Единая Россия (конец XV века – XVII век)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендации учителю

 

 

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества» представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида.

Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

В тематической тетради представлены самые разнообразные задания: работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов. Особенностью заданий является дифференциация материала по объему и степени сложности. Использование в рабочей тетради разноуровневых заданий дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.   

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I .

Единая Россия (конец XV века – XVII век)

 

Иван III – глава единого государства Российского 5 Расширение государства Российского при Василии III 6 Русская православная церковь в Российском государстве 7 Первый русский царь Иван IV Грозный 8 Опричнина Ивана Грозного 11 Присоединение к Российскому государству Поволжья 13 Покорение Сибири 14 Быт простых и знатных людей 16 Москва – столица Российского государства 18 Путешествие Афанасия Никитина в Индию 20 Великий иконописец Андрей Рублев 21 Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России 23 Правление Бориса Годунова 25 Смутное время 26 Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков 27 Начало правления династии Романовых 30 Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 31 Раскол в русской православной церкви 33 Освоение Сибири и Дальнего Востока 36 Повторительно-обобщающий урок «Единая Россия (конец XV века – XVII век) 37

Раздел II .

Великие преобразования России в XVIII веке

Начало правления Петра I. 40 Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга 42 Полтавская битва 44 Победа русского флота. Окончание Северной войны 46 Петр I – первый российский император 48 Преобразования Петра I 53 Эпоха дворцовых переворотов 58 Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова 59 Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств 60 Правление Екатерины II 62 «Золотой век» дворянства 63 Положение крепостных крестьян 64 Восстание под предводительством Емельяна Пугачева 65 Русско-турецкие войны второй половины XVIII века 67 Знаменитый полководец Александр Суворов 68 Русские изобретатели и умельцы 69 Развитие литературы и искусства в XVIII веке 70

Опричнина Ивана Грозного

Задание 1. Решите кроссворд.

 

 

 

       3

5

 

 

 
 

 

 

 

            1

4

 
                 
   

 

   
2              
 

 

 

 

 
     

   

 
                             

По горизонтали:

  1. Воины царской армии.
  2. Оплата прежнему хозяину за проживание на его земле.

 

По вертикали:

  1. Различные группы населения, обладающие разными традициями и обычаями, правами и обязанностями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.
  2. Новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.
  3. Правитель России.

Задание 2. Решите кроссворд.

 

5

1                  

 

4

 

 

 

 

 

2

                   

 

3

 

 

 

 

             

 

 

 

 

                 

 

 

 

   
                               

По горизонтали:

  1. Часть Российской территории, находившейся в царском управлении.
  2. Полноправный правитель России.
  3. Часть Российской территории, оставшейся в управлении Боярской думы.
  1. Люди, лично преданные Ивану Грозному, входившие в опричное войско.

 

По вертикали:

5. Дворяне, получившие поместье за государеву службу.

Задание 3. Выполните задание.

  • Подчеркните символы царской власти в Московском государстве:

            держава – скипетр – посох – шапка Мономаха

Задание 4. Ответьте на вопрос. Правильный ответ подчеркните.

        Для чего Ивану IV потребовались опричники?

  • Для укрепления единоличной власти и дальнейшего закрепощения крестьян.
  • Для охраны жизни царя.
  • Для расправы над изменниками.

Задание 5. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

 

 

                                           Понятие              Что означает Самодержец Опричнина Земщина Опричники Помещики
Часть Российской территории, находившейся в царском управлении.  
Полноправный правитель России.  
Дворяне, получившие поместье за государеву службу.  
Часть Российской территории, оставшейся в управлении Боярской думы.  
Люди, лично преданные Ивану Грозному, входившие в опричное войско.  

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

_ П _ _ ЧН _ К

С _ М _ Д _ РЖ _ _

З _ МЩ _ Н _

Задание 7. Решите анаграммы. Запишите полученные слова. Объясните устно их значения.

