Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства предполагает взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в соответствии с многосторонними и двухсторонними международными договорами.
Направления международного сотрудничества:
·оказание международной правовой помощи по уголовным делам;
·участие в подготовке международных договоров;
·оказание содействия в подготовке и проведении международных правовых конференций;
·обмен опытом деятельности правоохранительных органов;
·участие представителей правоохранительных органов в международных организациях;
·участие в международных миротворческих операциях и др.
Международная правовая помощь по уголовным делам — это регламентированная международными договорами, а также национальным законодательством государств или осуществляемая на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, производстве иных процессуальных действий, вызове участников уголовного судопроизводства, находящихся на территории иностранного государства, продолжении уголовного преследования и выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
Международная правовая помощь служит задачам раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, изобличения виновных, возмещения причиненного ущерба, отправления правосудия. Названные задачи вполне согласуются с назначением уголовного судопроизводства по российскому уголовно-процессуальному законодательству.
Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи
Основанием для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируется нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государства (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и разрешении уголовных дел в суде, исполнении приговора.
К правовой основе взаимодействия России (правопреемника СССР) с компетентными органами иностранных государств следует отнести: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры (межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения; как многосторонние, так и двусторонние); Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15, ст. 61, 62, 63, п. «к» ст. 71, п. «о» ч. 1 ст. 72, ст. 73, 79); разд. VIII УПК (ст. 453—472), а также ч. 3 ст. 1, ст. 2, 3, ч. 1 и ч. 5 ст. 108, ч. 9 ст. 109, ч. 3 ст. 181 и некоторые другие нормы УПК.
К правовой основе взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты по отдельным вопросам международного сотрудничества.
Международная правовая помощь регламентируется соответствующим международным договором. Если оказание того или иного вида правовой помощи договором не предусмотрено, исполнение запроса возможно на основе принципа взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.
Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
Перечислим некоторые из важнейших многосторонних договоров:
Европейская конвенция о 1) взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959 г. (далее — Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000 г. Участниками названной конвенции являются 41 государство — члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);
Европейская конвенция о 2) выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г., ратифицирована в 1999 г.;
Конвенция ООН о 3) борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
Европейская конвенция о 4) пресечении терроризма 1977 г., ратифицирована Россией в 2000 г.;
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и 6) конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
Конвенция ООН против транснациональной организованной 7) преступности 2000 г.;
Конвенция о 8) правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая государствами — членами СНГ в 1993 г., с дополнительным протоколом 1997 г. (далее — Минская конвенция).
Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами.
Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерации является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.
Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190, представительным органом России в Интерполе является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). Участниками международной организации уголовной юстиции являются 174 государства.
В системе источников регулирования международной правовой помощи приоритет имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, независимо от того, приняты эти законы до заключения договора или после его (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Если имеет место конкуренция многосторонних и двусторонних договоров, то приоритетными признаются положения многостороннего договора.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дается понятие принципа международного права; определяется, что следует понимать под общепризнанной нормой международного права; указывается, в каких случаях международный договор применяется непосредственно; разъясняется, в каких случаях неправильное применение нормы международного права может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Рассматриваются и другие важнейшие для правоприменения вопросы.
Виды международной правовой помощи. Направление и исполнение запроса об оказании международной правовой помощи
В международных договорах, а также в УПК выделяют следующие основные виды международной правовой помощи:
производство следственных и 1) иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств, розыск лиц, предметов, ценностей; производство иных процессуальных действий;
вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, 2) гражданского ответчика и их представителей, находящихся за пределами территории РФ;
направление материалов уголовного дела для осуществления 3) уголовного преследования;
выдача лица для уголовного преследования или исполнения 4) приговора.
Содержание запроса, его форма, и порядок направления предусмотрены как международными договорами, так и национальным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 454 УПК в запросе указываются: наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому оказывается помощь; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос; подлежащие выяснению обстоятельства, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. К запросу прилагаются копии отдельных материалов уголовного дела. В зависимости от вида запрашиваемой правовой помощи это могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, приговор, постановления о производстве следственных и иных процессуальных действий, доказательства.
Просьба о правовой помощи выражается в письменной форме. Это может быть запрос (поручение, ходатайство). Применяется терминология, используемая в международном договоре. В Европейской и Минской конвенциях это поручение, в УПК — запрос. Запрос, как и прилагаемые к нему документы, скрепляются гербовой печатью.
