КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУДОБИТЬСЯ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Большая часть трудностей, с которыми дети стал­киваются в школе, связаны, скорее, с поведени­ем, чем со способностями к учебе. Например, мно­гие из тех, кто плохо учится, не выполняют до­машних заданий или плохо ведут себя во время уроков. И наоборот, большинство отличников — это те, кто ведет себя хорошо в школе: выполня­ют указания учителей, принимают критические замечания и ладят с одноклассниками. Ученики, обладающие хорошими навыками социального об­щения, чаще всего не имеют особых проблем с успеваемостью.

Мы опишем, что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе.

Во-первых, помогите вашему ребенку научить­ся тому, как следовать указаниям. В конце этой главы приводятся шесть навыков, которые помо­гут ребенку в школе.

Во-вторых, постоянно принимайте активное участие в их учебе. Исследования показали, что школьные успехи детей тесно связаны с тем, на­сколько родители вовлечены в их школьную жизнь. Если вы будете регулярно интересоваться, как прошел у вашего ребенка его школьный день, это уже положит хорошее начало вашему участию.

Однако будет еще лучше, если, расспрашивая де­тей, вы обратите внимание на следующие вещи:

Вместо того чтобы задавать общий вопрос, на который ребенок может дать краткий и однослож­ный ответ, попросите его рассказать или даже показать что-то конкретное. На такие просьбы как: «Покажи, что вы сегодня делали в школе» или «Расскажи, чем вы занимались на математике», ребенок сможет дать гораздо более подробный ответ, чем на общий вопрос: «Как дела в школе?» Интересуясь теми сторонами школьной жизни, ко­торые ему особенно по душе, вы завоюете дове­рие ребенка и откроете возможность обсуждать другие школьные темы. Спросите детей об их дру­зьях и одноклассниках, о том, какие предметы или учителя им больше всего нравятся, а какие — не нравятся.

Вот еще пять способов, которые помогут вам повлиять на школьные успехи ребенка:

 

ОТВЕДИТЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:

  • У ребенка должно быть постоянное место для приготовления уроков. Необходимо, чтобы стол, за которым он будет делать уроки, был чистым, свободным от посторонних вещей (обеденный стол на кухне или письменный стол в детской).
  • Когда ребенок делает уроки, вокруг должно быть тихо. Выключите на это время телевизор и ра­дио. Если в доме есть младшие дети, проследи­те за тем, чтобы они не мешали старшему брату или сестре заниматься — почитайте им или вый­дите с ними погулять.
  •  Установите определенное количество времени, которое ребенок должен посвящать приготовле­нию уроков каждый день. Для младших школь-
  • никое обычно рекомендуется час—полтора, для учащихся средних классов — полтора—два часа, для старшеклассников — два часа и больше.
  • Если вашему ребенку трудно долго сосредота­чивать внимание, разделите время приготовле­ния уроков на несколько частей. Некоторые дети, особенно те, кто учится в младших классах, зани­маются более эффективно, если каждые 15 ми­нут делают небольшой перерыв.
  • Выделите для приготовления уроков постоянное время. Оно должно быть удобно для ребенка и должно соответствовать вашему собственному расписанию. Некоторые дети предпочитают де­лать домашнее задание сразу после школы, но, если родители в это время на работе, они не смогут проследить, чтобы ребенок сел за уроки, и в случае необходимости помочь ему. Для мно­гих семей самым подходящим временем бывает 4—6 часов вечера. Родители, придя с работы, могут проследить, как ребенок делает уроки и, если нужно, помочь. В это время вы и ваш ребе­нок еще не очень устали, и, кроме того, есть достаточный запас времени, чтобы не слишком поздно засиживаться за уроками, если в школе зададут больше, чем обычно. Если приступать к урокам позже, ребенок может устать и, чувст­вуя, что не успевает все сделать, начать нерв­ничать и скандалить.
  • Ребенок должен сделать уроки до того, как по­лучит возможность смотреть телевизор, говорить по телефону или пойти навестить друга.
  • Если детям ничего не задано, или они все сде­лали еще в школе, можно использовать это вре­мя для того, чтобы подготовить какие-то уроки на будущее или почитать. Главное, чтобы они чему-то учились.

 

Вот что можно предложить ребенку в этом случае:

  • Почитать вслух младшему брату или сестре.
  • Прочитать газетную или журнальную статью о событиях в мире, о здоровье, о проблемах подростков и т. д.
  • Написать письмо бабушке с дедушкой, дру­зьям или родственникам.
  • Если ребенок ведет дневник, сделать в нем какую-нибудь запись.

ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ ГОТОВИТЬ УРОКИ:

Даже если вы не очень уверенно чувствуете себя с дробями, физикой или разбором предложения, есть вещи, в которых вы все-таки в состоянии по­мочь своему ребенку. Прежде всего, сделайте так, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам за сове­том, и при каждой удобной возможности хвалите его за то, что он делает уроки.

Во-вторых, вы можете показывать ребенку хо­роший пример. Пока он занимается, почитайте кни­гу, напишите письмо или составьте список того, что нужно сделать или купить. Если у ребенка воз­никнут вопросы, на которые вы не можете отве­тить, пусть он позвонит одноклассникам или кому-то, кто может в этом помочь. Затем попросите его объяснить вам то, что он узнает, чтобы вы оба по­няли, о чем идет речь.

Помогите ребенку организовать свое рабочее время и достать нужные для занятий материалы. Может быть, для этого необходимо составить от­дельный список всего, что предстоит сделать за этот вечер, и затем решить, в какой последова­тельности выполнять задание и сколько времени отводить на каждый из предметов.

И наконец, проследите за тем, чтобы ребенок садился за уроки в назначенное время. Регулярное расписание помогает детям учиться лучше.

 

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ С УЧИТЕЛЯМИ:

Посещайте родительские собрания и дни откры­тых дверей. Познакомьтесь со всеми учителями и объясните им, что вы заинтересованы в том, что­бы знать, как идут дела у вашего ребенка. Попро­сите разрешения, если это возможно, иногда зво­нить учителю или заходить в школу. С периодично­стью в одну-две недели узнавайте у учителя об успеваемости вашего сына или дочери. Вы можете рассказать учителю, какие навыки вы пытаетесь привить ребенку, например, пытаетесь научить его выполнять указания и обращаться за помощью. Может быть, учитель сможет обращать внимание на эти вещи в школе. Держите учителя в курсе основных событий в жизни вашего ребенка — рож­дении брата или сестры, смерти родственника или других эмоциональных ситуациях. Не забудьте по­благодарить учителя за его работу и за то время, которое он уделяет вашему ребенку.

Чаще всего родители ждут, пока учитель сам обратится к ним. Однако, учитывая большое коли­чество детей в классах, у учителей обычно не хва­тает времени на регулярные контакты с родителя­ми. Как правило, учитель вызывает родителей в школу или звонит им, когда случается что-то пло­хое. Если ваш ребенок — не из самых прилежных учеников, разговор с учителем в начале года бу­дет лучшей возможностью услышать что-то хоро­шее о своем ребенке. Не упустите этот шанс. Уз­нав о ребенке что-то хорошее, обязательно пере­дайте ему это и дайте понять, насколько это важно. Когда вы узнаете о каких-то проблемах, исполь­зуйте корректирующее обучение, СВОПР или со­ставление договора.

 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДНЕВНИК И «ШКОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ», ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА УСПЕХАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛЕ:

В большинстве школ ученики ведут дневник, в кото­рый они записывают расписание уроков и домашние задания. Учителя ставят в дневник отметки, записы­вают свои замечания, хвалят ученика или пишут о том, на что родители должны обратить внимание.

Регулярный просмотр дневника вашего ребенка поможет вам следить за его успехами в школе и под­держивать контакт с учителем. Записи учителя в днев­нике обычно краткие и конкретные. Зайдите в шко­лу, чтобы встретиться с учителем, или созвонитесь с ним, чтобы получить более подробную информацию и обсудить школьные успехи вашего ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку улучшить успе­ваемость и поведение в классе, некоторые родите­ли и учителя используют специальные «школьные карточки».

Карточки содержат краткую и конкретную ин­формацию о поведении вашего ребенка, которое вы хотите улучшить. Они помогают сконцентрировать­ся на каком-то конкретном проблемном поведении ребенка. Подготовив такую карточку самостоятель­но или вместе с учителем, родители помогут учи­телю легко и быстро отметить на ней положитель­ное или отрицательное поведение ребенка.

Учитель регулярно заполняет карточку и дает ученику, чтобы тот передал родителям. Не забудь­те попросить учителя подписывать эту карточку. Карточки могут заполняться ежедневно, еженедель­но или раз в месяц.

Ниже приведены примеры школьных карточек.

Многие родители считают полезным не только хвалить, но и как-то вознаграждать ребенка за успехи и хорошее поведение в школе. Можно со­ставить с ребенком договор, в котором указать кон­кретные вознаграждения, которые получит ребе­нок, если выполнит то, что в нем написано.