А Ь Ц Р _____________

Р Е Я Б О ________________

С Т О Л Е П Р ________________________

П О Т Л М И И Т Р О _______________________________


Покорение Сибири

Задание 1. Решите кроссворд.

 

       4

 

 

5

 

     

 

   

 

1

           

 

6

 

 

 

 

 

 

2

 

 

     
         
 

 

 

 

 

 

 

 

   

  3

         
                   

По горизонтали:

1. Предводитель казаков.

2. Собрание казаков.

3. Казачий атаман, завоеватель Сибири.

 

По вертикали:

4. Сибирские города-крепости.

5. Вольные люди, воины, жившие на Дону, Днепре и в низовьях Волги.

6. Хан (имя).

 

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

 

                                           Понятие              Что означает остроги атаман казаки круг
Предводитель казаков.  
Собрание казаков.  
Сибирские города-крепости.  
Вольные люди, воины, жившие на Дону, Днепре и в низовьях Волги

Задание 3. Рассмотрите карту в учебнике на странице 41 и назовите территории, вошедшие в состав Российского государства при Иване Грозном.

Запишите в тетрадь: В состав Российского государства при Иване Грозном вошли: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. О каком событии идет речь в отрывке.  

Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны Душа отвагою полна, Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней- Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей Валы седые рассекает… Плывет… уж близко челнока, Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь-дар царя- Стал гибели его виною. (К.Ф. Рылеев)  

_______________________________________________________________

Задание 5. Выполните тест. Правильные ответы подчерните.

1. Начало освоения Сибири в 1580 годах положил:

  • Челюскин
  • Крашенинников
  • Ерофеев
  • Ермак Тимофеевич

 

2. Организаторами похода Ермака были предприниматели:

  • Демидовы
  • Строгановы
  • Морозовы
  • Рябушинские

 

3. В знак благодарности Иван Грозный наградил Ермака:

  • деньгами
  • доспехами

 

4. В Москве в 1555-1560 годах в ознаменовании покорения Казанского ханства был построен:

§ Владимирский собор

§ Покровский собор

§ Успенский собор

 

5. В честь рождения Ивана Грозного построили:

  • Успенский собор в Кремле
  • Церковь вознесения в Коломенском
  • Церковь Спаса на Ильинке

 

6. Церковь Вознесения, Андроников монастырь, Донской монастырь, Новодевичий монастырь находятся в:

  • Петербурге
  • Киеве
  • Москве
  • Пскове

 

7. Вольные люди, жившие на окраинах Российского государства:

  • крестьяне
  • дворяне
  • казаки

 

8. О каком событии идет речь в отрывке из стихотворения Д. Кедрина? 

 

Не мерена вдоль и не пройдена вширь, Пушнина в сибирских лесах хороша,
Покрыта тайгой непроезжей, И красная рыба в струях Иртыша!
У нас под ногой распростерлась Сибирь Мы можем землей этой тучной владеть,
Косматою шубой медвежьей. Ее разделивши по – братски…

 

Ответ: ________________________________________________________________________

 


Быт простых и знатных людей

 

Задание 1. Напишите, какие слои населения (сословии) проживали в Российском государстве в XVI веке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу.

Сословия Занятия Условия быта
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 3. Решите кроссворд. Напишите, какие сословия проживали на Руси в XVI веке.

                   7

 

 

 

                                           1

         

 

                               6

 

2

   

 

         

 

С    

 

            3

    О        

 

С

 

 

 

Л  

 

5

О

 

 
В  
4           И  
   

 

Я

 

   

 

   
   
   

   

   

 

 

 

   
                           

 

Слова для справок: духовенство, купцы, ремесленники, бояре, дворяне, казаки, крестьяне.

Задание 5. Решите кроссворд.

 

5                    7                         8

   

 

 

 

 

 

   

        1

                   

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

2

           

 

 

 

        6

 

 

 
   
3          

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 
   
4              

 

     

                             

По горизонтали:

1. Глиняный горшок с носиком, наполненный водой.

