Рекомендации учителю
Тематическая тетрадь по «Истории Отечества» представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида.
Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
В тематической тетради представлены самые разнообразные задания: работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов. Особенностью заданий является дифференциация материала по объему и степени сложности. Использование в рабочей тетради разноуровневых заданий дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I .
Единая Россия (конец XV века – XVII век)
Раздел II .
Великие преобразования России в XVIII веке
Опричнина Ивана Грозного
Задание 1. Решите кроссворд.
3 | 5 |
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
|
1 | 4 | ||||||||||||
| ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
|
| |||||||||||||
По горизонтали:
По вертикали:
Задание 2. Решите кроссворд.
5 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
4 |
|
|
| ||||||||||||
| 2 | ||||||||||||||
3 |
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
По горизонтали:
По вертикали:
5. Дворяне, получившие поместье за государеву службу.
Задание 3. Выполните задание.
держава – скипетр – посох – шапка Мономаха
Задание 4. Ответьте на вопрос. Правильный ответ подчеркните.
Для чего Ивану IV потребовались опричники?
Задание 5. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».
Понятие Что означает | Самодержец | Опричнина | Земщина | Опричники | Помещики |
Часть Российской территории, находившейся в царском управлении. | |||||
Полноправный правитель России. | |||||
Дворяне, получившие поместье за государеву службу. | |||||
Часть Российской территории, оставшейся в управлении Боярской думы. | |||||
Люди, лично преданные Ивану Грозному, входившие в опричное войско. |
Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.
_ П _ _ ЧН _ К
С _ М _ Д _ РЖ _ _
З _ МЩ _ Н _
Задание 7. Решите анаграммы. Запишите полученные слова. Объясните устно их значения.
А Ь Ц Р _____________
Р Е Я Б О ________________
С Т О Л Е П Р ________________________
П О Т Л М И И Т Р О _______________________________
Покорение Сибири
Задание 1. Решите кроссворд.
4 |
|
5 |
| ||||||
|
| ||||||||
1 |
6 |
|
| ||||||
|
2 |
| |||||||
|
|
| |||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
По горизонтали:
1. Предводитель казаков.
2. Собрание казаков.
3. Казачий атаман, завоеватель Сибири.
По вертикали:
4. Сибирские города-крепости.
5. Вольные люди, воины, жившие на Дону, Днепре и в низовьях Волги.
6. Хан (имя).
Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».
Понятие Что означает | остроги | атаман | казаки | круг |
Предводитель казаков. | ||||
Собрание казаков. | ||||
Сибирские города-крепости. | ||||
Вольные люди, воины, жившие на Дону, Днепре и в низовьях Волги |
Задание 3. Рассмотрите карту в учебнике на странице 41 и назовите территории, вошедшие в состав Российского государства при Иване Грозном.
Запишите в тетрадь: В состав Российского государства при Иване Грозном вошли: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. О каком событии идет речь в отрывке.
Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны Душа отвагою полна, Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней- Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей Валы седые рассекает… | Плывет… уж близко челнока, Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь-дар царя- Стал гибели его виною. (К.Ф. Рылеев) |
_______________________________________________________________
Задание 5. Выполните тест. Правильные ответы подчерните.
1. Начало освоения Сибири в 1580 годах положил:
2. Организаторами похода Ермака были предприниматели:
3. В знак благодарности Иван Грозный наградил Ермака:
4. В Москве в 1555-1560 годах в ознаменовании покорения Казанского ханства был построен:
§ Владимирский собор
§ Покровский собор
§ Успенский собор
5. В честь рождения Ивана Грозного построили:
6. Церковь Вознесения, Андроников монастырь, Донской монастырь, Новодевичий монастырь находятся в:
7. Вольные люди, жившие на окраинах Российского государства:
8. О каком событии идет речь в отрывке из стихотворения Д. Кедрина?
Не мерена вдоль и не пройдена вширь, | Пушнина в сибирских лесах хороша, |
Покрыта тайгой непроезжей, | И красная рыба в струях Иртыша! |
У нас под ногой распростерлась Сибирь | Мы можем землей этой тучной владеть, |
Косматою шубой медвежьей. | Ее разделивши по – братски… |
Ответ: ________________________________________________________________________
Быт простых и знатных людей
Задание 1. Напишите, какие слои населения (сословии) проживали в Российском государстве в XVI веке?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу.
Сословия | Занятия | Условия быта |
Задание 3. Решите кроссворд. Напишите, какие сословия проживали на Руси в XVI веке.
7 | |||||||||||||
|
| ||||||||||||
1 | |||||||||||||
6 |
2 |
| |||||||||||
| С |
| |||||||||||
3 | О | ||||||||||||
| С |
| |||||||||||
| Л | ||||||||||||
5 | О |
| |||||||||||
В | |||||||||||||
4 | И | ||||||||||||
| Я |
| |||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||
Слова для справок: духовенство, купцы, ремесленники, бояре, дворяне, казаки, крестьяне.
Задание 5. Решите кроссворд.
5 7 8 | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
1 | ||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||
2 |
| |||||||||||||
6 |
| |||||||||||||
3 |
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
4 |
| |||||||||||||
По горизонтали:
1. Глиняный горшок с носиком, наполненный водой.
2. Деревянный настил под потолком, на котором спали.
3. Изображение Иисуса Христа, богоматери и святых.
4. Одежда крестьянских женщин и девушек.
По вертикали:
5. Зимняя крестьянская одежда из шкур.
6. Крестьянская одежда из грубого толстого сукна.
7. Основное сословие Российского государства.
Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы.
