Усиление мотивации учения как способ эффективности обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание:

Введение

Человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится - самореализуется) не иначе, как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Общение различается по видам:

- Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

- Непосредственное - общение "лицом к лицу", при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу "эксперт - аттестуемый",

- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.

- Диалогическое общение - общение между двумя людьми.

- Групповое - общение в группе людей

- Массовое общение.

Общение осуществляется разными средствами:

- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.

- Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. "Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

В рамках программы предполагается опираться на принцип активности слушателя в процессе обучения , углубления и систематизации знаний о первой помощи с момента анализа ситуации на основе повторения блоками, систему преподавания курса программы на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении как предмета, формирующего высокодуховного человека.

В обучении применяются передовые технологии: интенсификационное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов), проблемного обучения (Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев) и индивидуального обучения (В.Д.Шадриков), что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологи­ческих приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.

Теоретической базой интенсификации процесса обучения является, пре­жде всего, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология — наука о совершенстве человека в личностном и профессио­нальном планах. В этой связи выделяют дидактический, психофизиологиче­ский подходы к интенсификации процесса обучения.

С позиции дидактического подхода наиболее существенным для про­цесса обучения является подбор дидактических принципов, использование различных методов педагогических систем обучения, а также всех входящих в них аспектов учебной деятельности. Можно выделить ряд наиболее выражен­ных дидактических систем:

- традиционные методы обучения;

- методы «опти­мизации обучения»;

- методы проблемно-развивающего обучения (Махмутов М. И.);

- деловые игры (Вербицкий А. А.);

- программированное обучение (Талызина Н. Ф., Беспалько В. П.);

- интенсивное обучение (Лозанов Г. К., Ки­тайгородская Г. А.);

- методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество);

- методика активизации общеучебных умений и навыков;

- психическая саморегуляция состояния (Ромен А. С.);

- обучение приемам ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило);

- состав­ление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В. Ф., Федорова А. А.).

Кроме того, можно отметить новые направления в дидактике:

- активизация учебного процесса (Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородников И. Т. Махмутов М. И.);

- развитие теоретического мышления (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.);

- формирование духовных потребностей (Шаров Ю. В.);

- воспитание потребности в знаниях (Ильин В. С.);

- развитие познавательных инте­ресов (Щукина Г. И., Божович Л. И.);

- мотивация в учебной деятельности (Маркова А. К.);

- поэтапного формирования умственных действий (Гальпе­рин П. Я.);

- проблемного обучения (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Лернер И. Я.).

С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосоз­наваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ро­мен А. С.).

Проблема подбора дидактических принципов и использования различных пе­дагогических систем обучения тесно смыкается с рассмотрением психофизио­логических возможностей человека.

С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосоз­наваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ро­мен А. С.). Например через блочную структуру презентаций или комбинации по типу - В Ы Ж И В У….

Психофизиологический подход к проблеме интенсификации обучения по­зволяет выявить потенциальные возможности человека для усвоения больших объемов информации и создания оптимальных условий для организации про­цесса обучения. Лозанов Г. К. ссылается на эффект «гипермнезии», в качестве условия для реализации которого требуется предъявление информации в объ­емах, превышающих психологические информационные барьеры. Использо­ванию неосознаваемых механизмов для ввода информации, в частности во время сна, посвящены работы Свядоща А. М., Вахмистрова В. В., Близниченко В. А. Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают спо­собы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обу­чения изучено также Шварцем И. Е. Состояние сниженного уровня сознания используется в гипнопедии (Свядощ А. М., Вахмистров В. В., Зухарь В. П., Близниченко В. П.).

С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия опре­деляется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информа­ции, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учеб­ном процессе. Акмеология как наука о возможностях человека позволяет всесто­ронне оценить особенности предъявления полимодальной информации в услови­ях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.

При традиционном обучении предъявление учебной информации в объе­мах сверх барьера влечет много неприятностей, вызывает почти стрессовую ре­акцию. Преодолевать барьеры возможно на основе акмеологического подхода к интенсификации процесса обучения. Для этого учебная информация предъявля­ется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические барьеры усвоения. Поэтому в реальном уроке интенсивного обучения информация может предъявляться сразу в объеме всего учебника. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная ин­-
формация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в раз­влекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и с использованием акмеологических методик управление со стоянием.
Все это и обеспечивается в игровых приемах интенсивного обучения, когда на сознательном уровне обеспечиваются условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информа­ции. Г. Лозанов назвал это явление «гипермнезией».

Стимулом для всплывания информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, творческие соревнования учебных коллективов и т. д.

