конституция фиктивна, то ни о какой демократии, правовом государстве не может быть и речи. В развитых странах установлен реальный конституционный режим, почему и нет попыток государственного переворота, а население в целом демонстрирует удовлетворенность степенью охраны своих прав и свобод. Иное дело, что во многих конституциях есть нормы, которые на практике не применяются (например, право абсолютного "вето" у английской королевы), но это неизбежные анахронизмы в старых текстах или издержки конституционного творчества.
Иногда самой структурой конституции, т.е. расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основных институтов. Например, во Франции в 1958 г. при переходе от парламентаризма к президентской форме правления в Конституции главы "Президент" и "Правительство" поместили перед главой "Парламент", ясно указав тем самым на перемещение центра тяжести в государственном механизме в сторону президентской власти. Аналогичное расположение глав и явно с той же целью видим в действующей Конституции Российской Федерации.
Но это не обязательное правило. В такой неоспоримо президентской республике, как США, раздел "Исполнительная власть", устанавливающий президентские полномочия, следует за разделом "Законодательная власть". В старых конституциях (США) вообще нет специального раздела о правах и свободах граждан, а основной текст содержит только нормы о механизме власти, но новые (Португалия, Испания),– предпочитают начинать именно с них, подчеркивая первостепенное значение этого института. Но и такое акцентирование в общем не имеет решающего значения при оценке целей конституции.
Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т.д. – они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.
В Конституции Российской Федерации с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они объясняют причины и цели принятия Основного Закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это
Раздел II. Конституция
введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.
В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.
Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.
§ 3. Прямое действие конституции. Конституция – это фундамент конституционного права, а следовательно, только часть его. Каждая норма основного закона обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, но при этом возникает опасность, что конституционные положения могут, как бы раствориться в море конституционного права, потерять свой приоритет.
Чтобы этого не произошло, определенным нормам конституции или всей конституции законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку. Такое прямое действие конституции наиболее важно для защиты прав и свобод граждан. Даже в тех странах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, прямое действие давно признается судебной практикой. В России о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина говорится в ст. 18 Конституции, а о прямом действии Конституции – в ч. 1 ст. 15.
Прямое и непосредственное действие фактически предусматривается и в других нормах Конституции РФ. Например, не требует никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения норма Конституции о том, что Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу (л. "г" ст. 84). В других случаях, однако, для применения конституционной нормы требуется принятие закона – обычного или конституционного
§ 4. Виды конституций. Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам.
Различаются, например, писаные и неписаные конституции.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.