2. Деревянный настил под потолком, на котором спали.

3. Изображение Иисуса Христа, богоматери и святых.

4. Одежда крестьянских женщин и девушек.

 

По вертикали:

5. Зимняя крестьянская одежда из шкур.

6. Крестьянская одежда из грубого толстого сукна.

7. Основное сословие Российского государства.

  1. Головной убор, который одевали женщины на праздники.

 

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

 

С __ Р __ Ф __ Н

К __ ФТ __ Н

К __ К __ ШН __ К

П __ Л __ Т __

Задание 7.  Решите анаграммы, запишите полученные слова.

 

ТХБАРА ________________________

ШАБУ _________________________

ЛЕАНТ ________________________

Задание 8. Чем отличалась одежда простых и знатных людей?

Нужное подчеркните: цветом, покроем, материалом, ценой

 

Задание 9. Отгадайте загадку.

 

Во мне и стены, и углы.

Жилищем я твоим являюсь,

Но сменишь «о» на «ы»,

То сразу вверх я устремляюсь.

Ответ: _______________________

 

Задание 10. Отгадайте загадки.

Мать толста, дочь красна, сын храбр, под небеса ушел. __________________

Стоит Ерофейка, подпоясан коротенько. ____________________________

Белое поле, черное семя, кто съест, тот разумеет.________________________________

 


ИЙ                                ИН

Ответ: ________________________

С

 

 

Ответ: ___________________

Задание 4. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей. Соедините стрелками.

 

Постник и Барма                                                         Царь-пушка

Андрей Рублев                                                            собор Василия Блаженного  

Андрей Чохов                                                               икона «Троица»

Задание 5. Вычеркните повторяющиеся буквы. Запишите название города. Как связан этот город с русским иконописцем Андреем Рублевым?

 

                                              

И Е Я М И О Я
Я Е И С Е И К
И Я Е В Е И А

 

Ответ: _________________________

 

Задание 6. Вычеркнитеповторяющиеся буквы. Из оставшихся букв составьте слово. Что вы можете рассказать об этом человеке? (устно).

,

О М Г П Н И Р
О Ю П М Е С Ж
С Н И К Ю Ж П

                        Ответ: ___________________________________

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.

 

М ___Н____Х

___ К ___ Н ___

Р ___ БЛ ___ В

___ К ___ Н ___ СТ ___ С

Задание 8. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей.

 

«Хождение за три моря» Андрей Рублев
«Домострой» Афанасий Никитин
Успенский собор Сильвестр
«Троица» Аристотель Фиораванти

Первопечатник Иван Федоров

и первое издание книг в России

Задание 1. Решите кроссворд.По горизонтали:

 

3

               5

 

 

 

  4

 

 

     

 

 
       
1              

 

 

       

 

 

         

        2

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

1. Первопечатник на Руси.

2. Книга молитв по часам.

 

По вертикали:

3. Место, где печатают книги.

4. Первая печатная книга на Руси.

5. Помощник Ивана Федорова.

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

 

                                           Понятие              Что означает Типография Федоров Мстиславец Апостол
Первая печатная книга на Руси.  
Помощник Ивана Федорова.
Место, где печатают книги.  
Первопечатник на Руси.

 

Задание 3. Решите тест. Правильные ответы подчеркните.

  1. Когда началось книгопечатание на Руси?:

– 1548 год                    - 1564 год                  - 1581 год

  1. В чем состоит преимущество печатной книги, укажи правильные суждения.
    • удобно хранить
    • меньше времени тратится на ее издание
    • больше людей имеют возможность их читать
    • мало ошибок в тексте
    • четко и разборчиво написаны тексты
    • красивое художественное оформление

3. Что нового было создано Иваном Федоровым для печатания книг:

Станок, гусиное перо, пергамент, береста, шрифт, буквы-литеры, краски, чернила

4. Современное название места, где печатаются книги:

Печатный двор - ______________________________________

5. При каком царе появилось книгопечатание на Руси?

