Темы контрольных работ
1. Борьба классов и партий за различные пути развития России в 1917 г.
2. Отношения Киевской Руси с соседями в IX-XI в.
3. Реформаторы России новейшего времени и их судьбы (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Н.С. Хрущев, М.С. Горбачев и др. по выбору)
4. Строительство железных дорог в России на рубеже XIX – XX вв. (в том числе на примере своего региона).
5. Положение российских рабочих на рубеже XIX – XX вв.
6. Российское общество и революция 1905 – 1907 гг.: восприятие революционных идей и событий, участие в революции.
7. Роль России в международных отношениях конца XIX – начала XX вв.
8. Николай II как человек и «хозяин земли Русской».
9. Историческое значение Государственной думы (1906-1917)
10. Первые российские парламентарии (исторический портрет).
11. Судьбы Российских революционеров XX в (на примере одного или нескольких представителей революционного движения).
12. Февраль – октябрь 1917 г.: политические события в документах и мемуарах.
13. Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности государственных и политических деятелей России – СССР в XX вв.).
14. Православная церковь и советское государство: проблемы взаимоотношений в 1920 – 1980-е гг. (на примере конкретного исторического периода).
15. «Когда стреляли пушки…» (искусство в годы Гражданской и/или Великой Отечественной войн).
16. Первая волна русской эмиграции. Люди и их судьбы.
17. Россия нэповская в документах и мемуарах.
18. Жизнь и труд советских людей в годы первых пятилеток (в том числе на основе региональных и семейных источников).
19. Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920-1930-х гг.
20. Образ «кулака» в документах и мемуарах 1930-х гг.
21. «Страна за колючей проволокой» (политические процессы 1920 – первой половины 1950-х гг.).
22. Роль СССР в международной политике 1920-1980 гг. (на примере конкретного периода или региона).
23. Иностранцы о стране Советов (на мемуарных источниках 1920-1980-х гг.)
24. Советское искусство 1920-1980-х гг. как «зеркало общества» (на примере конкретного периода или вида искусства).
25. Вклад советской культуры, науки и техники 1930-1980-х гг. в мировую цивилизацию (на примере конкретного периода или направления).
26. СССР – Германия накануне Второй мировой войны.
27. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
28. Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
29. Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (в том числе на основе семейных архивов).
30. Дискуссии о Великой Отечественной войне в российском обществе и странах СНГ.
31. «Оттепель» середины 1950-х гг. в жизни советского общества.
32. Поколение «шестидесятников», их след в истории нашей страны.
33. «Жизнь с двойной моралью» (историко-психологическая характеристика советского общества в 1960-1980-е гг.).
34. Диссидентское движение в СССР в 1960-1980-е гг.
35. Беловежское соглашение 1991 г. – дискуссии продолжаются.
36. От СССР к России: проблемы обретения новой родины и нового гражданства в 1990-е гг.
37. Россия и СНГ: динамика отношений в конце XX - начале XXI вв.
38. Россия в современном мире (социально-экономические, социокультурные аспекты, по выбору).
39. Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива.
40. Формирование служилого сословия в Русском государстве.
41. Местничество, его эволюция в XIV – XVII вв.
42. Приказная система управления и ее особенности.
43. Государев Двор и государева служба в XVII вв.
44. Организация управления Сибирью в XVII в.
45. Городское и крестьянское самоуправление в Сибири XVII в. в трудах отечественных историков.
46. Политический сыск в России XVII – начала XVIII вв.
47. Чиновная бюрократия при Петре I.
48. Контроль деятельности государственного аппарата в первой четверти XVIII в.
49. Изменения в системе государственного управления в перио правления Павла I.
50. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX в.
51. Воцарение династии Романовых.
52. Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия.
53. Русско-японская война. Война 1904 – 1905 гг.
54. «Откуда есть пошла земля Русская?» Образование Древнерусского государства.
55. Норманнская теория образования Древнерусского государства.
56. Культура Древней Руси (X – XIII вв.).
