Загрязнение воздуха вредными для дыхания примесями происходит:
— в атмосфере выхлопными газами двигателей, промышленными предприятиями и другими источниками загрязнения;
— непосредственно в воздушных компрессорах в результате разложения смазочного масла в цилиндрах;
— во всасывающих трубопроводах компрессора при его негерметичности и в результате подсоса загрязненного воздуха из судовых помещений. Необходимая кондиция воздуха и газовых смесей для дыхания водолазов (табл. 8.6) обеспечивается применением фильтров на входе (всасывании) компрессоров, а также водо- и маслоотделителей и специальных блоков (фильтров) очистки на выходе компрессоров (рис. 8.10—8.12).
Таблица 8.6. Предельно допустимые концентрации вредных примесей в воздухе и газовых смесях для дыхания водолазов
* Концентрации вредных примесей приведены к литру в нормальных условиях.
Рис. 8.10. Схема блока очистки БО ВВД-200/150 I — фильтр; 2 — воздухоподогреватель; 3 — гопкалитовый патрон; 4 — ресивер; 5 — холодильник
Рис. 8.11. Блок очистки воздушно-зарядовой установки ВЗУ-200: 1 — ящик управления и сигнализации; 2 — гопкалитовый патрон; 3 — воздушный ресивер емкостью 40 л, 4 — каток; 5 — воздухоподогреватель; 6 — фильтр ФВД-200
Некоторые блоки очистки (БО-1, АБО-7 и АБО-10) очищают воздух только от масла и воды, другие (например, БО-ВВД-200), кроме того, обеспечивают очистку от окиси углерода, окислов азота, углекислого газа и других примесей.
Рис. 8.12. Блок электрокомпрессора установки ВЗУ-200: 1 — электромагнитный пускатель; 2 — воздушный манометр; 3 — компрессор; 4 — ящик с ЗИП; 5 — электродвигатель
Технические данные некоторых блоков и фильтров приведены в табл. 8.7.
Таблица 8.7. Характеристика блоков и фильтров очистки воздуха
Забор воздуха компрессором следует производить не из помещений, а снаружи из мест с чистой атмосферой, незапыленной и не загрязненной дымами, выхлопными газами, бензиновыми и масляными парами.
Периодически в установленные инструкциями сроки необходимо производить перезарядку блоков очистки (фильтров), обезжиривание, чистку и дезинфекцию газовых систем, делать анализ воздуха и газовых смесей на содержание вредных примесей (окись углерода, углекислый газ, углеводороды и окислы азота).
Большое значение для очистки воздуха от масла и влаги имеет систематическая продувка компрессора (между ступенями сжатия), воздухопроводов и баллонов.
Для осушки газообразного кислорода от влаги при наполнении малолитражных баллонов водолазных аппаратов от транспортных применяется кислородный осушитель ОКН-М, который характеризуется следующими данными:
— степень осушки кислорода (по точке росы) — не выше 48° С;
— пропускная способность при давлении подаваемого кислорода 5—6 л/мин;
— адсорбент—активный глинозем (ТУ ГХП 65—53) или силикагель КСМ (ГОСТ 3956—54);
— время непрерывной работы адсорбента в зависимости от температуры окружающего воздуха не должно превышать при:
+ 40° С — 20 ч;
+ 20° С —50 ч;
+ 10° С —70 ч;
0° С — 90 ч;
—10° С — 130 ч;
—20° С — 700 ч;
— рабочее давление 150 кгс/см2;
— габариты 420X260X515 мм;
— масса (с запасными частями и инструментом) 25 кг. При установке блоков очистки и осушки должны быть соблюдены следующие требования:
— производительность компрессора не должна превышать пропускную способность блока очистки (осушки);
— рабочее давление подводимого газа к блоку не должно быть больше расчетного рабочего давления блока. В качестве принципиальных схем включения блоков очистки (фильтров) могут быть приняты схемы, приведенные на рис. 8.13.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.