     - Иван III                     - Иван IV                    - Василий III


Задание 4.

Представьте себя учеником начальной школы XVII века. Сложите слова из следующих букв. Запишите полученные слова.

 

Пример: Добро – он – мыслете - _________ДОМ______________

Глаголь – он – рцы – он – добро - _____________________________

Ша – како – он – люди – аз - _________________________________

Задание 5. Решите примеры. Ответы запишите на второй строчке таблицы. Соотнесите полученные ответы с их буквенным обозначением. Прочтите полученное слово.

     
 
3 Х

 

 


                                                                    

6 4 8 2 5 9 3
18            
Ф            

 

   Ответы


24 15 18 27 6 12 9
Д Р Ф О О Е В

 


Задание 6. Расшифруйте название самой первой печатной книги на Руси.

Ответ: ______________________________

 

Задание 7. Отгадав слова по горизонтали, сможете прочесть по вертикали имя человека известного не только на Руси, но и далеко за ее пределами.

 

1            

 

    2          

 

 

 
3              

 

 

 
4              

 

 

 

 

5      

  6              

 

 

7        

 

                           

По горизонтали:

 

1. Масло из конопли, которым покрывали иконы.

2. Материал для письма.

3. Обращение к читателям в начале книги.

4. Место, где печатали книги.

5. Византийский художник.

6. Стена перед входом в алтарь.

 

7. Часть названия русской реки, которая впадает в Белое море.

 





Список литературы

 

1. Б.П. Пузанов,  О.И. Бородина,  Л.С. Сековец,  Н.М. Редькина.  «Уроки истории в 7 классе специальной  (коррекционной)  общеобразователь- ной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие».  Москва, 2003.

 

2. М.Т. Студеникин,  В.И. Добролюбова.  «Методика преподавания истории в начальной школе». Москва, 2001.

 

3. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Конспекты уроков для учителя истории. 3 класс» Москва, 2004.

 

4. Н.И. Ворожейкина, М.Т. Студеникин.  «Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». Москва, 2002.

 

5. Е.В. Саплина, А.И. Саплин.  «Введение в историю. Тетрадь творческих заданий». Москва, 1998.

 

Рекомендации учителю

 

 

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества» представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида.

Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

В тематической тетради представлены самые разнообразные задания: работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов. Особенностью заданий является дифференциация материала по объему и степени сложности. Использование в рабочей тетради разноуровневых заданий дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.   

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I .

Единая Россия (конец XV века – XVII век)

 

Иван III – глава единого государства Российского 5 Расширение государства Российского при Василии III 6 Русская православная церковь в Российском государстве 7 Первый русский царь Иван IV Грозный 8 Опричнина Ивана Грозного 11 Присоединение к Российскому государству Поволжья 13 Покорение Сибири 14 Быт простых и знатных людей 16 Москва – столица Российского государства 18 Путешествие Афанасия Никитина в Индию 20 Великий иконописец Андрей Рублев 21 Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России 23 Правление Бориса Годунова 25 Смутное время 26 Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков 27 Начало правления династии Романовых 30 Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина 31 Раскол в русской православной церкви 33 Освоение Сибири и Дальнего Востока 36 Повторительно-обобщающий урок «Единая Россия (конец XV века – XVII век) 37

Раздел II .

Великие преобразования России в XVIII веке

Начало правления Петра I. 40 Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга 42 Полтавская битва 44 Победа русского флота. Окончание Северной войны 46 Петр I – первый российский император 48 Преобразования Петра I 53 Эпоха дворцовых переворотов 58 Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова 59 Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств 60 Правление Екатерины II 62 «Золотой век» дворянства 63 Положение крепостных крестьян 64 Восстание под предводительством Емельяна Пугачева 65 Русско-турецкие войны второй половины XVIII века 67 Знаменитый полководец Александр Суворов 68 Русские изобретатели и умельцы 69 Развитие литературы и искусства в XVIII веке 70

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.