57. Отношения Руси и Золотой Орды. Манголо-татарское иго и его историческое значение.
58. Образование единого российского государства: политические и духовные лидеры XIV – XV вв.
59. Опричнина и ее историческое значение.
60. Феномен самозванства в отечественной истории вначале XVII в.
61. Освободительная борьба против польско-шведских интервентов вначале XVII в. Народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского.
62. «Бунташный век»: причины, характер, предводители социальных движений.
63. Петр великий – царь реформатор: цена преобразований.
64. Сподвижники Петра I: «птенцы гнезда Петрова».
65. Внешняя политика Российской империи в XVIII в. (направления, задачи, результаты.).
66. Образ эпохи Екатерины II в литературе и искусстве.
67. Дворянство Российской империи XVIII – XIX вв. (нравы, служба, быт).
68. Национальные окраины Российской империи в XVII – XIX вв.
69. Русская Америка в XVIII – XIX вв.
70. От конституционных проектов Александра I к «апогею самодержавия».
71. Николай I.
72. Историческое значение Отечественной войны 1812 года.
73. Проблема «Россия и Западная Европа» в официальной идеологии и общественном сознании времен николаевского царствования.
74. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – шаг в преобразовании страны «сверху».
75. Россия в первой мировой войне. Война и российское общество.
76. Становление и развитие Российского государства в 1992-2005 гг. Конституция РФ 1993 г.
77. НЭП: цели введения, дискуссии, противоречия, причины свертывания.
78. Создание однопартийной системы и общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е.
79. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
80. Реформаторская деятельность Хрущева: успехи и просчеты.
81. «Перестройка»: задачи, надежды и реалии.
82. Распад СССР (внутри- и внешнеполитические аспекты). Образование СНГ.
83. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е – 2005 гг.
84. Императрица Анна Иоанновна в истории России.
85. Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность).
86. Внешняя политика России в царствование Александра III (1881-1894 гг.)
87. Внешняя политика России в царствование Николая I.
88. Промышленный подъем 90х гг.
89. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
90. Общественное движение в 60-70х гг.
91. Политическая раздробленность Руси (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества).
92. Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в.
93. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Россия на пути перехода от традиционного общества к индустриальному.
94. Народничество: «от хождения в народ» к террору «народной воли».
95. Общественная жизнь России во второй четверти XIX в. Славянофилы и Западники.
96. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.
97. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г.
98. Церковная реформа Никона.
99. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
100. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы.
Методические указания студентам
Работа на лекции
Во время лекций студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.
Подготовка к практическим занятиям
При подготовке к каждому занятию необходимо:
а) внимательно прочитать вопрос;
б) подготовиться к ответу на вопрос, выстроить логичную концепцию ответа;
в) обратиться к курсу лекций по данному вопросу для выявления проблемных точек и дискуссионных позиций;
г) обратиться к учебным и учебно-методическим материалам с целью уточнения терминологии, хронологии, детализации процессов, содержание которых студент планирует осветить в своём ответе;
д) дополнить ответ материалами научной, научно-популярной литературы, сети интернет.
3. Организация самостоятельной работы студентов
Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной.
Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям.
Самостоятельная работа по изучению курса «История» включает:
1. Подготовку к семинарским занятиям:
а) просмотр записей лекционного курса;
б) изучение рекомендованной литературы;
с) составление конспектов.
2. Написание рефератов по предложенным темам
3. Подготовку к экзамену и зачету
Подготовка устного доклада
Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.
Реферат должен состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.
Подготовка письменной контрольной работы
Первый семестр изучения курса «История» завершается написанием студентами, самостоятельно, вне аудитории, контрольной работы. Студенты могут выбрать, для освещения 2 вопроса (из общего перечня в 100 вопросов). Принцип выбора заключается в том, что первый вопрос соответствует номеру, согласно списку, в студенческом журнале, второй персональной дате рождения.
