Большая часть трудностей, с которыми дети сталкиваются в школе, связаны, скорее, с поведением, чем со способностями к учебе. Например, многие из тех, кто плохо учится, не выполняют домашних заданий или плохо ведут себя во время уроков. И наоборот, большинство отличников — это те, кто ведет себя хорошо в школе: выполняют указания учителей, принимают критические замечания и ладят с одноклассниками. Ученики, обладающие хорошими навыками социального общения, чаще всего не имеют особых проблем с успеваемостью.
Мы опишем, что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе.
Во-первых, помогите вашему ребенку научиться тому, как следовать указаниям. В конце этой главы приводятся шесть навыков, которые помогут ребенку в школе.
Во-вторых, постоянно принимайте активное участие в их учебе. Исследования показали, что школьные успехи детей тесно связаны с тем, насколько родители вовлечены в их школьную жизнь. Если вы будете регулярно интересоваться, как прошел у вашего ребенка его школьный день, это уже положит хорошее начало вашему участию.
Однако будет еще лучше, если, расспрашивая детей, вы обратите внимание на следующие вещи:
Вместо того чтобы задавать общий вопрос, на который ребенок может дать краткий и односложный ответ, попросите его рассказать или даже показать что-то конкретное. На такие просьбы как: «Покажи, что вы сегодня делали в школе» или «Расскажи, чем вы занимались на математике», ребенок сможет дать гораздо более подробный ответ, чем на общий вопрос: «Как дела в школе?» Интересуясь теми сторонами школьной жизни, которые ему особенно по душе, вы завоюете доверие ребенка и откроете возможность обсуждать другие школьные темы. Спросите детей об их друзьях и одноклассниках, о том, какие предметы или учителя им больше всего нравятся, а какие — не нравятся.
Вот еще пять способов, которые помогут вам повлиять на школьные успехи ребенка:
ОТВЕДИТЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:
Вот что можно предложить ребенку в этом случае:
ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ ГОТОВИТЬ УРОКИ:
Даже если вы не очень уверенно чувствуете себя с дробями, физикой или разбором предложения, есть вещи, в которых вы все-таки в состоянии помочь своему ребенку. Прежде всего, сделайте так, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам за советом, и при каждой удобной возможности хвалите его за то, что он делает уроки.
Во-вторых, вы можете показывать ребенку хороший пример. Пока он занимается, почитайте книгу, напишите письмо или составьте список того, что нужно сделать или купить. Если у ребенка возникнут вопросы, на которые вы не можете ответить, пусть он позвонит одноклассникам или кому-то, кто может в этом помочь. Затем попросите его объяснить вам то, что он узнает, чтобы вы оба поняли, о чем идет речь.
Помогите ребенку организовать свое рабочее время и достать нужные для занятий материалы. Может быть, для этого необходимо составить отдельный список всего, что предстоит сделать за этот вечер, и затем решить, в какой последовательности выполнять задание и сколько времени отводить на каждый из предметов.
И наконец, проследите за тем, чтобы ребенок садился за уроки в назначенное время. Регулярное расписание помогает детям учиться лучше.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ С УЧИТЕЛЯМИ:
Посещайте родительские собрания и дни открытых дверей. Познакомьтесь со всеми учителями и объясните им, что вы заинтересованы в том, чтобы знать, как идут дела у вашего ребенка. Попросите разрешения, если это возможно, иногда звонить учителю или заходить в школу. С периодичностью в одну-две недели узнавайте у учителя об успеваемости вашего сына или дочери. Вы можете рассказать учителю, какие навыки вы пытаетесь привить ребенку, например, пытаетесь научить его выполнять указания и обращаться за помощью. Может быть, учитель сможет обращать внимание на эти вещи в школе. Держите учителя в курсе основных событий в жизни вашего ребенка — рождении брата или сестры, смерти родственника или других эмоциональных ситуациях. Не забудьте поблагодарить учителя за его работу и за то время, которое он уделяет вашему ребенку.