 

РЕШАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЯМИ:

Получив вызов в школу, родители обычно начина­ют волноваться. Если вы оказались в подобном по­ложении, попробуйте воспользоваться некоторы­ми из приведенных советов.

  • Постарайтесь успокоиться. Вы сможете гораз­до лучше помочь ребенку, если во время встречи с учителями и администрацией сохра­ните спокойствие и сможете сосредоточить­ся на возникшей проблеме.
  • Выясните, в чем именно состоит проблема. Если вам не удалось сразу уловить ее суть со слов учителя, не стесняйтесь задать конкрет­ные вопросы. Ваша задача не в том, чтобы подвергнуть сомнению наличие проблемы, а в том, чтобы составить о ней четкое пред­ставление.
  • Спросите учителей или администрацию, что они предлагают сделать, чтобы разрешить воз­никшую проблему или изменить ситуацию. Они обладают большим опытом работы с разными детьми и могут знать, что лучше предпри­нять в подобном случае.
  • Предложите свой способ разрешения пробле­мы или улучшения ситуации. Доверяйте сво­ему чутью — никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Прислушивайтесь к тому, что советуют учителя, но не стесняйтесь поде­литься своим мнением.
  • Не принимайте ничью сторону и не старай­тесь во что бы то ни стало оправдать своего ребенка. Помните, что цель вашей встречи с учителями в том, чтобы получить информа­цию, разрешить конкретную проблему и най­ти способ помочь ребенку избежать подобных сложностей в будущем. Вместе с ребенком
  • приложите все усилия, чтобы выполнить то, о чем вы договоритесь с учителями.
  • Поблагодарите учителей и администрацию за их заботу и уделенное вам время. Вызов ро­дителей в школу вызывает напряжение у всех участников ситуации. Покажите учителям, что вы высоко цените их усилия.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Школа связана с целым рядом перемен в жизни ва­ших детей. Они переходят из детского сада в началь­ную школу, затем в средние и старшие классы. Каж­дый год дети совершают переход от беззаботности летних каникул к строгости занятий в классе. Даже в течение дня дети переходят от одного предмета к другому и из одного класса в другой. Вот несколько советов, которые помогут родителям поддержать сво­их детей во время этих изменений и переходов:

  • Воспринимайте школу как благо и старайтесь пе­редать это отношение детям. Говорите с ними о том хорошем, что происходит в школе. Рассказы­вайте о собственном положительном школьном опыте.
  • Начинайте рассказывать ребенку о школе как мож­но раньше. Постарайтесь настроить его на то, что­бы он стремился получить хорошее образование.
  • Будьте готовы к тому, что в школе ребенок встре­тится с различными трудностями, с контрольны­ми, домашними заданиями, сложностями в отно­шениях с детьми. Старайтесь проявить понимание, когда он будет рассказывать вам о своих неудачах.
  • Внимательно слушайте то, что рассказывает вам ребенок. Иногда ему необходимо просто погово­рить о том, что происходит у него в школе, в его жизни. Поддерживайте его и будьте внима­ тельны к его проблемам.
  • Побывайте у ребенка в школе. Выясните его рас­писание, познакомьтесь с учителями и админис­трацией.
  • Хвалите ребенка за все хорошее, что он дела­ет, особенно в тех случаях, когда ему удается разрешить сложные ситуации.

Ниже приведены некоторые навыки, которым вы можете учить вашего ребенка, чтобы улучшить его успеваемость в школе.

1.   КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ:

Редко встретишь ребенка, который бы восприни­мал домашние задания как большое удовольствие. Однако умение быстро и хорошо готовить уроки понадобится ему на протяжении всей жизни. Вы­полняя домашнюю работу, ребенок должен придер­живаться следующих шагов:

1. Выяснить в школе, что задано по каждому предмету.

2. Не забыть взять книги и другие материалы, необходимые для выполнения уроков.

3. Сесть за уроки в отведенное для этого время.

4. Тщательно и старательно выполнить все до­машние задания.

