено, что Комитет: осуществляет руководство стандартизацией, метрологией и сертификацией в республике; обеспечивает единство измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин; взаимодействует по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями; осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники.

Стандартизация является необходимой и эффективной организационно-технической основой ведения хозяйственной деятельности. Она способствует внедрению научных достижений, обеспечивает высокое качество изделий, их унификацию, совершенствование управления.

Государственные стандарты РБ. Требования к содержанию стандартов на продукцию и услуги

 

Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

- национальной безопасности;

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

- охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

- требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

- требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

- требования к технической и информационной совместимости;

- правила оформления технической документации;

- общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

- требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

- термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Предварительные государственные стандарты. Порядок разработки и применения

 

Государственный стандарт Республики Беларусь - стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства - в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Государственные стандарты являются добровольными для применения.

Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов.

Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.