Этапы допроса:
1.Подготовительный этап – важно использовать тактические приемы, направленные на формирование у лица, вызываемого на допрос, по возможности положительного отношения к предстоящей процедуре. Цель – получить максимальную информацию о допрашиваемом, определить генеральную линию поведения, тактические особенности применения тех или иных приемов и методов допроса.
2.Этап установления психологического контакта – следователь должен позаботиться о создании на допросе условий, которые обеспечили бы желание допрашиваемых лиц вступить в общение со следователем.
3.Этап осуществления допроса – включает свободный рассказ допрашиваемого, детализацию и систематизацию полученной информации.
В бесконфликтных ситуациях могут применяться такие приемы психологического воздействия, как смежность, сходность, контрастность, разобщение, перифраза, наглядность.
В конфликтных ситуациях – снятие напряжения; создание напряжения; использование положительных свойств личности допрашиваемого; использование слабых сторон личности; пресечение лжи; выжидание; допущение легенды; вызов; внезапность; отвлечение внимания; создание представления об осведомленности следователя.
4.Фиксация результатов допроса
5.Анализ и оценка результатов допроса
14.Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби в процессе предварительного следствия.
Под маскировкой часто понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие своей целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка.
Маскировка может выражаться в сокрытии своих переживаний и психических состояний, в совершении действий с какими-либо предметами, в контактах с другими людьми. Кроме того, маскировочные действия могут быть направлены на сокрытие личных планов, оценок, отношений, то есть сокрытие истинных психологических переменных в поведении преступника.
Одной из разновидностей маскировок является инсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочных действий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытия преступления.
С психологической точки зрения инсценировка криминальной ситуации может быть охарактеризована как опосредованное межличностное взаимодействие, возникающее в процессе расследования преступления между двумя сторонами (противниками): следователем (а также другими работниками органов правопорядка) и преступником - субъектом инсценировки. Инсценировка реализуется посредством активных воздействий субъекта инсценировки на противника (следователя и других работников органов правопорядка) с использованием передачи лживой информации о своих истинных целях и намерениях и направленных на формирование искаженной картины криминальной ситуации.
Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в момент его совершения находился в другом месте. Возможны два варианта действий преступников для создания ложного алиби: 1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством “размывания” границ его временных параметров; 2) изменение времени совершения преступления путем “смещения” его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период.
15.Общая психологическая характеристика предварительного следствия и судебного процесса.
Предварительное следствие - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Психология предварительного следствия включает в себя психологию осмотра места преступления, психологию обыска, психологию допроса и психологическую характеристику следственного эксперимента, предъявляемого для опознания и проверки показаний на месте.
Рассмотрение особенностей проведения основных следственных действий убедительно показывают, что их эффективность во многом предопределяется, с одной стороны, уровнем психологической подготовленности следователей, а с другой – необходимостью более активного привлечения специалистов-психологов к психологическому обеспечению следственной деятельности и участию в профессионально-экспертной верификации и в расширении собранных доказательств.
Основной целью судебного процесса является накопление необходимой информации судом для вынесения приговора.
Судебный процесс является самостоятельным и очень важным элементом осуществления правосудия. Он должен производиться с полным соблюдением принципов гласности и непосредственности судебного разбирательства. Особенность познавательной деятельности в суде заключается в том. Что материалы предварительного следствия всегда дают уже готовую модель подлежащих исследованию событий, действий и взаимоотношений.
Эмоциональная напряженность в процессе работы судьи является отрицательным моментом и может помешать объективному разбирательству. Поэтому познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. В ходе судебного разбирательства процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели события и конкретного закона.
Коллегиальное начало в осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии: в ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Именно поэтому коллективная оценка доказательств является максимально объективной. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда – это дополнительная гарантия законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает и поэтому делает решение суда несомненным.
Обвинительная речь и речь защиты строятся на основе анализа собранных по делу доказательств, главным критерием которого является истина. По этому же принципу выносится приговор по делу. Деятельность судьи, прокурора, адвоката в судебном заседании не ограничивается формальнологической группировкой и оценкой полученных данных и результатов, она существует и в области этических взаимоотношений, поскольку объективность – то принцип столь же юридический, сколь и этический.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.