5. Аккуратно сложить приготовленные на зав­тра уроки в портфель или сумку.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  •  Если ты будешь делать уроки без нытья и сопротивления, у тебя останется больше вре­мени на игры.
  • Уроки лучше делать на свежую голову. Тогда ты выполнишь задания более точно и правиль­но, поэтому садиться за них надо пораньше.
  • Если тебе заранее дали большое задание по какому-то предмету, начинай выполнять его сразу, не откладывая. Подели задание на не­большие части, составь список и вычеркивай из него то, что сделал, по мере того, как будешь справляться с заданием. Обычно уче­ники, которые садятся за уроки не отклады­вая, получают лучшие оценки, чем те, кто откладывает это до последней минуты.
  • Будь готов к неожиданностям. Если ты начал делать уроки раньше, у тебя в запасе будет много времени и непредвиденная трудность или чрезвычайная ситуация не помешают тебе выполнить все задание.

 

2. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ:

Если ребенок научится правильно готовиться к уро­кам, он будет чувствовать себя более уверенно и сможет лучше учиться. Вот как следует готовиться к урокам:

1. Подготовь все необходимые книги, тетради, домашнюю работу, карандаши и ручки.

Приходи в класс вовремя.

3. Предъявляй домашние задания по первому требованию учителя. Записывай задания.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

 

  • Если ты готов к уроку, тебе будет легче учить­ся и учителя будут относиться к тебе и твоей работе более серьезно.
  • Если случится какая-то чрезвычайная ситу­ация, и ты не сможешь правильно подготовиться к уроку, учительница будет знать, что это случайность, и проявит снисхождение.
  • Подготовиться к уроку — значит выучить то, что задано на этот день. Если ты будешь знать ста­рый материал, тебе легче будет понять новый.

 

3. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧИТЕЛЯ:

Значительная часть жизни ребенка проходит в клас­се. Поэтому важно, чтобы он умел правильно взаи­модействовать с учителями. Одним из навыков, ко­торые ему для этого потребуются, является уме­ние привлечь внимание учителя.

1. Посмотри на учителя.

2. Спокойно подними руку.

3. Подожди, чтобы учитель тебя вызвал.

4. Спокойным голосом задай свой вопрос или от­веть на вопрос учителя.

5. Если учитель ответит на твой вопрос, побла­годари его.

 

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Помни, что ты в классе не один. Потерпи, пока учитель помогает другому ученику или отвечает на другие вопросы.
  • Если тебе не удалось привлечь внимание учи­теля в первый раз, попытайся еще.
  • Если тебе никак не удается привлечь внима­ние учителя, поговори с ним на перемене. Объ­ясни ситуацию и спроси, что тебе необходи­мо сделать в следующий раз, чтобы привлечь его внимание на уроке.

 

4. КАК УЧИТЬ УРОКИ:

Ни в начальных, ни в старших классах нельзя до­биться успеха, если не умеешь учить уроки. В ин­ституте этот навык еще более необходим. Как из­вестно, тот, кто регулярно выполняет домашние задания, учится гораздо лучше, чем те, кто их не делает. Следующие указания помогут вашему ре­бенку лучше готовить уроки:

1. Подбери необходимые книги и материалы.

2. Сосредоточь внимание на задании.

3. Записывай то, что считаешь особенно важным.

4. Несколько раз повтори про себя главные све­дения.

5. Выполняя задание, не отвлекайся (никакого телевизора или радио).

 

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

 

  • Не тяни с уроками до последней минуты. Ты не знаешь, сколько времени тебе может по­надобиться.
  • Если ты чувствуешь, что перестаешь что-либо воспринимать или читаешь одно и то же место по несколько раз, сделай неболь­шой перерыв и разомнись. Иногда бывает по­лезно планировать перерывы заранее. Зная, что через 15 минут тебя ждет перерыв, бу­дет легче сосредоточиться.
  • Не слушай друзей, которые будут убеждать тебя, что учеба — это ерунда, и что уроки делают только зубрилки. Принимая решения, думай о себе и своем будущем.
  • Выполнение домашних заданий поможет тебе лучше подготовиться к урокам в школе и чув­ствовать себя более уверенно.

 

  1. КАК НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

ЕСЛИ КТО-ТО МЕШАЕТ ТЕБЕ ЗАНИМАТЬСЯ:

Иногда дети уверяют, что шум нисколько не меша­ет им делать уроки, внимательно слушать то, что мы им говорим, или выполнять другие задания, тре­бующие сосредоточенности. Бывает, они пытаются нас убедить, что для того, чтобы сосредоточиться, им просто необходима музыка, телевизор или дру­зья. Что бы они ни говорили, шум и другие отвлека­ющие факторы снижают способность ребенка кон­центрировать внимание. Как же научить их занимать­ся в классе, где так много отвлекающих моментов? Вот несколько шагов, которые в этом помогут:

1. Старайся не смотреть на тех, кто тебе мешает.