Таким образом, выгодно на начальных этапах ис­пользовать весьма пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с её не­полным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное по­вышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах иг­ровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропуск­ной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в глубине (уровне) ее усвоения. Все этапы обучения строятся в форме игровых занятий. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельно­ сти, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевые игры, приемы самосовершенствова­ния, творческие соревнования, аутогенную тренировку, взаимную оценку теку­щих результатов усвоения учебной информации и состояния обучаемых, элемен­ты генерации идей и т. д. (Практические занятия с манекеном…)

Принцип поэтапной организации учебной деятельности. Система ин­тенсивного обучения на основе акмеологических технологий предполагает последовательное использование различных видов учебной деятельности, обеспе­чивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения информации. Процеду­ра или этапность построения процесса обучения вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения ин­формации должен включать этапы формирования ориентировочной основы дей­ствия, действие в материализованной форме, внешнеречевой форме, внешней речи про себя и формирования действия во внутренней речи (Гальперин П. Я.). Согласно деятельностной теории, усвоение информации особенно эффективно в условиях деятельности, а согласно теории общения - в условиях взаимного об­щения. Из теории педагогических систем (Беспалько В. П.) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена последова­тельно на готовность к процессу обучения, ознакомительное действие, репро­ дукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах: готовность, узнавание, воспро­изведение, применение, творчество.

Уровень готовности к обучению интенсивным методом можно обеспечить за счет использования, с одной стороны, психической саморегуляции состояния (в соответствии с теорией внушения и самовнушения), а с другой стороны - инфор­мационной перегрузки (в соответствии с теорией суггестивной гипермнезии). Спе­циальную психологическую установку на усвоение информации в условиях боль­ших массивов возможно создать на основе теории установки (Узнадзе Д. Н.). Даль­нейший поэтапный процесс усвоения информации может быть охарактеризован с позиции теории функциональных систем (Анохин П. К.), согласно которой пове­денческий акт, связанный с усвоением информации, должен содержать элементы доминирующей мотивации, установочной афферентации, пусковой афферентации, механизмов памяти.


Общие задачи

ü Обучение практическим, прикладным навыкам оказания первой помощи.

ü Формирование положительной мотивационной составляющей у слушателей.

ü Актуализация интереса и самомотивации повышения качества навыков и знаний у слушателей.

ü Развитие способности объективной оценки ситуации на основе полученных знаний.

ü Изучение техник управления психологическими компенсаторными механизмами.

ü Развитие творческого, не типового мышления в условиях не стандартной ситуации.

ü Профилактика эмоционального выгорания.

ü Реализация воспитательного элемента с целью повышения качества обучения по другим дисциплинам.

 

Ожидаемые результаты.

Список литературы.

Приложение (конспекты занятий, диагностика, взаимодействие со слушателями)

 

Содержание:

Введение

Человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится - самореализуется) не иначе, как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Общение различается по видам:

- Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

- Непосредственное - общение "лицом к лицу", при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу "эксперт - аттестуемый",

- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.

- Диалогическое общение - общение между двумя людьми.

- Групповое - общение в группе людей

- Массовое общение.

Общение осуществляется разными средствами:

- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.

- Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы. "Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон). Бессловесный язык поз, жестов, мимики является, по крайний мере, не менее древним, чем язык слов. Есть предположение, что устная речь развивалась как вариант жестикуляции. По мере того, как человек овладевает речью, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным.

Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

В рамках программы предполагается опираться на принцип активности слушателя в процессе обучения , углубления и систематизации знаний о первой помощи с момента анализа ситуации на основе повторения блоками, систему преподавания курса программы на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении как предмета, формирующего высокодуховного человека.

В обучении применяются передовые технологии: интенсификационное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов), проблемного обучения (Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев) и индивидуального обучения (В.Д.Шадриков), что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологи­ческих приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.

Теоретической базой интенсификации процесса обучения является, пре­жде всего, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология — наука о совершенстве человека в личностном и профессио­нальном планах. В этой связи выделяют дидактический, психофизиологиче­ский подходы к интенсификации процесса обучения.

С позиции дидактического подхода наиболее существенным для про­цесса обучения является подбор дидактических принципов, использование различных методов педагогических систем обучения, а также всех входящих в них аспектов учебной деятельности. Можно выделить ряд наиболее выражен­ных дидактических систем:

- традиционные методы обучения;

- методы «опти­мизации обучения»;

- методы проблемно-развивающего обучения (Махмутов М. И.);

- деловые игры (Вербицкий А. А.);

- программированное обучение (Талызина Н. Ф., Беспалько В. П.);

- интенсивное обучение (Лозанов Г. К., Ки­тайгородская Г. А.);

- методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество);

- методика активизации общеучебных умений и навыков;

- психическая саморегуляция состояния (Ромен А. С.);

- обучение приемам ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило);

- состав­ление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В. Ф., Федорова А. А.).

Кроме того, можно отметить новые направления в дидактике:

- активизация учебного процесса (Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородников И. Т. Махмутов М. И.);

- развитие теоретического мышления (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.);

- формирование духовных потребностей (Шаров Ю. В.);

- воспитание потребности в знаниях (Ильин В. С.);

- развитие познавательных инте­ресов (Щукина Г. И., Божович Л. И.);

- мотивация в учебной деятельности (Маркова А. К.);

- поэтапного формирования умственных действий (Гальпе­рин П. Я.);

- проблемного обучения (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Лернер И. Я.).