Чаще всего родители ждут, пока учитель сам обратится к ним. Однако, учитывая большое количество детей в классах, у учителей обычно не хватает времени на регулярные контакты с родителями. Как правило, учитель вызывает родителей в школу или звонит им, когда случается что-то плохое. Если ваш ребенок — не из самых прилежных учеников, разговор с учителем в начале года будет лучшей возможностью услышать что-то хорошее о своем ребенке. Не упустите этот шанс. Узнав о ребенке что-то хорошее, обязательно передайте ему это и дайте понять, насколько это важно. Когда вы узнаете о каких-то проблемах, используйте корректирующее обучение, СВОПР или составление договора.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДНЕВНИК И «ШКОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ», ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА УСПЕХАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛЕ:
В большинстве школ ученики ведут дневник, в который они записывают расписание уроков и домашние задания. Учителя ставят в дневник отметки, записывают свои замечания, хвалят ученика или пишут о том, на что родители должны обратить внимание.
Регулярный просмотр дневника вашего ребенка поможет вам следить за его успехами в школе и поддерживать контакт с учителем. Записи учителя в дневнике обычно краткие и конкретные. Зайдите в школу, чтобы встретиться с учителем, или созвонитесь с ним, чтобы получить более подробную информацию и обсудить школьные успехи вашего ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку улучшить успеваемость и поведение в классе, некоторые родители и учителя используют специальные «школьные карточки».
Карточки содержат краткую и конкретную информацию о поведении вашего ребенка, которое вы хотите улучшить. Они помогают сконцентрироваться на каком-то конкретном проблемном поведении ребенка. Подготовив такую карточку самостоятельно или вместе с учителем, родители помогут учителю легко и быстро отметить на ней положительное или отрицательное поведение ребенка.
Учитель регулярно заполняет карточку и дает ученику, чтобы тот передал родителям. Не забудьте попросить учителя подписывать эту карточку. Карточки могут заполняться ежедневно, еженедельно или раз в месяц.
Ниже приведены примеры школьных карточек.
Многие родители считают полезным не только хвалить, но и как-то вознаграждать ребенка за успехи и хорошее поведение в школе. Можно составить с ребенком договор, в котором указать конкретные вознаграждения, которые получит ребенок, если выполнит то, что в нем написано.
РЕШАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЯМИ:
Получив вызов в школу, родители обычно начинают волноваться. Если вы оказались в подобном положении, попробуйте воспользоваться некоторыми из приведенных советов.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Школа связана с целым рядом перемен в жизни ваших детей. Они переходят из детского сада в начальную школу, затем в средние и старшие классы. Каждый год дети совершают переход от беззаботности летних каникул к строгости занятий в классе. Даже в течение дня дети переходят от одного предмета к другому и из одного класса в другой. Вот несколько советов, которые помогут родителям поддержать своих детей во время этих изменений и переходов:
Ниже приведены некоторые навыки, которым вы можете учить вашего ребенка, чтобы улучшить его успеваемость в школе.
1. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ:
Редко встретишь ребенка, который бы воспринимал домашние задания как большое удовольствие. Однако умение быстро и хорошо готовить уроки понадобится ему на протяжении всей жизни. Выполняя домашнюю работу, ребенок должен придерживаться следующих шагов:
1. Выяснить в школе, что задано по каждому предмету.
2. Не забыть взять книги и другие материалы, необходимые для выполнения уроков.
3. Сесть за уроки в отведенное для этого время.
4. Тщательно и старательно выполнить все домашние задания.
5. Аккуратно сложить приготовленные на завтра уроки в портфель или сумку.
ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
2. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ:
Если ребенок научится правильно готовиться к урокам, он будет чувствовать себя более уверенно и сможет лучше учиться. Вот как следует готовиться к урокам:
1. Подготовь все необходимые книги, тетради, домашнюю работу, карандаши и ручки.
Приходи в класс вовремя.
3. Предъявляй домашние задания по первому требованию учителя. Записывай задания.
ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
3. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Значительная часть жизни ребенка проходит в классе. Поэтому важно, чтобы он умел правильно взаимодействовать с учителями. Одним из навыков, которые ему для этого потребуются, является умение привлечь внимание учителя.
1. Посмотри на учителя.
2. Спокойно подними руку.
3. Подожди, чтобы учитель тебя вызвал.
4. Спокойным голосом задай свой вопрос или ответь на вопрос учителя.