С __ Р __ Ф __ Н
К __ ФТ __ Н
К __ К __ ШН __ К
П __ Л __ Т __
Задание 7. Решите анаграммы, запишите полученные слова.
ТХБАРА ________________________
ШАБУ _________________________
ЛЕАНТ ________________________
Задание 8. Чем отличалась одежда простых и знатных людей?
Нужное подчеркните: цветом, покроем, материалом, ценой
Задание 9. Отгадайте загадку.
Во мне и стены, и углы.
Жилищем я твоим являюсь,
Но сменишь «о» на «ы»,
То сразу вверх я устремляюсь.
Ответ: _______________________
Задание 10. Отгадайте загадки.
Мать толста, дочь красна, сын храбр, под небеса ушел. __________________
Стоит Ерофейка, подпоясан коротенько. ____________________________
Белое поле, черное семя, кто съест, тот разумеет.________________________________
ИЙ ИН
Ответ: ________________________
С
Ответ: ___________________
Задание 4. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей. Соедините стрелками.
Постник и Барма Царь-пушка
Андрей Рублев собор Василия Блаженного
Андрей Чохов икона «Троица»
Задание 5. Вычеркните повторяющиеся буквы. Запишите название города. Как связан этот город с русским иконописцем Андреем Рублевым?
И | Е | Я | М | И | О | Я |
Я | Е | И | С | Е | И | К |
И | Я | Е | В | Е | И | А |
Ответ: _________________________
Задание 6. Вычеркнитеповторяющиеся буквы. Из оставшихся букв составьте слово. Что вы можете рассказать об этом человеке? (устно).
,
О | М | Г | П | Н | И | Р |
О | Ю | П | М | Е | С | Ж |
С | Н | И | К | Ю | Ж | П |
Ответ: ___________________________________
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.
М ___Н____Х
___ К ___ Н ___
Р ___ БЛ ___ В
___ К ___ Н ___ СТ ___ С
Задание 8. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей.
«Хождение за три моря» | Андрей Рублев |
«Домострой» | Афанасий Никитин |
Успенский собор | Сильвестр |
«Троица» | Аристотель Фиораванти |
Первопечатник Иван Федоров
и первое издание книг в России
Задание 1. Решите кроссворд.По горизонтали:
3 | 5 | |||||||||
| ||||||||||
4 | ||||||||||
|
| |||||||||
1 |
| |||||||||
| ||||||||||
2 | ||||||||||
|
|
|
| |||||||
| ||||||||||
|
| |||||||||
1. Первопечатник на Руси.
2. Книга молитв по часам.
По вертикали:
3. Место, где печатают книги.
4. Первая печатная книга на Руси.
5. Помощник Ивана Федорова.
Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».
Понятие Что означает | Типография | Федоров | Мстиславец | Апостол |
Первая печатная книга на Руси. | ||||
Помощник Ивана Федорова. | ||||
Место, где печатают книги. | ||||
Первопечатник на Руси. |
Задание 3. Решите тест. Правильные ответы подчеркните.
– 1548 год - 1564 год - 1581 год
3. Что нового было создано Иваном Федоровым для печатания книг:
Станок, гусиное перо, пергамент, береста, шрифт, буквы-литеры, краски, чернила
4. Современное название места, где печатаются книги:
Печатный двор - ______________________________________
5. При каком царе появилось книгопечатание на Руси?
- Иван III - Иван IV - Василий III
Задание 4.
Представьте себя учеником начальной школы XVII века. Сложите слова из следующих букв. Запишите полученные слова.
Пример: Добро – он – мыслете - _________ДОМ______________
Глаголь – он – рцы – он – добро - _____________________________
Ша – како – он – люди – аз - _________________________________
Задание 5. Решите примеры. Ответы запишите на второй строчке таблицы. Соотнесите полученные ответы с их буквенным обозначением. Прочтите полученное слово.
| |||
6 | 4 | 8 | 2 | 5 | 9 | 3 |
18 | ||||||
Ф |
Ответы
24 | 15 | 18 | 27 | 6 | 12 | 9 |
Д | Р | Ф | О | О | Е | В |
Задание 6. Расшифруйте название самой первой печатной книги на Руси.
Ответ: ______________________________
Задание 7. Отгадав слова по горизонтали, сможете прочесть по вертикали имя человека известного не только на Руси, но и далеко за ее пределами.
1 |
| ||||||||||||
2 |
|
| |||||||||||
3 |
|
| |||||||||||
4 |
|
| |||||||||||
| 5 | ||||||||||||
6 |
|
| |||||||||||
7 |
| ||||||||||||
По горизонтали:
1. Масло из конопли, которым покрывали иконы.
2. Материал для письма.
3. Обращение к читателям в начале книги.
4. Место, где печатали книги.
5. Византийский художник.
6. Стена перед входом в алтарь.
7. Часть названия русской реки, которая впадает в Белое море.
Список литературы
1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразователь- ной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие». Москва, 2003.
2. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Методика преподавания истории в начальной школе». Москва, 2001.
3. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Конспекты уроков для учителя истории. 3 класс» Москва, 2004.
4. Н.И. Ворожейкина, М.Т. Студеникин. «Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». Москва, 2002.
5. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. «Введение в историю. Тетрадь творческих заданий». Москва, 1998.
Рекомендации учителю
Тематическая тетрадь по «Истории Отечества» представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида.
Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
В тематической тетради представлены самые разнообразные задания: работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов. Особенностью заданий является дифференциация материала по объему и степени сложности. Использование в рабочей тетради разноуровневых заданий дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I .
Единая Россия (конец XV века – XVII век)
Раздел II .
Великие преобразования России в XVIII веке
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.