С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосоз­наваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ро­мен А. С.).

Проблема подбора дидактических принципов и использования различных пе­дагогических систем обучения тесно смыкается с рассмотрением психофизио­логических возможностей человека.

С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосоз­наваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ро­мен А. С.). Например через блочную структуру презентаций или комбинации по типу - В Ы Ж И В У….

Психофизиологический подход к проблеме интенсификации обучения по­зволяет выявить потенциальные возможности человека для усвоения больших объемов информации и создания оптимальных условий для организации про­цесса обучения. Лозанов Г. К. ссылается на эффект «гипермнезии», в качестве условия для реализации которого требуется предъявление информации в объ­емах, превышающих психологические информационные барьеры. Использо­ванию неосознаваемых механизмов для ввода информации, в частности во время сна, посвящены работы Свядоща А. М., Вахмистрова В. В., Близниченко В. А. Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают спо­собы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обу­чения изучено также Шварцем И. Е. Состояние сниженного уровня сознания используется в гипнопедии (Свядощ А. М., Вахмистров В. В., Зухарь В. П., Близниченко В. П.).

С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия опре­деляется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информа­ции, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учеб­ном процессе. Акмеология как наука о возможностях человека позволяет всесто­ронне оценить особенности предъявления полимодальной информации в услови­ях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.

При традиционном обучении предъявление учебной информации в объе­мах сверх барьера влечет много неприятностей, вызывает почти стрессовую ре­акцию. Преодолевать барьеры возможно на основе акмеологического подхода к интенсификации процесса обучения. Для этого учебная информация предъявля­ется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические барьеры усвоения. Поэтому в реальном уроке интенсивного обучения информация может предъявляться сразу в объеме всего учебника. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная ин­-
формация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в раз­влекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и с использованием акмеологических методик управление со стоянием.
Все это и обеспечивается в игровых приемах интенсивного обучения, когда на сознательном уровне обеспечиваются условия игры, а на втором плане - условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информа­ции. Г. Лозанов назвал это явление «гипермнезией».

Стимулом для всплывания информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, творческие соревнования учебных коллективов и т. д.

Таким образом, выгодно на начальных этапах ис­пользовать весьма пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с её не­полным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное по­вышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах иг­ровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропуск­ной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в глубине (уровне) ее усвоения. Все этапы обучения строятся в форме игровых занятий. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельно­ сти, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевые игры, приемы самосовершенствова­ния, творческие соревнования, аутогенную тренировку, взаимную оценку теку­щих результатов усвоения учебной информации и состояния обучаемых, элемен­ты генерации идей и т. д. (Практические занятия с манекеном…)

Принцип поэтапной организации учебной деятельности. Система ин­тенсивного обучения на основе акмеологических технологий предполагает последовательное использование различных видов учебной деятельности, обеспе­чивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения информации. Процеду­ра или этапность построения процесса обучения вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения ин­формации должен включать этапы формирования ориентировочной основы дей­ствия, действие в материализованной форме, внешнеречевой форме, внешней речи про себя и формирования действия во внутренней речи (Гальперин П. Я.). Согласно деятельностной теории, усвоение информации особенно эффективно в условиях деятельности, а согласно теории общения - в условиях взаимного об­щения. Из теории педагогических систем (Беспалько В. П.) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена последова­тельно на готовность к процессу обучения, ознакомительное действие, репро­ дукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах: готовность, узнавание, воспро­изведение, применение, творчество.

Уровень готовности к обучению интенсивным методом можно обеспечить за счет использования, с одной стороны, психической саморегуляции состояния (в соответствии с теорией внушения и самовнушения), а с другой стороны - инфор­мационной перегрузки (в соответствии с теорией суггестивной гипермнезии). Спе­циальную психологическую установку на усвоение информации в условиях боль­ших массивов возможно создать на основе теории установки (Узнадзе Д. Н.). Даль­нейший поэтапный процесс усвоения информации может быть охарактеризован с позиции теории функциональных систем (Анохин П. К.), согласно которой пове­денческий акт, связанный с усвоением информации, должен содержать элементы доминирующей мотивации, установочной афферентации, пусковой афферентации, механизмов памяти.


Усиление мотивации учения как способ эффективности обучения

Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важ­ный способ повышения эффективности обучения.

Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении. Настало время активно взяться за формирование мотивации учения на основе использования рекомендаций психологической и педагогической нау­ки и достижений передового опыта.

Интерес к учению значительно возрастает, если педагог обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными пробле­мами современности. Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообраз­ных педагогических приемах и формах обучения.

Мощное средство стимулирования познавательного интереса - учебно-познавательные игры и интерактивное общение.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact»,где «inter» -взаимный , «act» - действовать. « интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Интерактивное общение - это диалоговое общение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все слушатели оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Общение происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет слушателям развивать свои коммуникативные умения: слушать другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместные решения.

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы, интерактивное общение способствует установлению эмоциональных контактов, приучает работать в группе, снимает нервное напряжение, вырабатывает чувство защищенности и собственной успешности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.