Раздел IV. Права и свободы человека н гражданина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

кая роль объединений, а также объективная возможность и опасность использования их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления отношений, складывающихся между объединениями и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соответствующие принципы и порядок.

По своему содержания? право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных, объединении, а именно' политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них Конституция РФ устанавливает только три положения, связанных с реализацией этого права.

а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, поскольку Конституция РФ не предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62). Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 2 ст. 22) все же предусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма действующего Закона о статусе военнослужащего (1993 г.), согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Федеральный закон о статусе судей, по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям Федеральным законом о прокуратуре 1995 г. также ограничено право прокуроров

б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения


Глава 12. Политические права и свободы                                                                              191

госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда): 1) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иных уголовно-наказуемых деяний, 2) повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.

в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания, исключает какое–либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

В апреле 1995 г. был принят Федеральный закон об общественных объединениях, который устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.

Закон рассматривает общественное объединение как некоммерческое формирование в таких формах общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (и наоборот) не допускается. Законом установлены порядок создания (регистрации) общественных объединений, их права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.

Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и деятельность политических партий. В Конституции РФ, как отмечалось, о них не упоминается. В соответствии с Законом о чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.

Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах – вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т.е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т.д. Однако пока отсутствует закон о политических партиях, который бы комплексно отрегулировал все специфические вопросы, связанные с созданием и деятельностью партий.


192                                                              Раздет IV. Права и свободы человека и гражданина

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция которых в отношении субъектов этого права определена конституционно' "для защиты своих интересов". Такая формулировка позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например, признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например, заключаемые профсоюзами коллективные договоры ограничивают свободу договора, т.е. право работодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия труда). В настоящее время права и гарантии профсоюзов регламентируются Законом СССР от 10 декабря 1990 г., многие положения которого устарели.

Государство оказывает поддержку молодежным и детским общественным объединениям, о чем 28 июня 1995 г. принят Федеральный закон. Закон предоставляет таким объединениям право готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи, участвовать в заседаниях федеральных органов при принятии соответствующих решений, получать информацию, пользоваться налоговыми и другими льготами. Молодежным и детским общественным объединениям выделяются государственные субсидии, а сами они пользуются судебной защитой своих прав.

Статус общественного объединения особого рода следует признать за казачеством, которое отражает одну из исторических традиций России. В различных нормативных актах говорится о "казачьем движении", "казачьих обществах", "казачьих организациях". Получило широкое распространение представление о казачьих организациях как форме местного самоуправления. При Президенте Российской Федерации действует Совет по делам казачества, а сами казаки объединены в различные "войска" с выборными атаманами. Однако, несмотря на форму одежды и другие регалии, казачьи "войска" не являются частью Вооруженных Сил Российской Федерации и не вправе обладать оружием. Их деятельность должна соответствовать ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, которая запрещает общественным объединениям создание вооруженных формирований.

Специальным законом регламентируются благотворительная деятельность и благотворительные организации (Федеральный закон| от 11 августа 1995 г.).

§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражда-





Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.