5. Если учитель ответит на твой вопрос, поблагодари его.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
4. КАК УЧИТЬ УРОКИ:
Ни в начальных, ни в старших классах нельзя добиться успеха, если не умеешь учить уроки. В институте этот навык еще более необходим. Как известно, тот, кто регулярно выполняет домашние задания, учится гораздо лучше, чем те, кто их не делает. Следующие указания помогут вашему ребенку лучше готовить уроки:
1. Подбери необходимые книги и материалы.
2. Сосредоточь внимание на задании.
3. Записывай то, что считаешь особенно важным.
4. Несколько раз повтори про себя главные сведения.
5. Выполняя задание, не отвлекайся (никакого телевизора или радио).
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
ЕСЛИ КТО-ТО МЕШАЕТ ТЕБЕ ЗАНИМАТЬСЯ:
Иногда дети уверяют, что шум нисколько не мешает им делать уроки, внимательно слушать то, что мы им говорим, или выполнять другие задания, требующие сосредоточенности. Бывает, они пытаются нас убедить, что для того, чтобы сосредоточиться, им просто необходима музыка, телевизор или друзья. Что бы они ни говорили, шум и другие отвлекающие факторы снижают способность ребенка концентрировать внимание. Как же научить их заниматься в классе, где так много отвлекающих моментов? Вот несколько шагов, которые в этом помогут:
1. Старайся не смотреть на тех, кто тебе мешает.
2. Продолжай сосредотачиваться на своей работе.
3. Не отвечай на вопросы, поддразнивание и хихиканье.
4. При необходимости сообщи о том, что тебя отвлекают, старшим.
ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:
Иногда во время урока детям неудобно бывает жаловаться на того, кто им мешает. Можно поговорить об этом с учителем после урока и объяснить ситуацию.
6. КАК ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ:
Вряд ли кому-нибудь из детей нравится оставаться в стороне от жизни коллектива, однако бывает, что ребенок просто не знает, что нужно сделать, чтобы включиться в общее дело, или стесняется попросить об этом. Вот некоторые шаги, которые помогут ему сделать это с меньшими усилиями:
1. Вежливо спроси, можешь ли ты присоединиться.
2. Спроси, что ты должен делать (или сам предложи заняться чем-то, что тебе особенно нравится).
3. Выполни возложенную на тебя обязанность.
4. Сотрудничай с другими ребятами — слушай и принимай то, что предлагают они, и высказывай свои мысли.
5. Выражай одобрение, когда у них что-то хорошо получается.
ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Большую часть дня дети проводят в школе. Ваш интерес и внимание к школьным делам ваших детей — залог их успехов. Рекомендации, представленные в этой главе, основаны на результатах исследований и опыте работы «Боуз Таун», в котором живут и учатся каждый год более тысячи детей. Если ваш ребенок испытывает трудности при переходе из одного класса в другой или плохо справляется с увеличивающейся с каждым годом ответственностью, наши рекомендации могут помочь вам. Конечно, это только самые общие указания, они не рассматривают все возможные ситуации и проблемы. Если у вашего ребенка более серьезные трудности в школе, и у вас складывается впечатление, что наши рекомендации не улучшают ситуацию, обратитесь к школьному психологу или другому специалисту в данной области.
К Р А Т К И Й С П Р А В О Ч Н И К:
ЭФФЕКТИВНАЯ ПОХВАЛА
Помните, что следует поощрять даже маленькие шаги в нужном направлении!
1. Продемонстрируйте свое одобрение.
2. Опишите положительное поведение.
3. Объясните причину.
4. Дополнительное вознаграждение (не обязательно).
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тренировка поведения, которое вы ожидаете от ребенка, поможет предупредить проблемы в будущем.
1. Опишите, что вы хотите.
2. Объясните причину.
3. Потренируйтесь.
КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Избегайте чтения нотаций и ругани, когда ваши дети плохо себя ведут.
1. Остановите неправильное поведение.
2. Сообщите «последствие».
3. Опишите, что вы хотите.
4. Потренируйте то, что вы хотите.
ОБУЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЮ
Когда вы или ваши дети расстроены, уделите время тому, чтобы успокоиться, прежде чем делать что-то еще.
Первый этап: дайте успокоиться.
1. Опишите неправильное поведение.
2. Дайте четкие указания.
3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.
Второй этап: последующее обучение.
1. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
2. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.
3. Сообщите «последствие».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 161.