Виды и этапы анализа деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По кругу исследуемых вопросов анализ хозяйственно-финансовой деятельности подразделяют на полный и тематический. При полном анализе исследуются все стороны деятельности предприятия без исключения. При тематическом анализе изучаются только отдельные стороны или показатели работы предприятия: использование оборудования или рабочей силы, расходование фонда заработной платы или уровень себестоимости вырабатываемой продукции, использование электроэнергии или материалов, финансовое состояние предприятия или размер получаемой прибыли и т.д.

По времени проведения и используемой информации различают единовременный и периодический анализ деятельности предприятия.

Единовременный анализ носит разовый характер и осуществляется отдельными отделами заводоуправления для собственного использования или по специальным распоряжениям руководства предприятия.

Периодический анализ проводят за определенные промежутки времени. По кругу анализируемых показателей он относится к постоянно повторяемому и служит целям контроля за выполнением плана, оценки результатов хозяйственной деятельности, рационального использования основных и оборотных фондов и т.д.

Единовременный анализ выполняют по разовым, а периодический – по стабильным программам.

Периодический анализ в свою очередь подразделяют на оперативный (текущий) и последующий.

При оперативном анализе изучают только отдельные вопросы деятельности предприятия, по которым можно получать ежедневную информацию: выпуск и реализация продукции, расход сырья, заработной платы, состояние расчетов с поставщиками и покупателями и т.д. Его производят за смену, сутки, пятидневку, декаду. Он органически включается в процесс оперативного управления, осуществляется не только руководителями тех или иных подразделений, но и самими исполнителями отдельных производственных операций и обеспечивает оперативность в выявлении резервов и недостатков в работе предприятия.

Совершенствование способов получения и обработки информации посредством математических методов и ЭВМ позволяет расширить круг вопросов, подвергаемых оперативному анализу. Кроме того, применение математических методов и ЭВМ помогает не только быстро оценить достигнутые результаты, но и прогнозировать ход хозяйственных операций на ближайшие дни и декады.

Оперативный анализ выполняют по данным текущего учета и отчетности, показаниям контрольно-измерительных приборов.

Последующий анализ проводят за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год, пятилетие). Его цель – дать оценку деятельности предприятия за истекший период по всем основным показателям, выявить недостатки в работе и неиспользуемые резервы, а также те или иные закономерности и тенденции в развитии предприятия для прогнозирования (планирования) его деятельности на будущий период (год, пятилетие). Последующий анализ базируется в основном на данных планов, всех видов учета и отчетности, а также источниках внеучетного характера. Аналитическую работу на предприятии подразделяют на несколько этапов. На первом этапе составляют план работы, в котором указывают цель и программу анализа, сроки проведения, исполнителей, источники. Заранее разрабатывают формы аналитических таблиц и графиков. Определяют технические средства обобщения и использования материалов анализа. На втором этапе подбирают исходные материалы (данные), проверяют их достоверность и проводят аналитическую обработку (приведение в сопоставимое состояние и т.д.).

Наиболее важный этап – третий, в котором выявляют причины, вызвавшие отклонения от плана, уровня предшествующего периода. Для этого определяют круг взаимодействующих факторов и производят их группировку. На основе измерения положительного или отрицательного воздействия отдельных факторов устанавливают неиспользованные возможности (резервы) улучшения анализируемых показателей деятельности предприятия на определенном участке его работы.

На последнем этапе осуществляют контроль за реализацией результатов анализа и внедрением рекомендованных мероприятий.

Результаты анализа оформляют по-разному. Оперативный анализ обычно завершают принятием срочных мер по устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов. На не которых предприятиях ведут специальные журналы для регистрации принятых и внедренных предложений для накопления информационного материала.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.