Контрольная работа выполняется в рукописной форме в тетради на 12 листов. На первом листе, в тетради, указывается наименование вуза, института (факультета), наименование работы – «Контрольная работа», дисциплина, обозначаются вопросы, кем и когда выполнена контрольная, данные проверяющего.
По содержанию работа состоит из:
– введения;
– содержания (1-й, 2-й вопросы);
– заключения;
– списка, использованной литературы.
Темы контрольных работ
1. Борьба классов и партий за различные пути развития России в 1917 г.
2. Отношения Киевской Руси с соседями в IX-XI в.
3. Реформаторы России новейшего времени и их судьбы (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Н.С. Хрущев, М.С. Горбачев и др. по выбору)
4. Строительство железных дорог в России на рубеже XIX – XX вв. (в том числе на примере своего региона).
5. Положение российских рабочих на рубеже XIX – XX вв.
6. Российское общество и революция 1905 – 1907 гг.: восприятие революционных идей и событий, участие в революции.
7. Роль России в международных отношениях конца XIX – начала XX вв.
8. Николай II как человек и «хозяин земли Русской».
9. Историческое значение Государственной думы (1906-1917)
10. Первые российские парламентарии (исторический портрет).
11. Судьбы Российских революционеров XX в (на примере одного или нескольких представителей революционного движения).
12. Февраль – октябрь 1917 г.: политические события в документах и мемуарах.
13. Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности государственных и политических деятелей России – СССР в XX вв.).
14. Православная церковь и советское государство: проблемы взаимоотношений в 1920 – 1980-е гг. (на примере конкретного исторического периода).
15. «Когда стреляли пушки…» (искусство в годы Гражданской и/или Великой Отечественной войн).
16. Первая волна русской эмиграции. Люди и их судьбы.
17. Россия нэповская в документах и мемуарах.
18. Жизнь и труд советских людей в годы первых пятилеток (в том числе на основе региональных и семейных источников).
19. Формирование культа личности Сталина в советском обществе 1920-1930-х гг.
20. Образ «кулака» в документах и мемуарах 1930-х гг.
21. «Страна за колючей проволокой» (политические процессы 1920 – первой половины 1950-х гг.).
22. Роль СССР в международной политике 1920-1980 гг. (на примере конкретного периода или региона).
23. Иностранцы о стране Советов (на мемуарных источниках 1920-1980-х гг.)
24. Советское искусство 1920-1980-х гг. как «зеркало общества» (на примере конкретного периода или вида искусства).
25. Вклад советской культуры, науки и техники 1930-1980-х гг. в мировую цивилизацию (на примере конкретного периода или направления).
26. СССР – Германия накануне Второй мировой войны.
27. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
28. Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
29. Триумф и трагедия народа-победителя в Великой Отечественной войне (в том числе на основе семейных архивов).
30. Дискуссии о Великой Отечественной войне в российском обществе и странах СНГ.
31. «Оттепель» середины 1950-х гг. в жизни советского общества.
32. Поколение «шестидесятников», их след в истории нашей страны.
33. «Жизнь с двойной моралью» (историко-психологическая характеристика советского общества в 1960-1980-е гг.).
34. Диссидентское движение в СССР в 1960-1980-е гг.
35. Беловежское соглашение 1991 г. – дискуссии продолжаются.
36. От СССР к России: проблемы обретения новой родины и нового гражданства в 1990-е гг.
37. Россия и СНГ: динамика отношений в конце XX - начале XXI вв.
38. Россия в современном мире (социально-экономические, социокультурные аспекты, по выбору).
39. Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива.
40. Формирование служилого сословия в Русском государстве.
41. Местничество, его эволюция в XIV – XVII вв.
42. Приказная система управления и ее особенности.
43. Государев Двор и государева служба в XVII вв.
44. Организация управления Сибирью в XVII в.
45. Городское и крестьянское самоуправление в Сибири XVII в. в трудах отечественных историков.
46. Политический сыск в России XVII – начала XVIII вв.
47. Чиновная бюрократия при Петре I.
48. Контроль деятельности государственного аппарата в первой четверти XVIII в.