Язык, на котором составляется запрос и прилагаемые к нему документы, оговаривается в международном договоре. Так, при выполнении Минской конвенции в отношениях друг с другом стороны пользуются государственными языками договаривающихся сторон или русским языком (ст. 17 Конвенции). По Европейской конвенции каждая договаривающаяся сторона сохраняет за собой право требовать перевода просьбы и прилагаемых к ней документов на родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею (ст. 16 Конвенции).
В качестве субъектов оказания международной правовой помощи выступают запрашиваемая и запрашивающая стороны. В качестве запрашивающей стороны выступает государство, направившее запрос об оказании правовой помощи, запрашиваемой — государство, которому направлен запрос или в котором он исполняется.
Запрашивающая и запрашиваемая стороны взаимодействуют через: Минюст Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2) 1) России — по вопросам судебной деятельности иных (кроме Верховного Суда РФ) МВД России, ФСБ России, ФСКН России — в судов; 3) отношении следственных действий, не требующих судебного решения (согласия прокурора), если международными договорами не предусмотрен иной порядок отношений. Так, при направлении запроса на территории приграничных государств с учетом вида запрашиваемой правовой помощи в договорах может быть предусмотрен порядок направления запроса через компетентные правоохранительные органы округов, краев и областей.
При исполнении запроса применяются нормы законодательства того государства, на территории которого исполняется запрос. Возможна частичная уступка суверенитета, заключающаяся в возможности применения порядка запрашивающей стороны, если такая возможность уступки суверенитета допускается международным договором.
Участие в процессуальных действиях представителя правоохранительных органов запрашивающей стороны допускается по решению компетентного органа, исполняющего запрос, если это не противоречит многостороннему или двустороннему международному договору или взаимодействию на основе принципа взаимности.
Запрос исполняется в сроки, предусмотренные в договоре, а если таковые не оговариваются, в сроки, приемлемые для запрашиваемой и запрашивающей сторон, исходя из целей международного сотрудничества.
Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству запрашивающего государства или может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. При отказе в оказании правовой помощи о его причинах должно быть сообщено инициатору запроса.
Характеристика отдельных видов оказания международной правовой помощи
Производство следственных и иных процессуальных действий, розыск лиц, предметов, ценностей; осуществление иных процессуальных действий
УПК не содержит закрытого перечня следственных действий, производство которых возможно при направлении и исполнении международного запроса. В ч. 1 ст. 453 УПК предусмотрена возможность для суда, прокурора, следователя при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, внесения запроса в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Часть 1 ст. 457 УПК предусматривает при исполнении запроса о правовой помощи в Российской Федерации «производство процессуальных действий».
По-разному определяется возможность производства следственных действий международными договорами. Европейская конвенция в ст. 3 гл. II «Поручения» предусматривает выполнение запрашиваемой стороной в порядке, установленном ее законодательством, любых поручений, касающихся уголовных дел и направленных ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов.
Минской конвенцией объем международной правовой помощи определен в ст. 6. Правовая помощь может быть оказана, в частности, путем составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, а также возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, и т.д.
Ни в гл. 53 УПК, ни в названных Конвенциях не названы многие процессуальные действия, являющиеся по УПК следственными, такие как: освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте и некоторые другие. Многие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, по законодательству иностранного государства имеют другое название.
Вместе с тем в соответствии с названными Конвенциями и многими другими международными договорами допускается производство любого процессуального действия, в частности, на основе принципа взаимности, если запрос не противоречит законодательству запрашивающего государства и не может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. В этом случае в запросе необходимо указать содержание и цель поручаемого процессуального действия, способ получения информации, а при необходимости тот познавательный прием, с помощью которого могут быть получены фактические данные, а также способ их фиксации.
На территории РФ все следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу при оказании правовой помощи выполняются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. При исполнении запросов, направленных российской стороной, иностранное государство также использует национальное законодательство своей страны. В связи с этим целесообразно в запросе наряду с другими сведениями привести также текст статьи закона, регламентирующей порядок производства следственного или иного процессуального действия.