2. Продолжай сосредотачиваться на своей работе.

3. Не отвечай на вопросы, поддразнивание и хихиканье.

4. При необходимости сообщи о том, что тебя отвлекают, старшим.

 

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Если ты будешь тренироваться сосредотачивать­ся на задании в спокойной обстановке, у тебя лучше получится быть внимательным и тогда, когда вокруг много отвлекающих факторов.
  • Если кто-то постоянно тебе надоедает, по­старайся не обращать на него внимания — в конце концов этот человек отстанет.
  • Для того чтобы научиться сосредотачиваться, нужна практика. Старайся делать это, даже если поначалу у тебя ничего не получится.

Иногда во время урока детям неудобно бывает жа­ловаться на того, кто им мешает. Можно поговорить об этом с учителем после урока и объяснить ситуацию.

 

6. КАК ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ:

Вряд ли кому-нибудь из детей нравится оставаться в стороне от жизни коллектива, однако бывает, что ребенок просто не знает, что нужно сделать, чтобы включиться в общее дело, или стесняется попросить об этом. Вот некоторые шаги, которые помогут ему сделать это с меньшими усилиями:

1. Вежливо спроси, можешь ли ты присоеди­ниться.

2. Спроси, что ты должен делать (или сам пред­ложи заняться чем-то, что тебе особенно нра­вится).

3. Выполни возложенную на тебя обязанность.

4. Сотрудничай с другими ребятами — слушай и принимай то, что предлагают они, и вы­сказывай свои мысли.

5. Выражай одобрение, когда у них что-то хо­рошо получается.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ:

  • Постарайся понять, что все мы испытываем некоторую робость, когда присоединяемся к незнакомой группе. Каждый, кто в данный момент принадлежит к этой группе, когда-то был здесь новеньким.
  • Подумай заранее, каково может быть твое участие в данном деле. Подготовившись та­ким образом, ты почувствуешь себя более уверено.
  • Если тебя не примут сразу, через некоторое время попробуй еще или же попытай удачи в другой группе или с другим видом деятельности.
  • Иногда дети могут попытаться заставить тебя сделать что-то нехорошее или опасное. Заметив это, постарайтесь как можно быстрее покинуть данную компанию. Если тебя хотят подбить на что-то плохое, сообщи своим родителям или скажи об этом учителю.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Большую часть дня дети проводят в школе. Ваш интерес и внимание к школьным делам ваших де­тей — залог их успехов. Рекомендации, представ­ленные в этой главе, основаны на результатах ис­следований и опыте работы «Боуз Таун», в кото­ром живут и учатся каждый год более тысячи де­тей. Если ваш ребенок испытывает трудности при переходе из одного класса в другой или плохо справляется с увеличивающейся с каждым годом ответственностью, наши рекомендации могут по­мочь вам. Конечно, это только самые общие ука­зания, они не рассматривают все возможные си­туации и проблемы. Если у вашего ребенка более серьезные трудности в школе, и у вас складывает­ся впечатление, что наши рекомендации не улуч­шают ситуацию, обратитесь к школьному психоло­гу или другому специалисту в данной области.

 

 

К Р А Т К И Й      С П Р А В О Ч Н И К:

 

 

ЭФФЕКТИВНАЯ ПОХВАЛА

Помните, что следует поощрять даже маленькие шаги в нужном направлении!

1. Продемонстрируйте свое одобрение.

2. Опишите положительное поведение.

3. Объясните причину.

4. Дополнительное вознаграждение (не обяза­тельно).

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тренировка поведения, которое вы ожидаете от ре­бенка, поможет предупредить проблемы в будущем.

1. Опишите, что вы хотите.

2. Объясните причину.

3. Потренируйтесь.

 

КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Избегайте чтения нотаций и ругани, когда ваши дети плохо себя ведут.

1. Остановите неправильное поведение.

2. Сообщите «последствие».

3. Опишите, что вы хотите.

4. Потренируйте то, что вы хотите.

 

ОБУЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЮ

Когда вы или ваши дети расстроены, уделите вре­мя тому, чтобы успокоиться, прежде чем делать что-то еще.

Первый этап: дайте успокоиться.

1. Опишите неправильное поведение.

2. Дайте четкие указания.

3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.

Второй этап: последующее обучение.

1. Опишите, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.

2. Потренируйте то, что ребенок может сделать иначе в следующий раз.

3. Сообщите «последствие».

Дата: 2019-07-24, просмотров: 141.