49. Изменения в системе государственного управления в перио правления Павла I.
50. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX в.
51. Воцарение династии Романовых.
52. Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия.
53. Русско-японская война. Война 1904 – 1905 гг.
54. «Откуда есть пошла земля Русская?» Образование Древнерусского государства.
55. Норманнская теория образования Древнерусского государства.
56. Культура Древней Руси (X – XIII вв.).
57. Отношения Руси и Золотой Орды. Манголо-татарское иго и его историческое значение.
58. Образование единого российского государства: политические и духовные лидеры XIV – XV вв.
59. Опричнина и ее историческое значение.
60. Феномен самозванства в отечественной истории вначале XVII в.
61. Освободительная борьба против польско-шведских интервентов вначале XVII в. Народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского.
62. «Бунташный век»: причины, характер, предводители социальных движений.
63. Петр великий – царь реформатор: цена преобразований.
64. Сподвижники Петра I: «птенцы гнезда Петрова».
65. Внешняя политика Российской империи в XVIII в. (направления, задачи, результаты.).
66. Образ эпохи Екатерины II в литературе и искусстве.
67. Дворянство Российской империи XVIII – XIX вв. (нравы, служба, быт).
68. Национальные окраины Российской империи в XVII – XIX вв.
69. Русская Америка в XVIII – XIX вв.
70. От конституционных проектов Александра I к «апогею самодержавия».
71. Николай I.
72. Историческое значение Отечественной войны 1812 года.
73. Проблема «Россия и Западная Европа» в официальной идеологии и общественном сознании времен николаевского царствования.
74. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – шаг в преобразовании страны «сверху».
75. Россия в первой мировой войне. Война и российское общество.
76. Становление и развитие Российского государства в 1992-2005 гг. Конституция РФ 1993 г.
77. НЭП: цели введения, дискуссии, противоречия, причины свертывания.
78. Создание однопартийной системы и общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е.
79. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
80. Реформаторская деятельность Хрущева: успехи и просчеты.
81. «Перестройка»: задачи, надежды и реалии.
82. Распад СССР (внутри- и внешнеполитические аспекты). Образование СНГ.
83. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е – 2005 гг.
84. Императрица Анна Иоанновна в истории России.
85. Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность).
86. Внешняя политика России в царствование Александра III (1881-1894 гг.)
87. Внешняя политика России в царствование Николая I.
88. Промышленный подъем 90х гг.
89. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
90. Общественное движение в 60-70х гг.
91. Политическая раздробленность Руси (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества).
92. Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в.
93. Великие реформы 1860 – 1870-х гг. Россия на пути перехода от традиционного общества к индустриальному.
94. Народничество: «от хождения в народ» к террору «народной воли».
95. Общественная жизнь России во второй четверти XIX в. Славянофилы и Западники.
96. Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.
97. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г.
98. Церковная реформа Никона.
99. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
100. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы.
Методические указания студентам
Работа на лекции
Во время лекций студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов и т.д.
Подготовка к практическим занятиям
При подготовке к каждому занятию необходимо:
а) внимательно прочитать вопрос;
б) подготовиться к ответу на вопрос, выстроить логичную концепцию ответа;
в) обратиться к курсу лекций по данному вопросу для выявления проблемных точек и дискуссионных позиций;
г) обратиться к учебным и учебно-методическим материалам с целью уточнения терминологии, хронологии, детализации процессов, содержание которых студент планирует осветить в своём ответе;
д) дополнить ответ материалами научной, научно-популярной литературы, сети интернет.
3. Организация самостоятельной работы студентов
Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной.
Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям.
Самостоятельная работа по изучению курса «История» включает:
1. Подготовку к семинарским занятиям:
а) просмотр записей лекционного курса;
б) изучение рекомендованной литературы;
с) составление конспектов.
2. Написание рефератов по предложенным темам
3. Подготовку к экзамену и зачету
Работа на семинарских занятиях
Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар – активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций, глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.
В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 294.