Форма получения доказательств по национальному законодательству государств может быть различной. Так, по УПК Франции по общему правилу обыск в месте проживания обвиняемого проводится в присутствии двух его родственников или свойственников, находящихся на месте, и только при их отсутствии — с участием понятых; в США существуют четыре формы свидетельских показаний, в том числе свидетельские показания под присягой с санкции суда, однако это не исключает возможность использования их в качестве доказательств иностранным государством.
В теории уголовного процесса остается дискуссионным вопрос о форме использования сведений, полученных на территории иностранного государства, возможности их использования в качестве источников, предусмотренных ч. 2 ст. 74 УПК.
Существуют разные подходы к разрешению проблемы:
·в УПК предусмотрен порядок использования каждого источника доказательств. Например, отнесение сведений, полученных на допросе, к иному источнику доказательств, окажется в противоречии с другими нормами УПК (ст. 281 УПК);
·ст. 455 УПК допускает возможность использования сведений, полученных на территории иностранного государства, в качестве доказательств, как если бы они были получены на территории РФ.
Международная правовая помощь с целью осуществления иных процессуальных действий предполагает вручение документов, пересылку предметов, разъяснение прав, исполнение постановлений о применение мер принуждения, например наложение ареста на имущество, избрание мер пресечения.
Вызов участников уголовного судопроизводства для производства процессуальных действий на территории РФ
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны для производства процессуальных действий на территории РФ (ч. 1 ст. 456 УПК). Вызов названных участников судопроизводства предусмотрен также ст. 9 Минской конвенции, ст. 7—12 Европейской конвенции.
Иммунитет от уголовной юрисдикции предоставляют как многосторонние, так и двусторонние договоры о правовой помощи. В частности, Европейской и Минской конвенциями предусматривается вручение повесток в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. Однако повестка не должна содержать угрозы применения санкций, поскольку вызываемое лицо по общему правилу не может быть подвергнуто какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если оно не ответило на повестку.
Запрос должен содержать заверение о выплате денежных расходов в связи с вызовом лица, а также заверение оказать запрашиваемой стороне аналогичную правовую помощь.
Вызванные лица, независимо от гражданства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы. Это означает, что гражданин России, прибывший в Россию в качестве свидетеля в порядке оказания международной правовой помощи, не может быть подвергнут аресту на основе приговора, который ранее был вынесен судом РФ. Против него не может быть возбуждено уголовное дело (уголовное преследование) и в том случае, если в ходе судебного процесса выяснится, что он был соучастником преступления. Такие лица не могут быть привлечены к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями по уголовным делам.
Иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания действует в течение 15 дней после выполнения вызванным лицом обязательств по международному запросу. Действие иммунитета прекращается, если по истечении указанного срока вызванное лицо остается на территории запрашивающего государства. Срок может быть продлен на время, в течение которого эти лица по причинам, не зависящим от них, не могут покинуть территорию запрашивающей страны.
Если уголовно наказуемое деяние совершено вызванным лицом во время пребывания его на территории запрашивающего государства по истечении срока иммунитета, на данное лицо распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания.
Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
Экстрадиция — от латинских слов ex — из и tradere — подвергать, выдавать. В УПК термин «выдача» используется как синоним термина «экстрадиция».
Под экстрадицией в российском уголовном судопроизводстве понимается комплекс уголовно-процессуальных действий, направленных на розыск, задержание, заключение под стражу и передачу лица иностранному государству (или международному трибуналу, международному уголовному суду) на основании и в порядке, установленном международными договорами РФ и национальным законодательством, либо на основе принципа взаимности с целью осуществления уголовного преследования, отправления правосудия или приведения в исполнение вступившего в силу приговора суда1.
К источникам нормативно-правового регулирования экстрадиции следует отнести: Европейскую и Минскую конвенции, Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г. и другие международные договоры, устанавливающие основания и порядок выдачи лица для уголовного преследования и исполнения приговора, а также ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы выдачи лица.
Условия, при наличии которых возможна выдача лица из иностранного государства Российской Федерации:
лицо, в 1) отношении которого высказано требование о выдаче, является гражданином России или лицом без гражданства, совершившим преступление на территории РФ;
совершенное деяние является уголовно 2) наказуемым по закону как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны;
за совершенное преступление по законам 3) обеих государств предусматривается наказание в виде лишения свободы не менее одного года или более тяжкое наказание;
преступление, вменяемое выдаваемому лицу, не должно подпадать 4) под юрисдикцию запрашиваемого государства.
Экстрадиция невозможна, если лицо подвергается уголовному преследованию из-за его политических, религиозных взглядов, принадлежности к определенной социальной группе, расе, народности.
Решение о выдаче лица иностранному государству, а равно исполнении запроса о выдаче российской стороной принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель в порядке, предусмотренном международными договорами, и в соответствии со ст. 462, 466, 467 УПК. Порядок судебного обжалования решения о выдаче лица предусмотрен ст. 463 УПК. Основания и порядок передачи лица, осужденного к лишению свободы, установлен ст. 469—472 УПК.
В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их задержание и заключение под стражу. При получении российской стороной от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях осуществления возможности выдачи лица вправе возбудить перед судом ходатайство о заключении лица под стражу в порядке, установленном УПК (ч. 1 ст. 466).
Положения ст. 466 УПК не предполагают возможность применения к лицу, в отношении которого решается вопрос о выдаче его другому государству, меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков применения данной меры пресечения1.
Следовательно, срок содержания под стражей лица, подлежащего экстрадиции, до выдачи его запрашивающей стороне, при необходимости должен быть продлен в порядке ст. 109 УПК.
Существует ряд обстоятельств, препятствующих выдаче лица другому государству, а также обеспечивающих гарантии прав выданного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 461 УПК лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого и осуждено без согласия государства, его выдавшего, за преступление, не указанное в запросе о выдаче, в том числе и в случае дополнительной квалификации1.
При решении вопроса о выдаче лица для уголовного преследования компетентные органы должны располагать письменной гарантией иностранного государства, направившего запрос, что выданное лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе, и после отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству (п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК)2.
Запрос о выдаче лица для уголовного преследования за преступления, по которым истекли сроки давности, не может быть исполнен3.
Направление и исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования
Под направлением материалов уголовного дела для дальнейшего уголовного преследования следует понимать осуществление на основании международных договоров и в соответствии с национальным законодательством уголовного преследования против собственных граждан при совершении ими преступления на территории иностранного государства.
Российская Федерация направляет материалы уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для уголовного преследования лица, являющегося гражданином иностранного государства, совершившего преступление на территории РФ и после совершения преступления оказавшегося за ее пределами (ст. 458 УПК). Российская Федерация обязуется также исполнять запросы об уголовном преследовании граждан России, совершивших преступления на территории иностранного государства и после совершения преступления возвратившихся на территорию РФ (ч. 1 ст. 459 УПК). Кроме того, уголовное дело может быть возбуждено по материалам, направленным в Российскую Федерацию иностранным государством, если лицо возвратилось в Российскую Федерацию до возбуждения уголовного преследования (ч. 2 ст. 459 УПК).
В отношении лица, имеющего двойное гражданство и совершившего преступление на территории РФ, материалы уголовного дела могут быть направлены как в страну, гражданином которой он себя считает, так и в страну, в которой это лицо постоянно проживает.
Исполнение запроса об уголовном преследовании возможно, если лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование: а) подпадает под юрисдикцию запрашивающей стороны; б) имеются доказательства, подтверждающие обоснованность подозрения или обвинения лица; в) имеются доказательства о том, что подозреваемое лицо находится на территории иностранного государства, и, соответственно, невозможно производство процессуальных действий с участием этого лица на территории государства, возбудившего уголовное преследование.
Производство процессуальных действий, связанных с уголовным преследованием лица на территории запрашиваемого государства, возможно, если деяние, за совершение которого осуществляется уголовное преследование, является преступлением в запрашиваемом государстве.
Уголовное преследование по международному запросу невозможно, если оно осуществляется по политическим мотивам или в зависимости от половой, национальной и расовой принадлежности лица.
Направление и исполнение запросов об уголовном преследовании лица осуществляются через Генеральную прокуратуру РФ.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 22.04.2003 № 18/35 «О порядке исполнения запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации» при наличии вынесенного компетентным органом иностранного государства постановления о возбуждении уголовного дела (уголовного преследования) либо иного аналогичного по своей правовой природе процессуального документа уголовное дело считается возбужденным и срок расследования исчисляется с момента вынесения такого постановления. Дальнейшее уголовное преследование начинается с вынесения постановления о принятии дела к производству.
О решении, принятом по результатам исполнения запроса об уголовном преследовании, уведомляется государство, явившееся инициатором уголовного преследования.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.